Евгения Павлова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие Незнайки в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : "Путешествие Незнайки в зимний лес"
Технология: Технология развивающего обучения
Цель занятия : Развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы ребенка.
Задачи занятия :
1. Формирование представлений о зимующих птицах, об их образе жизни, закрепление обобщающего понятия «Птицы», сравнение птиц с другими животными, выявление отличий.
2. Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе и влияние этих изменений на жизнедеятельность птиц.
3. Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Птицы».
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Путешествие Незнайки в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
4. Развитие речемыслительной деятельности детей.
5. Формирование умения образовывать существительные винительного и творительного падежа.
6. Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
7. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
8. Формирование выразительной связной речи.
9. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
10 .Развитие координации речи с движением.
11. Воспитание бережного отношения к природе, заботы о зимующих птицах.
Материал:
Кукла Незнайки, письмо, сделанные сугробы, аудиозапись «Голоса птиц», картинки птиц, мешок, угощение для птиц.
Ход занятия:
I Приветствие.
Логопед. Ребята, к нам сегодня пришел необычной гость. А кто это, вы сейчас угадаете.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.
(Незнайка)
Появляется кукла Незнайка. Дальше логопед говорит и за Незнайку. Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Правильно, меня зовут Незнайка. Я очень рад вас видеть! Знаете, мне сегодня почтальон принес письмо, и я очень торопился к вам в детский сад, чтобы прочитать его вам.
Давайте сядем на ковер, я прочитаю вам письмо.
Письмо от снегиря:
“Здравствуй, Незнайка!
Большой “чирик” тебе и твоим друзьям от снегиря и всех птиц, которые зимуют в лесу. В нашем лесу сейчас очень красиво, но только все покрыто снегом, и корма нам не хватает. Зимой жучков и червячков нет, поэтому многие птицы осенью улетели. Остались только мы. Мы находим себе сухие ягоды, которые остались на деревьях и кустах, семена шишек. Но в этом году зима выдалась очень холодная и снежная и нам тяжело найти еду. Может быть ты, Незнайка, со своими друзьями приедешь в гости в лес и поможешь нам?
До встречи! Снегирь и другие, которые остались зимовать”
II Сборы в дорогу.
Незнайка. Ребята, я вас приглашаю со мной поехать в лес, чтобы помочь снегирю и другим птицам. Я собрал целый мешок разных вещей для птиц в лесу. Возьму его с собой. Вы со мной поедете?
Логопед. Ребята, посмотрите какая сегодня хорошая солнечная погода. Снег искрится, серебрится на солнце. Мы с вами хорошо погуляем по лесу и поможем птицам!
Незнайка. Вот здорово! Поедем все вместе в лес на велосипедах! Я так люблю на них кататься.
Дети объясняют Незнайке, почему нельзя ехать в лес на велосипеде зимой. И в какое время года катаются на велосипедах.
Незнайка. Нельзя зимой на велосипеде? Тогда поехали все на коньках!
Дети объясняют Незнайке, почему нельзя ехать в лес на коньках. И где можно кататься на коньках.
Незнайка. Тогда на чем же мы поедем?
Дети самостоятельно или с подсказкой предлагают отправиться в лес на лыжах.
Незнайка. Точно! Поедем на лыжах!
Дети и логопед имитируют движения одевания и ходьбы на лыжах.
III Остановка на опушке леса.
Незнайка. Ребята, посмотрите, какие вокруг большие сугробы! Снег такой же белый, как сахар, и, наверно, такой же вкусный! Сейчас я им полакомлюсь!
Логопед. Не делай этого, Незнайка!
Незнайка. Почему?
Дети объясняют Незнайке, почему нельзя есть снег. И что может случиться, если человек будет, есть снег.
Незнайка. Я понял! Снег такой плохой, пусть он совсем пропадет!
Логопед. Нет, Незнайка, ты не правильно говоришь. Разве снег плохой? Какую пользу приносит снег?
Дети объясняют, какую пользу может принести снег.
