Елена Шишулина
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи: «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы».
Задачи:
Упражнять в подборе слов-признаков и слов-действий к существительным.
Закрепить навык образования качественных и относительных прилагательных.
Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций.
Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи: „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
Дидактический материал: аудиозапись со звучанием вьюги, панно «Кормушка», пособие «Вкусное варенье», картинки-раскраски, презентация к занятию, мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, зимние атрибуты для украшения кабинета.
Лингвистический материал:
Предметы: снежинки, вьюга, снегопад, мороз, лыжи, заяц, волк, лиса, белка, олень, лось, воробей, сорока, ворона, голубь, клест, снегирь.
Признаки: холодный, белый, пушистый, мягкий, рыхлый, сверкающий, блестящий, заячий, волчий, лисий, беличий, олений, лосиный, малиновый, клубничный, яблочный, вишневый, грушевый, сливовый, апельсиновый.
Действия: кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, лежит, идет.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети заходят в кабинет, в котором размещены зимние атрибуты (снежинки, сугробы, снеговик).
На экране слайд с изображением зимнего пейзажа.
- Посмотрите вокруг, скажите, что вы видите? (Я вижу снежинки. Я вижу сугробы. Я вижу елочку)
II. Основная часть
1. Введение в тему:
- Сегодня у нас необычное путешествие, мы отправимся на прогулку в зимний лес. В лесу много снега. На чем отправимся в путь? (на лыжах)
На экране слайд с изображением бегущих лыжников.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
2. Игровое упражнение «Какая погода?»
На экране слайд с изображением зимнего леса.
- Посмотрите, мы оказались в зимнем лесу :
Сколько снегу намело,
Все вокруг белым бело.
Кто пойдет зимою в лес,
Тот увидит сто чудес.
Звучит аудиозапись «вьюги».
- Ребята, что это? (Вьюга воет.)
Детям предлагается ответить на вопросы: если на улице вьюга, то погода (какая) …вьюжная.
Материал: если на улице мороз, если на улице ветер, если на улице холод, если на улице снег. .
3. Игровое упражнение «Подбери словечко»
-Давайте оглядимся вокруг. Снег пошел все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом.
На экране слайд с изображением снегопада.
- Образуйте словечко: «снег» + «падает»? Какое слово получилось? … (снегопад).
– Подберите слова- признаки к слову «снег» (какой) (холодный, белый, пушистый, мягкий, рыхлый, сверкающий, блестящий).
– Подберите слова–действия к слову «снег» (что делает) … (кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, лежит, идет).
4. Игровое упражнение «Чьи следы»
На экране слайд с изображением животных и их следов.
Детям предлагается посмотреть и назвать следы животных.
- Вот мы и пришли, посмотрите как много на полянке следов. Скажите, следы, каких животных вы видите? … (Я вижу следы волка…лисы, зайца, лося, оленя, белки)
– Какие это животные? (Дикие животные)
– Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу).
- Как вы думаете, следы, какого лесного зверя мы не увидим зимой? (медведя) Почему? (Зимой он спит в берлоге.)
- Давайте еще раз назовем следы: это след зайца, значит он (чей) … заячий.
Материал: след зайца, след волка, след лисы, след белки, след оленя, след лося.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
На экране слайд с изображением детей, играющих в снежки.
Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики, начиная с большого). Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую). И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком). Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают «снежок»). Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок). Три – уроним (встают, «роняют» снежок). И … сломаем (топают).
5. Дидактическая игра «Кормушка»
Выставляется панно «Кормушка», на котором изображены зимующие птицы. Детям предлагается рассмотреть и назвать, где находятся птицы.
- Вот мы добрались до лесной полянки. Посмотрите, сколько птиц. Назовите их. Какие это птицы? Почему их так называют? (Зимующие, потому что они остаются с нами зимовать.)
- Расскажите, где сидят птицы? (Сорока сидит на пеньке. Ворона сидит под деревом. Клест сидит около пенька)
6. Игровое упражнение «В гостях у Лесовичка»
- Ребята, посмотрите, какой интересный домик нам встретился.
На экране слайд с изображением домика в лесу.
- В этом домике живет Лесовичок. Давайте зайдем к нему в гости.
На экране слайд с изображением Лесовичка.
-Лесовичок хочет угостить вас чаем с вареньем. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами.
У детей на столах пособие «Вкусное варенье». Детям предлагается назвать варенье.
- Какое у вас варенье? (У меня малиновое варенье).
Материал: малиновое, клубничное, яблочное, вишневое, грушевое, сливовое, апельсиновое.
- Давайте поблагодарим Лесовичка за угощенье. Будем отправляться в обратный путь.
III. Итог занятия
На экране слайд с изображением здания детского сада.
- Вот мы и дома. Закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно вам понравилось, а чтобы вы долго помнили о нем, я приготовила для вас вот эти картинки-раскраски.