Елена Бурова
Конспект открытого музыкального мероприятия «Круг светлых дней» с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального НОД «Круг светлых дней» с использованием фольклорного материала.
Цель: сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого музыкального мероприятия „Круг светлых дней“ с использованием фольклора» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2013
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора,
- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления,
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Воспитательные:
- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда,
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми,
Оборудование:
Ход НОД:
Весна.
Звучат плясовые наигрыши (фонограмма).
При входе в зал детей встречает скоморох:
Милости просим, пожалуйте в гости!
Заходите, не пожалеете,
Коли время имеете!
Собирайся народ, интересное вас ждет!
Песни, пляски, прибаутки,
Будут игры, будут шутки! Милости просим!
Дети входят в зал, в руках свистульки, колокольчики.
Скоморох:
В огороде грядка – всем загадка:
На одном конце цветы расцветают,
На другом – листья опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвертом – все умирает. ( Времена года: весна, лето, осень, зима)
Скоморох: Когда-то давно, на Руси Новый год начинался с весны. Прилетали птицы из теплых краев, солнышко согревало землю, земля пробуждалась от зимнего сна. Основной заботой человека был хороший урожай. Люди, веря в то, что природа живая и понимает его, помогали Весне вступить в свои права при помощи магических заклинаний, обрядов и песен. Дети всегда были рядом со взрослыми и в своих играх повторяли их жизнь, работу и праздники.
Весной в старину пели веснянки, песни, которыми зазывали весну, чтобы она торопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли:
Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
К нам на нивку иди ладить косы и серпы!
Давайте и мы весну зазывать!
Исполняют русскую народную песню «Веснянка» :
Весна красна ты с чем пришла?
С сохой, бороной, с лошадкой вороной! (Дети играют на свистульках и колокольчиках)
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С травою шелковою, с водою ключевою!
Дети выстраиваются в круг и исполняют песню «Вот уж зимушка проходит»
Дети:
- Благослави, мати, весну закликати!
- Весну закликати, зиму провожати!
- Зимочку в возочке,
-Летечко в челночке!
Педагог расстилает полотенце, кладет хлеб:
- Вот тебе, матушка-весна, хлеб да соль.
Весна, весна, красная, приди, весна, с радостью!
Дети: С радостью, с радостью, с великой милостью.
По очереди:
- Со льном высоким,
- С корнем глубоким,
- С хлебом обильным,
- С урожаем богатым!
Дети подбрасывают жаворонков, желают здоровья:
- Ой, вы,жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровья,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Скоморох обращает внимание детей на березовую рощу (декорации) :
Береза моя, березонька,
Береза моя белая, раскудрявая!
Стоишь ты, береза посреди долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая,
Вокруг тебя, березонька, красны девицы,
Вени вьют, плетут, хороводы водят.
Фонограмма хоровода (мальчики садятся на полянке, девочки берут веночки, заводят хоровод) :
Первая девочка - Покумекаем, кума,
Вторая девочка – Покумекаем (обмениваются венками).
Третья девочка – Полюбимся, кума,
Четвертая девочка – полюбимся (обмениваются венками)
Все: Чтобы век нам с тобой не бранится (поклон).
Мальчики входят в круг к девочкам :
- Сереж, а Сереж!
- Чо?
- Чо, чо, Чирий на плечо!
- Коленька, у тебя под ногами-то мох! (Коля смотрит вниз)
- Не кланяйся, я тебе не бог!
- Вов, а Вов, скажи «Двести»,
- Двести.
- У тебя голова в тесте!
- Саш, а Саш, тебе поклон послала!
- Кто?
- Маша!
- Какая Маша?
- Свинья наша!
Скоморох: Ну и наговорили! Ну и насмешили!
Как хорошо на зеленой лужайке хороводы водить да веселиться! Да пора уже пашенку пахати, урожай засевати.
Русская народная игра «Мак Маковистый»
Муз. руководитель:
- Мак маковистый, тонкий, волокнистый!
Как сеют мак? Как сеют мак?
Дети: (изображают движения) :
Вот как, вот как сеют мак,
Вот как, вот как сеют мак.
(Растет, цветет, полют, рвут, трясут, едят)
Скоморох: Ай, да молодцы, ай да работники!
А теперь устроим веселый перепляс «улица на улицу». Посмотрим, кто кого перепляшет.
Фонограмма «Семеновна»
Осень.
Хозяюшка (напевает песню, прибирается горнице, приглашает детей) :
- Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу. Я вас давно поджидаю. Красному гостю – красное место. Присаживайтесь. Где потеснее, там и веселее.
После трудового дня, когда солнышко садится, собираются люди, чтобы песни петь, хороводы поводить, пошутить, посмеяться, добрым словом перемолвиться. В народе говорят : «Сделал дело – гуляй смело!», «Делу время – потехе час!»
Какие дела за день не переделаны: и сено косили и стога метали, по ягоды да по грибы ходили, рыбу ловили, стада на лугах пасли, коров доили, всех дел не перечислишь. «Труд кормит, а лень портит».
Много пословиц сложено о трудолюбии. Давайте их вспомним:
- Дело мастера боится,
- Без дела жить – только небо коптить,
- Маленькое дело лучше большого безделья,
- Есть терпенье, будет и уменье.
Хозяюшка: А я вам другую пословицу напомню: Спишь, спишь и отдохнуть некогда. Про кого сказано?
Игра «Лень».
Муз. руководитель: Каждому времени года в народе соответствовали свои игры. Например, осенью играли в «Кострому». Из соломы делали куколку и называли ее Костромой, наряжали в женский наряд и говорили закличку:
Костромушка-Кострома, свет-государыня моя!
