Елена Харитонова
«Зима и зимние забавы». Конспект логопедического занятия в группе общеразвивающей направленности 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в группе общеразвивающей направленности 6-7 лет по теме «Зима и зимние забавы»
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
• Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы.
• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
• Развивать силу и плавность выдоха.
• Развивать зрительное и слуховое внимание.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать чувство ритма.
• Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
• Воспитывать любовь к прекрасному: музыке, поэзии.
• Развивать творческое воображение и побуждать детей импровизировать под музыку.
• Учить детей различать характер музыки, передавать её настроение в движениях, ориентироваться в пространстве.
• Передать образ сказочного леса в коллективной работе над аппликацией.
• Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход занятия:
Логопед: Дети, скажите, а какая бывает зима?
Ответы детей: снежная, морозная, вьюжная, холодная, суровая, блестящая, искрящаяся и т. д.
Логопед: Чтобы не замёрзнуть в такую морозную погоду, надо согреть наши ладошки и лицо (Дети присаживаются на стульчики и выполняют самомассаж под медленную музыку; все движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон).
Самомассаж:
1. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся лёгкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе (4 раза).
2. Движения начинаются от спинки носа к ушным раковинам (4 раза).
3. Движения начинаются от крыльев носа к подбородку (4 раза).
4. Производятся волнообразные движения от подбородка к вискам (4 раза).
5. Движения от основания носа вокруг глаза и обратно (4 раза).
Логопед: А теперь мы с вами потеплее оденемся (дети встают со стульчиков):
Валенки, валенки, («надевают» на 1 ногу, на 2)
Не велики – (развели руками)
Не маленьки.
А как раз по ноженькам
Для нашего Серёженьки. (массаж сверху вниз)
Логопед: Оделись? Пошли по тропинке:
Двигательное упражнение «Мы идём» с музыкальным сопровождением:
1. Мы идём, мы идём, дети маршируют
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
«Ля-ля-ля…»
2. По сугробам мы шагаем, шагают, высоко поднимая колени
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
«Тра-та-та…»
3. А теперь на лыжи встали, двигаются скользящим шагом
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
«Ух!»
Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Снегу-то намело! Скажите, что делает снег?
Ответы детей: Падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т. д.
Логопед: Посмотрите на деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Без снега – заснеженные
Без инея – заиндевевшие
Весёлые – грустные
Бодрые – сонные
Обыкновенные – сказочные
Тёплые – продрогшие
Логопед: «А сейчас,давайте вспомним зимние месяцы
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это (январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
3. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?
Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
Если на улице холодно, то погода (холодная).
Если на улице мороз, то погода (морозная).
Если на улице ветер, то погода (ветреная).
Если на улице стужа, то погода (студёная).
4. Пальчиковая игра
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
кулак, ребро, ладонь
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Зимушка столько всего наделала! Вот посмотрите.
Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).
Река покрылась льдом и … – (заледенела).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.
Зима - (зимушка). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Мороз – (морозец). Снег — снежок, ветер — ветерок, гора-горочка, снеговик- снеговичок, сугроб —сугробик, лед — ледок, елка-елочка.
6. Дыхательные упражнения.
Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
Молодцы!
7. Игра «Путаница»
Дети, забавы, любят, зимние – Дети любят зимние забавы
Девочка, санки. зимой, кататься, на - Девочка любит зимой кататься на санках
Дети, одежда, зимой, надевать. тёплая – Дети зимой надевают тёплую одежду.
Мальчики, снеговик, лепили, сад, в - Мальчики лепили снеговика в саду
Молодцы! И это задание выполнили!
7. Физкультминутка.
Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте).
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).
9. Игра «Наоборот»
А теперь нам надо выполнить еще одно задание: я буду называть слова, а вы постараетесь подобрать слово наоборот- антоним:
Зимой холодно, а летом …. (Тепло или жарко)
Снег белый, а асфальт….(Черный)
Снег мягкий, а лед….(Твердый)
Зимой ночи длинные, а дни….(Короткие)
Зимой небо пасмурное, а летом….(Светлое)
Зимой лед на реке толстый, а весной (Тонкий)
Асфальт шершавый, а лёд (Гладкий)
Снежная королева злая, а Герда (Добрая).
Молодцы! С этим заданием хорошо справились.
Со всеми заданиями мы вместе справились! Что вам понравилось? Были ли трудные задания? Вы молодцы! Мне тоже понравилось, как вы занимались!