Чиркина Наталия
Конспект лексико-грамматического занятия «Лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме «Лето»
Цель: Формирование связной речи и лексико – грамматического строя у дошкольников с ОНР по теме: «Лето».
Задачи:
1. Закрепление представлений о лете и ее приметах.
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето», «Ягоды», «Цветы».
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Лето“» размещена в разделах
3. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласование прилагательных с существительными в роде, в числе и в падеже, образование и употребление относительных прилагательных от существительных, составление простых предложений и распространение их прилагательными).
4. Учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.
5. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Лето», картинки насекомых, ягод, игрушка Буратино, письмо, черно-белое изображение ключей, цветные ключи, схемы для составления предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: «Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг».
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: Игра «О чем можно сказать?»
Летний – день, дождь…
Солнечное – небо, настроение…
Веселые – ребята, птички, люди…
Зеленые – листья, деревья, насекомые…
Вкусная – ягода…
Объявление темы
Логопед: Какое время наступает после весны? Сегодня мы поговорим о лете и узнаем, почему это время так любят дети и взрослые.
Логопед:- Вспомните названия летних месяцев. (Июнь, июль, август)
Логопед:- Лето чудесная пора. Оно дарит нам много подарков и сюрпризов.
Посмотрите кто к нам пришел в гости (Игрушка Буратино) Буратино нам принес письмо. Но чтобы его разгадать, нужно собрать 7 волшебных ключей. (На листе напечатаны черно-белые ключи, дети за каждое выполненное задание получают цветной ключ и соотносят его с черно-белым ключом на листе).
Логопед: «Каждый ключ – правильно выполненное задание. Готовы выполнить задания Буратино? Тогда начинаем».
Логопед: «Первое задание».
– Если вы правильно закончите мои предложения, то узнаете, чем лето отличается о весны. Игра «Еще лучше».
Весной солнце светит ярко, а летом еще …. (Ярче).
Весной птицы поют звонко, а летом еще….(Звонче).
Весной цветов много, а летом еще …. (Больше).
Весной воздух теплый, а летом еще … (Теплее).
Весной детям весело, а летом еще (Веселее).
Весной деревья зеленые, а летом еще (Зеленее).
Весной день длинный, а летом еще… (Длиннее).
Логопед: «Молодцы, вот и первый ключ».
Логопед: «Второе задание»
- Предлагаю вам поиграть в игру «Назови, что бывает летом?»
Игра: «Назови, что бывает летом?». (Каждый ребенок дает ответ).
(Летом становится жарко, идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуска и едут отдыхать на море).
Логопед: «Молодцы всё правильно ответили. А вот и второй ключ».
Физминутка. «Цветы».
Раз – два –три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелёчки закачал (раскачивают руками влево – вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).
– Молодцы! Пройдите на свои места.
Логопед: «Третье задание» :
Игра: «Назови ласково». (Игра с мячом)
Лист – листочек
Туча – тучка
Зонт – зонтик
Дождь – дождик
Лужа – лужица
Ветер – ветерок
Дерево – деревце
Куст – кустик
Облако – облачко
Цвет – цветочек
Солнце-солнышко
Ягода – ягодка
Гриб – грибочек
Трава – травка
Логопед: «Молодцы! Вы справились с заданием. И получили третий ключ!»
Логопед: «Четвертое задание» :
Игра «Посчитай цветы»
Логопед:- Сколько ромашек? Сколько тюльпанов? Сколько роз?
(1 ромашка, 2 ромашки,3 ромашки, четыре ромашки, 5 ромашек)
Логопед. – Правильно. Вы были очень внимательными. Вот и четвертый ключ.
Логопед. - Следующее задание, пятое:
Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Скажи со словом «летний».
Месяцы – … (летние месяцы).
День – … (летний день).
Погода – … (летняя погода).
Утро – … (летнее утро).
Ночь – … (летняя ночь).
Солнце – … (летнее солнце).
Гроза – … (летняя гроза).
Дождь – … (летний дождь).
Цветы – … (летние цветы).
Одежда – … (летняя одежда).
Отпуск – … (летний отпуск).
Каникулы – … (летние каникулы).
Логопед: «Молодцы, все правильно сказали! И получили пятый ключ»!
Логопед: «Рассмотрите картинки и скажите, что на них нарисовано?»
-как называются ягоды?
– где растут эти ягоды?
- что из них можно приготовить?
(сок, варенье, компот, джем, желе, кисель и т. д.)
Логопед. - Молодцы! А вот и шестой ключ!
Логопед. – Но перед тем как приступить к следующему заданию, предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.
Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по ладони указательным и
средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на руках
Барабанит по окошку, на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладонями так, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Руки вдоль тела.
Логопед: «Отдохнули? Продолжим?»
Седьмое задание:
– Ребята, 7 ключ, самый последний, вы получите, если справитесь с заданием. Нужно составить предложения по летней картинке.
Каждый ребенок составляет предложение. Если оно короткое, то мы все вместе подбираем слова и предложение становится длиннее.
И вот у вас последний седьмой ключ.
– Ребята, вам понравились задания? А какое задание было самым трудным? Почему? Сегодня вы очень хорошо занимались, были внимательными. Давайте посмотрим, какое послание приготовил нам Буратино? Все ключи подошли, переворачиваем лист и читаем:
– Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, поэтому получили мое послание. Лето – это время развлечений и веселого времяпровождения, поэтому я дарю вам игру. Игра «Море волнуется раз….», загадайте летний образ и замрите и у нас будет хорошее, летнее настроение. До встречи!
Логопед: «До свидания, ребята!»