У нас для тебя и кисель, и вода, каша масляная, ложка крашеная,
Творога кувшин и пирог один.
Кострому мы наряжали, весну, лето провожали.
Муз. руководитель: в конце игры куклу-Кострому клали в корыто и пускали по воде, прощаясь с летом.
Русская народная игра «Кострома».
Хозяюшка (приглашает всех детей в горницу) : Делу время, а потехе-час. Повеселились мы с вами, позабавились, но пора свое умение и на деле показать.
(Девочки вышивают, поют русскую народную лирическую песню).
Хозяюшка: А наши мальчики тоже время зря не теряют, за работой его проводят.
Русская народная песня «Посмотрите, как у нас в мастерской».
Хозяюшка: А сейчас наши гости – прибаутка да небылицы.
Дети говорят по очереди:
- Уж как курочка бычка родила,
- Поросеночек яичко снес,
- По поднебесью, братцы, медведь летит,
- Свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
- Поросяточки-то по сучьям висят, по сучьям висят, полететь хотят.
Муз. руководитель: Подумаешь, удивили, Это всякий знает. А вот послушайте историю и скажите, где у нее конец:
Шла я как-то через мост, глянь ворона мокнет,
Жалко ворону, взяла ворону за хвост, положила ее на мост,
Пусть ворона сохнет, а чего ей мокнуть-то.
Хозяюшка: шла я как-то через мост, на мосту ворона сохнет,
Взяла ворону я за хвост, бросила ее под мост, пусть ворона мокнет.
Муз. руководитель: Шла я снова через мост, под мостом ворона мокнет.
Хозяюшка: Хватит, она же без конца. Хоть сто лет рассказывай-не расскажешь.
Ну и развеселили вы меня, что и петь хочется, и ноги сами в пляс идут.
Запевает русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько»
Ребенок: Частушки будем петь – скороговорочки,
Бычка поведем на веревочке,
Кто не знает, тот узнает, да научится.
Частушки (под сопровождении гармошки, приплясывая, дети и хозяюшка выходят из зала).
Зима.
Муз. руководитель: Как только урожай был собран, крестьяне начинали думать о новом урожае. Много зимой работы: телеги поправить, за скотиной ухаживать, наткать, напрясть нужно было, костюм молодой девушки обновить.
Но среди всей этой работы не забывали люди о веселых праздниках, Святках. Издавна русский народ встречает Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд называется «Коляда», что означает «Первый день месяца», или «Новый год».
В раннее новогоднее утро раздавался стук в дверь.
В дверь стучатся, в зал входят дети со святочной звездой, с ухватом, с колокольчиками.
Все: Сею, сею, посеваю, счастья доброго желаю (разбрасывают зерна).
Воспитатель: Здравствуйте, вам, хозяева!
Новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем!
Муз. руководитель: Давайте с вами вспомним, как встречали Новый год, Рождественские праздники, как зиму зазывали.
Дети: Приходи, зима! Приходи, красна!
С морозами трескучими, с снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными, с метелями дружными,
С Рождеством, с Колядой, с Масленицей молодой!
Дети делятся на хозяев и колядующих.
Исполняют Колядки :
Коляда, Коляда накануне Рождества,
Везде попевай, с Новым годом поздравляй!
Открывай двери, поднимай с постели!
Открывай окно, запускай Рождество!
Зови всех гулять, зови всех колядовать (стучат).
Муз. руководитель: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Коляда пришла, Рождество принесла!
Хозяин: Здравствуйте, милости просим к нам в дом»
Дети: Дайте коровку – масляну головку!
Подайте блинка – будет печь гладка!
Исполняют «Коляда, коляда, где ты раньше была?»
Хозяева: угощайтесь, пожалуйста! (выносят угощенье)
Все: Дай богатства тому, кто в этом дому! Спасибо!
Колядовщики переходят к следующему дому:
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять, с Рождеством всех поздравлять!
Все: Где хозяин с хозяюшкой?
Хозяйка: Уехали в поле пшеничку сеять!
Дети: Кто не подаст лепешки, тому разобьем окошки!
Кто не подаст ватрушки, расстукаем кадушки!
Кто не даст пирога, тому запрем ворота,
У скупых хозяев родись рожь колоском пуста, соломкой густа!
Хозяйка: Вон со двора, не дам пирога!
Не дам ватрушки, надеру ушки!
Прогоняет колядовщиков.
Муз. руководитель: жадные оказались хозяева, не гостеприимные, с пустыми руками пойдем от них.
Исполняют русскую народную песню «Авсень, авсень, завтра новый день»
Дети переходят к следующему дому.
Муз. руководитель: Дома ли хозяева?
Дома, дома!
Коляда пришла, Рождество принесла!
Дети: Дай блин, дай кишку, свиную ножку – всем понемножку!
Неси –не тряси, давай не ломай!
Хозяева: Пожалуйте, гости дорогие к нам на вечерку!
Колядовщики: Мы не сами идем, козу ведем!
А наша коза недавно с Москвы,
С новыми косьми, с козенятами,
Го-го-го, коза, го-го-го сера!
Коза пытается боднуть гостей.
И вдруг коза пала! (коза падает на пол).
Колядовщики: Нашей козе немного надо:
Решето овса, сверху – колбаса, три куска сала, чтоб коза встала.
Хозяева выносят угощение. Коза встает, скачет.
Колядовщики: Где коза ходит, там жито родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза рогом, там жито стогом.
Муз. руководитель: Много мы наколядовали. Пришло время поздравить и наших гостей. С праздником! Угощайтесь!
Все поют: Щедрый вечер, славный вечер! Добрым людям на весь вечер!
Дети угощают гостей и выходят из зала.