Светлана Тимина
Конспект математического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний по математическим тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закреплять умения решать задачи на смекалку, развивать логическое
мышление.
- Развивать способность анализировать, решая задачи;
- Закреплять понятия: точка, прямая, луч, отрезок;
- Продолжать учить составлять задачи, уметь объяснять их, найти решение; выделять условие, вопрос, ответ;
- Закреплять умение решать примеры, читать знаки, правильно пользоваться знаками «-,+»;
- Способствовать овладению детьми количественной характеристикой временных эталонов, закреплять представления о последовательности дней недели;
Публикация «Конспект математического занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну знаний по математическим тропинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Формировать навыки устных вычислений, создание предпосылок для подготовки детей к усвоению идей информатики, как алгоритм, блок система, вычислительная машина;
- Продолжать учить решать логические задачи на поиск признаков отличия одной группы от другой путем зрительного и мысленного анализа;
- Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по трем свойствам (цвет, форма, размер);
- Развивать память, логическое мышление, закрепить знания детей о цифрах (четные – нечетные);
- Способствовать умению ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать мелкую моторику руки;
- Развитие аналитической деятельности при работе со счетными палочками.
Материал: - Таблицы З. Михайловой
- таблица с условиями задач А. Зака, бланки задач на каждого ребенка А. Зака;
- счетные палочки на подносах на каждого ребенка;
- таблицы для проверки заданий с палочками;
- листы в клетку, простые карандаши на каждого ребенка;
- ребусы;
- Таблицы – вычеслительн. машины
- карточки с четными и нечетными числами на подносе для 8 человек;
- плакаты для дорисовки недостающей фигуры;
- цифры то 1 до 7, буквы К,О,Ж,З,Т,С,Ф.
- 2 мольберта с таблицами, с картинами;
- 2 ковра с 3-мя обручами Блоки Дьенеша;
- символы для отметки выполнения заданий (прищепки).
1. Вступительная беседа воспитателя.
Целый год мы путешествовали по стране знаний, осваивали математические тропинки, совсем немного осталось до школы.
И сегодня я предлагаю попробовать определить, готовы ли мы для неё. А чтобы было интереснее, я предлагаю посоревноваться.
2. Деление на команды
Каждый из вас берёт карточку с цифрами. (карточки лежат на подносе цифрами вниз). Те, у кого четные цифры – это одна команда, и они занимают место за этими столами, справа. Те, у кого нечетные цифры – это другая команда, они садятся за столы слева.
3. Предлагается разминка для команд – «Задачи-шутку»
(поочередно для каждой команды).
1)На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели ещё 4. Кот подкрался и схватил 1 воробья сколько воробьёв осталось на грядке?
(Ответ: Ни одного, т. к. остальные улетели)
2) Ты – водитель автобуса. В твоем автобусе 8 пассажиров, на следующей остановке зашли ещё 4 пассажира. Сколько лет было водителю?
3) Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
(Ответ: одинаково)
4) На столе лежало два яблока, их разрезали пополам. Сколько яблок стало на столе?
(Ответ: 2)
А сколько половинок?
(Ответ: 4)
5) Как можно назвать два по-другому?
(Ответ: пара)
Назовите парные предметы.
(Ответ: пара чулок, пара варежек, пара сапог)
6) Назовите парные части тела.
7) Чего бывает всегда только по четыре?
(Ответ: 4колеса у машины, 4 ноги у коровы, 4 лапы у кошки)
4. Логическая задача на поиск признака.
«Загадки-шутки» вы разгадали, а теперь я предлагаю вам более сложную логическую задачу. Для каждой команды приготовлена таблица (на мольбертах) и вам следует ответить на вопрос: «Чем же фигуры левой стороны отличаются от фигур правой».
(Ответ: 1). На ветках слева ягода растет на основной ветке, а справа – на боковых.
(Ответ: 2). Слева фигуры расположены рядом, а справа – внутри фигуры)
5. Поисково-творческая задача «Лиса» А. Зака.
У детей на столах бланк «Лиса – 1.1.» Карточка с несколькими ответами. На доске изображается условие задачи.
Воспитатель вспоминает с детьми условие задачи у доски (поиск конечной клетки после передвижения – шаг через клетку наискось)
Затем дети выполняют индивидуально на своих карточках. Им предлагается обвести правильный ответ.
Взаимопроверка: обменяться с соседом по карте и проверить друг друга.
6. В жизни мы часто используем пословицы и поговорки
Например: «Не узнавай друг друга в три дня, а узнавай в три года»
Следующее задание: чья команда назовет больше пословиц и поговорок с математическим содержанием.
Команды поочередно называют пословицы и поговорки, повторяться нельзя.
7. Физ. минутка.
1-2 - вы вставайте, 3-4 – приседайте,
5-6 – повернитесь, 7-8 – улыбнитесь,
9-10 – не зевайте, свое место занимайте.
8. Задание «Парашютисты»
А теперь каждая команда займет место у своего аэродрома.
(2 обруча, в них цифры)
Художественное слово: - Парашют раскрылся в небе и стремительно летит.
Приземлиться должен он на свой аэродром.
Сосчитай пример скорей, подбери цифру быстрей.
Детям раздаются парашюты с примерами, они их решают и кладут в обручи, подбирая ответы.
9. Игра ТРИЗ «Мы – точки».
Предлагается поиграть в игру «Мы – точки», причем в твердые предметы. В которых есть прямые линии.
