Заздравных Наталья
Конспект мероприятия «Вечер для родителей «Играя, развиваем речь» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Актуальность.
Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в
семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от
общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не
только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно
строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно
составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.
Публикация «Конспект мероприятия „Вечер для родителей „Играя, развиваем речь“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Одной из форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Вечеров для родителей». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции, передачи семейного опыта в вопросах речевого развития детей.
Диалогическая форма проведения с использованием игр, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы.
Ожидаемые результаты:
- Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.
- Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
- Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросамразвития речи детей.
- Повысить уровень развития речи детей.
Конспект мероприятия «Вечер для родителей
«Играя, развиваем речь»
Возрастная группа : старшая
Цель:
- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и
удовлетворения от общения со своими детьми.
- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
- Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Предварительная работа:
Изготовление буклетов для родителей;
Оборудование: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, мяч, клубок ниток. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников.
Ход мероприятия
№
п/п Деятельность родителей Деятельность педагога Примечание
Вводная часть
Передают мяч по кругу. Когда возьмут в руки, должны представиться (назвать свое имя и отчество) и передавая мяч соседу, говорят комплимент.
Высказывание родителей.
Ответы родителей Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент».
Как вы думаете, что такое речь?
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Игра «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Основная часть
Ответы родителей
Выполняют согласно тексту
Выполняют согласно тексту
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Выполняют упражнения
Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Какие пальчиковые игры Вы знаете?
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Итак, начнём!
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – (большой, серый, толстый, добрый);мяч – (круглый, футбольный, кожаный);
торт –(сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) … и т. д.
Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.
Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», и т. д
Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение,сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»?
«Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.
Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя» : девочка – злая, а медведи– добрые.
Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?
Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?
1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
4. Упражнения для щек.
5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно
(жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики,
детали конструкторов, спички без серы и многое другое.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Заключительная часть
Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.
Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
В помощь Вам раздаю буклеты с играми, которые помогут в развитии речи ваших детей.
.
Приложение №1
Список используемой литературы:
1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Идательство АСТ, 2000 – 48с
2. А. И. Максакова «Правильно ли ваш ребенок говорит» Москва: Изд-во:
Мозаика -Синтез,1990. 152с
Для разработки «Вечера для родителей «Играя – развиваем речь» были использованы статьи Интернет – ресурсов.