Юлия Головешко
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы «Академия Мэри Поппинс»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия оздоровительной направленности
«Элементарный оркестр как кинезиологическое средство стимуляции межполушарных связей».
Актуальность. Создание музыкальных инструментов для детей с целью оздоровления является актуальным направлением в музыкальной педагогике. Эта практика позволяет детям не только развивать музыкальные навыки, но и воздействовать на их физическое и эмоциональное благополучие. Изготовление музыкальных инструментов из простых предметов, таких как трубочки антистресс и другие подручные материалы, стимулирует творческое мышление детей и развивает их моторику, координацию движений. Основной эффект от использования таких инструментов – оздоровление детей. Звуковые вибрации, которые создаются в процессе игры на самосозданных инструментах, имеют лечебное действие на организм. Они способны снижать уровень стресса, улучшать настроение и стимулировать вырабатывание эндорфинов – гормонов счастья. Музыка в сочетании с физической активностью также способствует укреплению иммунной системы и улучшению общей физической формы детей. Возможность экспериментировать со звуками и мелодиями побуждает детей к самовыражению и саморазвитию. Они могут создавать собственные музыкальные композиции, выражать свои эмоции и фантазии, что способствует развитию их креативности и творческого мышления.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшей группы „Академия Мэри Поппинс“» размещена в разделах
Таким образом, создание музыкальных инструментов из обычных знакомых предметов становится эффективным инструментом для оздоровления детей. Оно способствует их физическому развитию, эмоциональному благополучию, творческому самовыражению и развитию музыкальных навыков. Музыка, создаваемая собственными руками и душой, может стать настоящим вдохновением и источником радости для каждого ребенка.
Цель: развивать у детей умение видеть в обычных знакомых предметах музыкальные инструменты для создания собственных музыкальных ритмов.
Задачи:
Воспитательные:
• формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке;
• создавать атмосферу для творческого развития детей;
• стимулировать творческую деятельность детей.
Развивающие:
• развивать координацию движений и чувство ритма;
• закреплять навыки и умения игры на хорошо знакомых детских музыкальных инструментах (бубны, маракасы, ложки);
• развивать навыки самоконтроля при игре на детских музыкальных инструментах;
• развивать умение импровизировать на музыкальных инструментах;
• развивать мешполушарную специализацию, мешполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.
Образовательные:
• расширять представления детей о выразительных средствах музыки : ритм, тембр;
• конкретизировать представления детей об эмоциях и умениях с ними справляться;
• расширять представления детей о ритмах и музыке разных стран мира.
Музыкальный репертуар :
• песня «Лев и брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева;
• песня с движениями «Хорошо» вариант с инструментами Т. Новоселовой;
• песня на музыку Е. Железновой «Хороводом мы идем», вариант Т. Новоселовой;
• африканская песня, авторы неизвестны.
Ход занятия:
Вводная часть.
Звучит музыка «Леди Мэри».
Входит Мэри, танцует, в руках зонт и колонка. Встает перед детьми.
Мэри : Здравствуйте, леди и джентльмены! Надеюсь, вы меня узнали? Я – леди Мери и сегодня я приглашаю вас в свою музыкальную академию. Настоящие леди и джентльмены очень любят музыку, мелодии и ритмы могут сказать больше чем тысячи слов. Мы с моими лучшими учениками создали исключительный и непохожий ни на что другое музыкальный инструмент, собирающий в себя ритмы и мелодии, которые искренне трогают сердце и душу своей чарующей гармонией. Я приглашаю вас стать учениками моей академии. Джентльмены, наденьте шляпы, леди – наденьте шарфики моей академии.
Дети выбирают и надевают атрибуты.
Основная часть.
Мэри : ритмы и мелодии мы соберем на разных кафедрах академии и непременно обогатим звучание нашего нового необычного инструмента. Отправляемся в путь. В моей академии ученики не ходят, а танцуют, и чтобы ваши движения были плавными, элегантными я предлагаю вам дойти до первой кафедры весьма необычным способом.
Одно из главных правил академии – у леди и джентльменов всегда прямая осанка. Выпрямляем спины. Теперь поочередно переступаем, стоя на месте, с носка на носок. У вас отлично получается, мои леди и джентльмены, давайте пройдем к первой кафедре, но путь нам предстоит необычный, прошу снять обувь и встать на ритмоступени нашей академии. Теперь повторим нашу комбинацию снова. Сейчас мы двигаемся на платформе на 8 счетов, а на следующие 8 счетов мы переходим на следующую платформу.
Задача: ритмично переступать с ноги на ногу на ортоковрике, а также с ортоковрика на ортоковрик.
Под песню «Жил да был брадобрей» ритмично двигаемся по ортоковрикам в сторону первой кафедры. Подходим к первой кафедре, где нас ждут маракасы, ложки, бубны.
Мэри : Леди и джентльмены, приветствую вас на кафедре импровизации! Знаете ли вы что такое импровизация?
