Анна Елисеева
Конспект мероприятия «Тульский секрет» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
u]Программные педагогические задачи: [/u]
Познакомить со сказом о Левше, закрепить знания о промыслах Тульских умельцев; развивать интегративные качества; воспитывать любовь к Родине, людям.
Планируемые результаты:
Проявляют познавательный интерес к сказаниям, народным промыслам, театральной продуктивной деятельности, используют в речи пословицы, крылатые выражения.
Материал:
Публикация «Конспект мероприятия „Тульский секрет“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2014
мультфильм «Сказ о Левше» в треках. Филимоновские игрушки, самовары, гармошки, пряники, макеты ружей, проектор, экран, ноутбук. Глина, гуашь, кисти, формы, тесто. Театральные костюмы для Левши, Филимона, Платова, блохи.
Чтение сказок, былин, преданий, сказаний. Заучивание стихов о Туле, мастерах умельцах. Так же заучивание пословиц, стихов, поговорок. Прослушивание песен.
Лепка филимоновских игрушек, пряников печатных. Беседы о самоварах гармошках, баянах. Мини- выставки свистулек, гармоний, пряников, самоваров.
Действующие лица:
Филимон
Платов
Жена Фимимона
Мастер самовара
Мастер пряника
Гармонист
Левша с подмастерьями
Блоха
Входит Филимон.
Стоит на свете Тула- городок,
Стоит не слишком низок, не высок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки- России не видал….
Этот уголок в России нашей
Несравненной красоты.
Он нам дорог, потому, что
Здесь родились мы
Под музыку «Город мастеров» выходят дети с изделиями и участники праздника.
1ребенок: Великая Россия наша.
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах,
На Весь мир молва идет.
2ребенок: Пряник Тульский – это класс!
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
3ребенок: Любовались гости Тулой,
Громко восхищалися-
Красотой оружия
Сраженные осталися.
4ребенок: Наша Тульская гармошка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
5ребенок: Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из Филимоново.
Никогда нам не забыть.
6ребенок: Золотой наш самовар-
Им не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке,
Наш земляк красуется.
7ребенок: Ты играй, моя гармошка,
Ты, подружка, подпевай.
Мастеров старинной Тулы
Во весь голос прославляй!
Дети садятся на места.
Филимон: Здравствуйте Внучата, рад вас снова видеть, вижу, наши встречи не прошли даром. Смотрю и мастерские открыли, молодцы!
Ребенок: Дедушка что у тебя в руках?
Фимилом: Это Туесок (шкатулка из бересты) .В нем много всяких былин, сказок, преданий и сказаний
Филимон: Вот послушайте…. Давным - давно, когда страна наша Россия была могучим царством, жили были в ней замечательные умельцы.
Они на радость людям делали игрушки, пекли пряники, мастерили оружие, самовары, гармони.
И среди них был главный мастер города Тулы, удивительный мастер, который превзошел английских мастеров и прославил наш город на весь мир.
Он со своими товарищами подковал английскую стальную блоху.
А звали его Левша!
Ребенок: Дедушка, расскажи нам про Левшу.
Филимон. Конечно, расскажу. Вы не только услышите, но и увидите все своими глазами.
Фильм (1,2,3 треки)
(начало, главный зал, покупка блохи)
Филимон: По приезду шкатулка была забыта, а когда Николай Павлович, брат Александра Павловича, встал на престол, он заинтересовался ею.
Запись (едет Тройка) (4 трек)
(Император заинтересовался пустяковиной.)
Фильм (5 трек)
(Приезд Платонова - донского казака в Тулу.)
Платов :- Здравствуйте люди, добрые
«Я донской казак Платов прибыл из Питера по указу императора Николая Павловича».Ну- ка отвечайте Где мастера оружейники живут?
Филимон: Не гневайтесь, барин все расскажем и город наш славный покажем.
Мастерская1 Филимоновская:
1 ребенок: Эй честные господа к нам пожалуйте сюда, как у нас ли ушки вьюшки, удивительны игрушки.
Филимон: В мою мастерскую заходите. На наши игрушки посмотрите.
Платов: Покажите, покажите как вы ловко мастерите!
(Дети лепят, расписывают филимоновскую игрушку. (4 ребенка)
2ребенок:Вместе дело спориться,
А врось- хоть брось.
3ребенок: Не будет скуки, когда заняты руки
Филимон: Однажды мы с женой нашли на огороде глину. Принесли домой, намесили, налепили птичек, зверюшек. Я дырочки в них сделал и игрушки засвистели.
Жена: Что б глина крепче была, игрушки в печке обжигали, белым мелом белили (показ)
4ребенок:Что бы игрушка была веселой нас радовала, мы ее разрисуем полосками, точками красными, желтыми,зелеными.
Жена: И получаются такие игрушки, дети радуются, свистят и приплясывают.
Филимон: Хороша игрушка
Расписная. Вся поет,
Бесхитростна, светла
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла
Дети дарят Платонову игрушки – свистульки.
Платов: Забавная игрушка - есть тут какой то секрет!