Логопед. Послушайте, как тихо в лесу! Где же, интересно, прячутся птицы? Как же мы их найдем?
Незнайка. Я помогу вам их найти! Я знаю, как выглядят птицы, сейчас я вам расскажу: у них густая шерсть, четыре лапы с острыми коготками, длинные пушистые усы и хвост….
Логопед. Ребята, а Незнайка правильно нам рассказывает о птицах…. А почему?
Дети рассказывают, в чем ошибся Незнайка. (У птиц нет шерсти, у них не четыре лапы, у них нет усов и т. д.)
Логопед. Ребята, о ком нам рассказал Незнайка? (О кошке.)
Незнайка. А какие же они тогда эти птицы? Похожи они на кошек?
Логопед. У кошки - лапы, а у птиц -…. (Крылья и лапы.)
У кошки – шерсть, а у птиц -… (Перья.)
У кошки – нос, а у птиц -…. (Клюв.)
Незнайка. Я понял, какие птицы! Поехали дальше, мы теперь обязательно найдем птиц и я, наконец-то, познакомлюсь с ними.
Дети и логопед опять имитируют движения ходьбы на лыжах.
IV В чаще леса.
Включается магнитофонная запись “Голоса птиц”.
Незнайка. Что это за странные звуки! Никогда раньше таких не слышал.
Дети отвечают Незнайке.
По очереди включаются записи голосов отдельных птиц. Дети узнают каждую из птиц по голосу. Если возникают затруднения, логопед помогает детям наводящими вопросами: - Кто это каркает?
- кто чирикает?
-кто стрекочет?
Дети подходят к деревьям.
На ветках деревьев изображения птиц.
Незнайка. Ой! Кто это сидит на ветках?
Дети рассказывают, каких птиц они видят на дереве.
Логопед. Ребята, а почему вы думаете, что эта синица.
Дети рассказывают о существенных признаках каждой птицы.
Подобным образом обыгрываются и другие птицы.
Незнайка. А я вижу красивые яблоки висят на деревьях! И, наверно, очень вкусные!
Логопед. Какие же это яблоки? Опять ты, Незнайка, ошибся. Кто это, ребята? Подскажите Незнайке.
Дети отвечают, что это снегири.
Незнайка. Так это и есть те самые снегири! Наконец- то я с ними познакомлюсь!
Да, снегирь - птичка заметная, яркая! На спинке у него перышки зеленые.
Дети исправляют Незнайку.
Незнайка. Голова и крылышки коричневые.
Дети исправляют Незнайку
Незнайка. А грудка и щеки синие.
Дети исправляют Незнайку.
Логопед. Ребята, снегири нас приглашают поиграть.
Координация речи с движением “Снегири”. Дети имитирую движения птиц.
“Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!”
V Кормушка.
Незнайка. Ребята, птицы написали мне, что зимой у них в лесу мало корма. Им очень трудно найти еду сейчас. Я сейчас возьму свой мешок и достану птицам угощение. Ребята, помогите мне, пожалуйста, приготовить кормушку!
Незнайка достает из мешка кормушку, и выкладывает на стол содержимое мешка: зернышки, рябина, камешки, фишки, семечки, крошки хлеба, пуговицы, сосиски, морковь, кусочки сала и т. д. Незнайка пытается положить в кормушку все подряд.
Логопед. Незнайка, а птицы все едят, что ты им привез?
Незнайка. Ничего не понимаю, а что птицы не едят конфеты, шоколадки, масло, морковку? А что они едят? Помогите мне, пожалуйста.
Дети рассказывают, чем питаются птицы, а затем самостоятельно наполняют кормушку.
Ну вот, мы помогли птицам. Давайте мы пригласим их на нашу кормушку.
Дети сажают птиц на кормушку.
Незнайка. Спасибо вам ребята! Что съездили в лес со мной!
Логопед. Ребята, а зачем мы ездили в лес?
Дети рассказывают, зачем помогать птицам зимой.
Незнайка. Что-то я замерз! И сам проголодался, давайте возвращаться в детский сад. Встанем вновь на лыжи и в путь.