Для этого сначала вспоминаем, как дети могут изобразить «воздух» - человечки-точки не касаются друг друга; «воду» - касаются друг друга кончиками пальцев; «твердый предмет» - стоят вплотную друг к другу, плечом к плечу.
1) дается команда: построить прямую. Дети встают к одному человеку с двух сторон, плечом к плечу.
(бесконечная прямая, детей с двух сторон может быть сколько угодно)
2) построить луч: дети размыкают две точки в любом месте, в разомкнутом месте дети кладут руки на пояс, это начало лучей – их два, а на концах дети продолжают вытягивать свободную руку – конца у игры нет.
3) построить отрезок. Все это дети объясняют, если воспитатель задает вопрос.
10.«Вычислительная машина»
Дети садятся на места. Им предлагается решить усложненные примеры на вычислительной машине. На доске образец машины. Решение одного примера с детьми совместно. Далее – индивидуальная работа детей за столами. (У каждого из детей индивидуальные листочки).
11. Составление задач по картине.
Примеры вы решаете хорошо, задачки тоже, а теперь составьте по картине свою задачу и решите ее.
- два плаката для команд на мольберте, задачи на «-;+»
Кто составит, поднимает руку. (Дети составляют задачу, рассказывают ее, говорят решение и ответ)
- Воспитатель спрашивает, какой знак используется в задаче и предлагает команде вспомнит стихотворение про этот знак
«Я плюс, и этом я горжусь. Я для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья и в том мое предназначенье».
«Я минус то же добрый знак, ведь не со зла я отнимаю,
Я роль свою лишь выполняю».
12. Задание «Сосчитай треугольники».
На мольберт вывешивается 2 плаката.
Воспитатель: «На какие геометрические фигуры разделен прямоугольник? Вы должны внимательно рассмотреть свой плакат и сосчитать все треугольники: большие и маленькие. Будьте внимательны, не спешите».
13. Задание «Пустая клетка». (Работа у мольберта)
Подумать всем вместе и определить, какой фигуры не достает. Дорисовать ее в правом нижнем углу.
14. Работа со счетными палочками.
Индивидуальная работа за столами, у детей по 7 палочек.
- попробуйте, используя одну палочку
построить на столе треугольник.
- Из двух палочек построить
на столе квадрат.
- три палочки разложить так,
чтобы получилось 3 угла:
тупой, острый, прямой.
- Четыре палочки разложить так,
чтобы получилось три
острых угла и два тупых.
- из семи палочек построить
два квадрата, три треугольника
(отметить разные способы построения у детей)
15. Сколько палочек у вас?
Отгадайте загадку с цифрой 7.
«Братьев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Попрощается последний – появляется передний.
(дни недели)
- Какой сегодня день недели?
- А какой будет через 2 дня?
- А какой был вчера?
- Назовите подряд три дня недели не называя их имен и чисел.
(вчера, сегодня, завтра)
- Пять дней недели подряд не называя их имен и чисел. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- В какой день недели взрослые не идут на работу, а дети в детский сад?
16. Задание для команд у мольбертов.
(два мольберта на них таблица с двумя полосками для цифр и букв;цифры от 1до 7, буквы к,о,ж,з,г,с,ф, в подносах.
Выложить дни недели, пользуясь эталонами цвета (радуги) и обозначая каждый день недели соответствующей цифрой.
Попросить объяснить, почему так выполнили.
«Каждый охотник желает знать
где сидит фазан».
Какого цвета среда, суббота?
17. Игра «Короче - длиннее». (Дети садятся за столы)
Воспитатель называет 2 отрезка времени и предлагает детям определить, какой из них является более длинным, более продолжительным.
Например: - что длиннее неделя или месяц?
- 5 часов или сутки?
- 7 суток или одна неделя?
- 30 минут или 1 час?
- 12 месяцев или год?
- 10лет или век?
-
18. Игра «Скажем наоборот» (психологическая разгрузка)
«Нам предстоит написать графический диктант. Чтобы правильно все выполнить. Поиграем в игру «Скажем наоборот».
Воспитатель: вниз - дети: вверх.
Верхний – нижний первый - последний
Слева – справа снизу вверх – сверху вниз
Правый – левый справа налево – слева направо
Спереди – сзади под столом – над столом
Итак, покажем правую руку, левой ухо…
Молодцы!
А теперь приступаем к диктанту.
19. Графический диктант. (у детей листочки в клеточку и карандаши)
«чтобы не сбиться, я буду четко говорить направление – один раз. Поставьте карандаш на точку, приготовились, начали.
(дети работают на листах)
- Что получилось? Какая фигура? (машина)
-
20. Машина привезла обручи, в которые надо разложить груз.
Два коврика с тремя обручами, в которых разложены коды, около команд подносы с блоками Дьенеша. Например: маленькие, круглые, синие.
Каждая команда раскладывает грузы в своих обручах.
Задание по блокам Дьенеша (3 свойства). Разложить фигуры по свойствам и уметь объяснить, почему вы ее положили в эту область.
Взаимопроверка: Команды проверяют выполнение задания друг у друга. Спросить у 2-3 детей объяснение.
21. Ребусы. (за столами, 1 ребус на парту)
ВИ 3 НА СТ 3 Ж (витрина стриж)
100 ЛИЦА Р 1 А (столица родина)
22. Подведение итогов. Похвала детям
(в процессе занятия на специальном табло отмечается выполнение заданий командами)
Итог: Все старались, многому научились и готовы идти в школу.