Светлана Панасенко
Конспект мастер-класса для родителей воспитанников по изготовлению тряпичной куклы «Отдарок на подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление у детей навыка выполнения тряпичной куклы «Отдарок на подарок», трансляция имеющегося у детей опыта изготовления куклы родителям.
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить родителей с народными тряпичными куклами, технологией их изготовления;
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей воспитанников по изготовлению тряпичной куклы „Отдарок на подарок“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
• совершенствовать навыки работы детей с тканью при создании народной игрушки;
• закрепить знания детей о традиционной кукле «Отдарок на подарок».
2. Развивающие:
• развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер, воображение;
• развивать умения ручного труда;
• способствовать приобщению участников мастер-класса (воспитанников группы и их родителей) к элементам славянской культуры, формированию творческого подхода к выполнению заданий;
• навыки взаимодействия детей со взрослыми, когда дети выступают в качестве обучающих
3. Воспитательные :
• пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;
• формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;
• заинтересовать участников мастер-класса в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;
• показать родителям роль, возможности традиционной тряпичной куклы в воспитании детей, укреплении взаимоотношений в семье.
Оборудование и материалы:
•ножницы,
•вата
•узкая атласная лента
•цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа «Куклы из бабушкиного сундучка», слушание русских народных песен, экскурсия в музей детского сада «Берегиня», проведение мастер-классов с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению традиционных народных кукол «Пеленашка», «Отдарок на подарок», подготовка схемы и материала для изготовления куклы «Отдарок на подарок».
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
Гости – родители и дети – входят в музей детского сада «Берегиня». Здесь их встречает Хозяйка (воспитатель) в русском народном костюме, приветствует их поклоном и словами:
- Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Гости званные и желанные! Рада вас видеть в моей горнице. Хорошим гостям и хозяюшка рада. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они – добры молодцы да красны девицы. (Входят дети)
Хозяйка, обращаясь к ним:
- Пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома! А мы вас поджидаем и без вас не начинаем. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. (Дети и родители рассаживаются вокруг стола).
2. Мотивация деятельности.
Хозяйка:
- Давайте, гости дорогие, сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все увидят, ушки все услышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.
Хозяйка интересуется у детей, нравится ли им у нее в горнице, и обращает их внимание на стоящий на столе сундучок:
- Ребята, хотите узнать, что в нем лежит? Сундучок это не простой, а с секретом. Он откроется, если отгадаете мою загадку. Согласны? (ответы детей)
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков ее скрутила,
В сарафанчик нарядила,
Сарафанчик из сукна.
Догадались, кто она? ( ответы детей: кукла) Давайте заглянем в наш сундучок и проверим, правильно ли мы с вами отгадали загадку. Открывают сундучок. Хозяйка достает из сундучка куклу «Пеленашку» :
- Посмотрите, ребята, что за куколка. Знакома ли она вам? Как она называется? (ответы детей).
Хозяйка:
- Правильно, это тряпичная куколка «Пеленашка». Мы с вами уже научились ее изготавливать. А кто мне напомнит, для кого она была предназначена? (отвечает желающий из детей)
Хозяйка:
- А я вижу в нашем сундучке еще одну куколку (достает тряпичную куколку «Отдарок на подарок»). Кто знает, что это за куколка? (ответы детей) Верно, это традиционная народная куколка «Отдарок на подарок». И эту куколку мы с вами уже умеем делать. А кто мне напомнит, кто, когда и для кого изготавливал «Отдарок на подарок»? (ответы детей).
Хозяйка, обращаясь к родителям :
- А вы, гости дорогие, хотите научиться своими руками создавать такую куколку? (ответы родителей). Тогда давайте вместе с нами подготовимся к работе, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в
Сторону — слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и
Сжимаем пальцы в кулачки.
-Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Хозяйка:
- Наши пальчики к работе готовы. А теперь милости прошу в мою светлицу (все проходят в музыкальный зал, где расставлены столики и стулья. На столах разложены схемы изготовления куколки «Отдарок на подарок», аналогичная схема проецируется на экране. Родители и дети парами рассаживаются за столы).
Хозяйка:
- Нравится ли вам, гости дорогие, в моей светлице? (ответы гостей) Есть в ней волшебное окно. А что же оно нам сейчас показывает? (ответы детей). Верно, это схема изготовления куколки «Отдарок на подарок». А кто из вас, ребята, напомнит, что же нам необходимо для работы? Кто расскажет и покажет, как по этой схеме сделать нашу куколку? (к экрану выходит ребенок по желанию и рассказывает последовательность изготовления куколки)
- А теперь, ребята, давайте возьмем из нашего волшебного сундучка все необходимое для работы (дети выбирают кусочки ткани, ленточки, кусочки ваты). И не забывайте: сегодня ваши мамы и бабушки – ваши помощники, а вы их учителя и наставники. Не стесняйтесь направлять, подсказывать, поправлять.
3. Практическая часть.
Работа в парах (звучит русская народная мелодия «Заинька»). По ходу работы Хозяйка дает комментарии того, что происходит за рабочими столами.
Хозяйка:
- Что ж, наша работа закончена. А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол, встанем все вместе в круг и полюбуемся на них. Куколки получились такими красивыми, потому что вы работали вместе с нашими гостями, вместе с ними вложили в каждую куколку тепло своих рук. Кто напомнит, ребята, как называется созданная вами куколка? (ответы детей) Кто готов рассказать, как вы ее делали? (рассказ ребенка по желанию) Кто напомнит, кому предназначалась эта куколка и с каким событием была связана? (ответы детей) Давайте порадуем наших гостей – ваших мамочек и бабушек – и отблагодарим их за помощь в создании куколок, за их работу (дети дарят куколок мамам и бабушкам).
- У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто…
Прижми ее к себе, увидишь – счастье
Из глаз струится, как у малыша…
Согрета человеческим теплом
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несет тепло в ваш дом…
- Какие замечательные получились игрушки: яркие, красивые! Пусть они украсят ваш дом и будут напоминать о нашей встрече. Пусть изготовление тряпичных куколок станет вашим любимым семейным занятием. До новой встречи!