Мастерская2 самовара:
Филимон: В эту мастерскую мы зайдем, душу живую там найдем.
Мастер: Традиции русской семьи – чаепитие. В каждой избе был самовар. Чай пили с тульскими пряниками, баранками, вареньем. У нас в Туле первый самовар изготовил Назар Лисицын.
1ребенок:Самовары делали из красной зеленой меди мельхиора, иногда самовары украшали серебром и золотом. Основной материал – латунь.
2ребенок: Не зря о нас говорят «Дай Туляку кусок железа он сотворит чудо».
3ребенок: Самовары делаем большие и маленькие, разных фасонов. Самовары подарочные сувенирные.
4ребенок: А самовары мы топим шишками, лучиной, раздуваем сапогом.
5ребенок: Приглашаем чай попить, добавим лекарственных трав которые быстро залечат раны.
Мастер: Самовар символ гостеприимства, угощает, тоску разгоняет, сближает людей, добро и любовь несет.
Ребенок: Примите в дар наш самовар.
Платов: Хорош самовар - есть тут какой то секрет!
Мастерская3 пряника:
1ребенок: В нашу мастерскую заходите на наши изделия посмотрите.
Платов: «Покажите, покажите, как вы ловко мастерите!»
2ребенок:Пряники мы делаем из высоко качественного сырья, муки, повидла.
(Дети лепят пряники из соленого теста.)
3ребенок: Наши пряники: медовые, мятные, печатные. Украшены
затейливыми узорами и с разными начинками. Вот вам к чаю наши пряники.
4 ребенок: «Из Тулы не уезжают без Тульского пряника».
Дети угощают Платова пряниками.
Платов: (понюхал): душистый ароматный,-
есть тут какой то секрет!
Дети исполняют песню «Пряники русские».
Мастерская 4 гармошки:
1ребенок: Заходите, заходите на наши гармоники поглядите! Послушайте, спляшите и в подарок получите.
2ребенок: Самые первые ручные гармони, изготовили тульские мастера, братья Шкунаевы.
3 ребенок: Потом была изготовлена двухрядная гармонь, она была певучей и красивой.
4ребенок : «Мы мальчишки и девчонки, мы умельцы- мастера, изготовили гармони, на все времена».
5ребенок: А гармошки тульские хороши, а плясать под нее мы будем от души.
Пляска «Сударушка».
Платов: Прялку продам, веретено продам, а гармонь куплю, есть в ней какой то секрет!
Филимон: Вот и домик на окраине – мастерская оружейников.
(Филимон стучится в дом, выходит Левша с подмастерьями).
Платов: Император Александр Павлович приказал превзойти английских мастеров!
Передаёт шкатулку Левше, тот открывает её и говорит:
Левша: Английские мастера умелые, тут подумать надо! А вы, барин, поезжайте, залечивайте раны.
Филимон: Тут Левша призадумался.
Фильм (6 трек):
(Идея Левши: подкова на стене).
Сценка Левши и Блохи: Левша подковывает Блоху (стук молоточков).
Танец Блохи.
Звон колокольчиков, приезд Платова за работой мастера.
Платов: Подавай сюда работу!
Левша: Пожалуйте, барин! (подаёт Платову шкатулку).
Платов: (открывает шкатулку, смотрит).Ничего не понимаю, ничего не вижу. Собирайся, будешь ответ держать перед императором! (отъезд)
Филимон: Эх, хороший был мастер!
Фильм Трек 7:
(Император принимает работу).
Экран гаснет, выходит Филимон.
Филимон: Как же Левша прославил Тулу на весь ми?
Дети: Он подковал английскую, стальную блоху.
Филимон: Внучата, какие секреты у Тульских мастеров?
- Почему игрушки такие яркие, веселые?
Дети: Потому что мы лепим их с радостью, желанием.
Филимон: - Почему ваши пряники вкусные, душистые.
Дети: Мы выпекаем их с любовью, по своим рецептам.
Филимон: - Почему ваши гармошки красивые, певучие?
Дети: Мы делаем их с любовью.
Филимон: - Почему самовары у нас красивые с причудливыми узорами?
Дети: Мы делаем их с душой.
Филимон: Почему Левша превзошел английских мастеров?
Дети: Он мастер- золотые руки, зоркий глаз!
Филимон: С большой гордостью и любовью мы вспоминаем этого Мастера!
Все участники выходят на хоровод, звучит песня «Тула – родина моя».
Используемая литература:
1. Ашурков В. Н. Страницы русской старины (Очерки по истории Тулы). – Тула, 1998г.
2. Рассаднев С. А. «Тульский пряник» Тула, Приокское книжное из-во 1985
3. Гилодо А. А. «Русский самовар». М: «Советская Россия», 1991г.
4. Кирюхин Н. К. Тулы золотые мастера. (Сказы, повести, новеллы, очерки). – Тула: Приокское издательство, 1991г.
5. «Левша» - Лесков
6. «Тула- родина моя» из репертуара ВИА «Сябры»
7. «Тульский самовар» Купревич
8. Русская народная мелодия «Коробейники»
9. «Тула-ла» В. Смирнов