Юлия Мамайчук
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа.
Тема: Звуки [M], [М’]. Буква М.
Коррекционно-развивающие цели:
Учить детей определять направление звука в пространстве.
Подготавливать детей к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
Научить детей четко произносить звуки [M] и [М’]. Дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия : «согласный звук», «твердый/мягкий согласный звук».
Учить определять место звуков [M] и [М’] в начале, середине и конце слов.
Учить анализировать слоги типа АМ, МА.
Оборудование: синим и зеленый кружок с колокольчиком для обозначения звуков [M] и [М’], картинки со звуками [M] и [М’], буквы из разрезной азбуки, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Педагог завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
2. Дидактическое упражнение «Перед-между-после»
Педагог предлагает детям вспомнить, какие осенние месяцы они помнят. Просит произнести их по порядку. Затем педагог задает вопросы: какой первый осенний месяц? Последний? Перед ноябрем? После октября? Между сентябрем и ноябрем?
3. Знакомство со звуком [M].
Педагог предлагает детям отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная - мычит, сытая – жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
- Как мычит корова? (Ммм)
Педагог показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [M] : когда мы произносим звук [M] :
• губки сомкнуты без напряжения;
• воздух выходит через ном;
• горлышко «работает».
Педагог показывает детям символ звука [M] : корова мычит: МММ. Затем объясняет, что звук [M] нельзя петь, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [M] синим кружком с колокольчиком. Таким образом, ребенок усваивает характеристику звука [M].
4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: МММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [M] длительно).
5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».
Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов и просит детей хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [M] (изолировано, в слогах, в словах) :
М, а, у, м, м, и; ар, ам, ом, ор, ма, му, ка, са, мы; мак, суп, муха, сын, мука.
Педагог предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [M] :
Ма, мо, му, мы; ам, ом, им, ум.
Педагог предлагает ребенку повторить слоговой ряд :
Ма-мо, ма-мы, му-ма, мы-му; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Педагог произносит слова, голосом выделяя в них звук [M], а дети называют одинаковый первый (последний) звук в словах:
Мак, машина, муха, мыло; дом, сом, ком, лом.
6. Задание «Выбери предмет»
Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [M] стоит:
В начале слов: мак, муха, маска, марка;
В конце слов: дом, сом, альбом;
В середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [M] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
7. Вспомнить вместе с детьми:
Месяцы года, в названии которых есть звук [M] (март, май)
Время года, в названии которого есть звук [M] (зима)
8. «Закончи предложение» (согласование местоимений с существительными) :
Это моя … (шапка). Это мой … (дом). Это моё … (пальто). Это мои … (книги).
9. Знакомство со звуком [М’].
Педагог задает детям вопрос: «Как называется детеныш коровы?» (Телёнок).
Педагог обращает внимание детей на то, что телё нок маленький и мычит: Мьмь…
Затем знакомит детей с символом звука [М’] : телёнок мычит мьмь, характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий и обозначаем зелёным кружком с колокольчиком.
10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М’]» :
Мь, а, у, п, мь: мя, ка, са, ми;
Мяч, суп, миска, Миша, кот.
11. «Повтори серию слогов»
Педагог предлагает детям внимательно прослушать и посторить слоговые ряды :
Мя-ме, ми-мю; амь-омь, умь-имь.
12. «Выбери картинки»
Педагог просит детей перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М’] :
Мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
13. Игры с картинками «Чего не стало?»
Дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.
14. «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза, педагог меняет местами картинки. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.
15. Дифференциация звуков [М] - [М’]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]» :
М, мь, мь, м…; ма, мя, ми, му…; мяч, муха, Миша.
16. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Игра с мячом: педагог произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М’], возвращая мяч педагогу и т. д.
Ма-мя, мо -, му-, мы-…; мя-ма, ми-,мю-, ме-…
17. «Выбери имя».
Детям предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М]/ [М’] :
Миша, Марк, Марина, Мирон, Мила…
18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке, серая малышка.
Кто это? (Мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (Медведь)
19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой – спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)
20. Выучить чистоговорки.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – мы едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Ме-ме-ме – дай-ка травки мне.
21. «Определи звук»
Педагог произносит пару слов и просит детей определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
Мышка – мишка; мыла – Мила; мал – мял.
22. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями :
Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали. (Выполнять соответствующие движения)
Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем –
И опять писать начнем.
23. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами! (О, Гофман)
- На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз со средними пальцами, а остальные – сжать в кулачок.
Игры с буквой.
24. Анализ слогов : АМ, МА. Составление схем из кружков.
Согласный звук – синий кружок с колокольчиками, гласный звук – красный кружок.
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА.
Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.