Ответы детей.
Мэри : вы безусловно правы. Импровизация – это создание или выполнение чего-то, не запланированного заранее, с использованием всего, что можно найти. Посмотрите, что есть на нашей кафедре. Знаете ли вы эти инструменты?
Ответы детей.
Мэри : Возьмите инструменты и рассаживайтесь поудобнее.
Подушки лежат по кругу, каждый кладет набор инструментов около себя.
Задача: ритмично играть на инструментах и выполнять движения по тексту песни, в проигрыше – импровизировать на инструментах.
ПЕСНЯ С ДВИЖЕНИЯМИ «ХОРОШО!» - игра на маракасах, ложках, бубнах.
Мэри : у нас получилась потрясающая импровизация, ритмы которой пригодятся нам для обогащения музыки необычного чуда-инструмента. Получите первую часть шифра нашей мелодии. Прошу следовать за мной к следующей кафедре – кафедре эмоций.
Переходим к следующей кафедре.
Задачи: выяснить и конкретизировать у детей их знания об эмоциях, рассказать о возможностях музыки избавляться от негативных эмоций;
Развивать у детей умение слышать и воспроизводить заданный ритм;
Развивать у детей координацию движений при перемещении боком
по кругу по ортоковрикам;
Развивать координацию и мелкую моторику посредством игры на
трубочках антистресс.
Мэри : леди и джентльмены, какие эмоции вы испытываете?
Ответы детей.
Мэри : каждый джентльмен и леди могут сердиться, расстраиваться, грустить и такое с нами бывает. Но мы, как истинные леди и джентльмены, всегда можем справиться с этими эмоциями с помощью музыки и вновь обрести хорошее настроение. А сейчас я вам раскрою свой секрет (открываем коробочку с трубочками антистресс). Знаете ли вы что это такое?
Ответы детей.
Мэри : а сейчас мы превратим ваши негативные эмоции в музыку! Прошу снова встать на музыкальные ритмоплатформы академии.
Дети снова встают на ортоковрики.
ПЕСНЯ НА МУЗЫКУ Е. ЖЕЛЕЗНОВОЙ «Хороводом мы идем» - игра на трубочках.
Мэри : и снова я восхищаюсь вашими талантами! Вы получаете вторую часть музыкального шифра!
Выдаем вторую часть шифра.
Мэри : приглашаю вас на следующую кафедру – кафедру ритмов.
Задачи: знакомить детей с ритмами разных стран;
Конкретизировать понятие «ритм»;
Развивать умение слышать и воспроизводить заданный ритм;
Развивать координацию движений при игре на звуковых молоточках;
Переходим к следующей кафедре, находим молоточки.
Мэри : мои юные ученики, знаете ли вы, что такое ритм?
Ответы детей.
Мэри : вы совершенно правы, ритм - это сочетание длинных и коротких звуков. Как вы думаете, чем мы занимаемся на кафедре ритмов?
Ответы детей.
Мэри : вы абсолютно правы, мы собираем ритмы со всего мира и пытаемся их воспроизводить! Я предлагаю вам послушать и воспроизвести один из ритмов, который я нашла в далекой Африке! Прошу – занимайте удобные места.
Дети рассаживаются на подушки.
Мэри :
ИГРА-ЭХО африканские ритмы – повтори ритм на молотках.
Мэри : У вас замечательно получилось, мои юные исследователи! Вы получаете последнюю часть музыкального шифра для нашего необычного инструмента.
Выдаем третью часть шифра.
Заключительная часть.
Мэри : приглашаю пройти к нашему необычному инструменту!
Мэри с детьми идут и находят коробку с глюкофоном, достают его, рассматривают, обращают внимание на цифры – сопоставляют с шифром! Мэри показывает, как извлекать звук на инструменте. Звучит музыка, Мэри предлагает определить характер звучания. – ответы детей.
Дети поочередно играют согласно шифру мелодию на глюкофоне. При возникновении трудностей у детей в процессе исполнения Мэри сама сначала играет мелодию по шифру, а затем предлагает пробовать детям.
Мэри : Мои юные ученики! Я от всей души благодарю вас за прекрасные мелодии и ритмы, которые вы создали сегодня и хочу вручить каждому из вас диплом об окончании нашей академии!
Вручение дипломов.
Рефлексия.
Мэри : прошу вас взглянуть на эти эмоциональные нотки и выбрать нотку, выражающую ваше настроение.
Дети выбирают нотки.
Мэри : а теперь прошу каждого по очереди встать под мой зонтик и рассказать понравилось ли вам сегодня в моей академии и что понравилось?
Дети по очереди встают к Мэри под зонтик и делятся впечатлениями.
Мэри : Благодарю вас, мои юные ученики, за высокую оценку деятельности моей академии! А сейчас пришла пора прощаться, ветер переменился! До новых встреч! До свидания!