Ирина Денисова
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Удивительные джунгли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно – развивающего занятия в старшей группе
«Удивительные джунгли»
Цель: развитие эмоционально - личностной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Обучать детей приемам саморасслабления, конструктивным способам управления собственным поведением (снимать раздражение, избавляться от злости, разрешать конфликтные ситуации)
Закрепить понятие о положительных и отрицательных эмоциях, умение детей регулировать свое поведение и эмоциональное состояние.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе „Удивительные джунгли“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Обогащать словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.
2. Развивать мимические и пантомимические способности детей, понимание эмоциональных состояний «страха», «злости». Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации возникновения «злости», «страха», «радости», «любопытства».
3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и близким людям
Структура занятия
I Вводная часть
А) Разминка.
Б) Мимическая гимнастика / Дидактическая игра.
Задачи
1) Познакомить детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
2) Познакомить со словами, обозначающими эмоциональное состояние;
3) Вызвать здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.
II Основная часть
А) Два эмоциональных этюда.
Б) Беседа/Речевые упражнения.
В) Пауза – подвижная игра.
Г) Сюжетная игра на выражение различных эмоций.
Задачи
1) Углублять понимание основных эмоциональных состояний;
2) Активизировать эмоциональный словарь детей;
3) Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния.
III Заключительная часть (аутотренинг)
Задачи
1) снятие психо – эмоционального напряжения;
2) обучение ауторелаксации
Ход занятия
I Вводная часть
Психолог: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Добрый день!»
Психолог: Какое ребята у нас сейчас время года?
Дети: зима
Психолог: Зима какая? (ответы детей) Давайте посмотрим на огонек, на что он похож?
Дети: на солнышко
Психолог: нам его так зимой не хватает! Давайте поделимся друг с другом его светом, теплом и хорошим настроением. (передаем друг другу свечку)
Разминка
Психолог: Ребята, а где бывает волшебство
Дети: в сказках
Психолог: правильно, но волшебство встречается не только в сказках, но и в природе. Я предлагаю превратиться вам в маленькое семечко (дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками)
«Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове.
С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек – дети выпрямляют голову и выпрямляются.
Появляются веточки с бутонами – дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.
Наступает радостный момент, бутоны раскрываются – дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, летом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – дети друг другу улыбаются.
Кланяется им, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками – дети кончиками пальцев дотрагиваются до своих товарищей.
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой – дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены.
Ветер срывает лепестки и листья – дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса, опускают голову.
Цветок сгибается, клонится к земле – наклон вниз, руки свободно опущены.
Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко – дети снова приседают, закрывают голову руками.
Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет!
Вот мы и посмотрели, какое волшебство происходит с природой в разное время года, а что с природой происходит сейчас? (ответы детей)
Мимическая гимнастика
Дети садится в круг, психолог последовательно показывает гномов и одновременно говорит задание.
Психолог: Мы сделали разминку для тела, а еще для чего мы делаем гимнастику?
Дети: для лица
Психолог: А вот и наши знакомые – гномы. Сегодня мы с ними сделаем гимнастику.
1) Смотрим приключенческий фильм — нам очень любопытно! (любопытство)
2) Улыбаемся, как солнышко, — мы очень рады. (радость)
3) Какое чудо — удивились! (удивление)
4) Погрустим, как осенний дождик. Как грустно! (грусть)
5) Увидели отвратительную грязную бумажку, — как неприятно! (отвращение)
6) Разозлились, как Бармалей, мы очень злые! (злость)
7) А теперь хвастаемся — важно, самодовольно. (самодовольство)
8) Заяц увидел волка — как страшно! (страх)
Как вы себя сегодня чувствуете?
Какое у вас настроение? Покажите его на лице. (Дети при помощи мимики показывают свое настроение)
II Основная часть
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о чувстве, которое могут испытывать все: мамы и папы, и бабушки с дедушками, и мы с вами иногда испытываем это чувство, а о каком чувстве идет речь вы сами попозже догадаетесь!
Этюд «Ночные звуки» (страх)
Психолог: Сегодня мы отправимся в путешествие. Нас ждут удивительные джунгли, полные чудес. Обезьянка отправилась гулять по джунглям и заблудилась,. Пришла ночь, Поднялся ветер — испугалась обезьянка. Покажите, как она испугалась? ( Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания).
Пальмы и баобабы — большие деревья с очень толстым стволом — громко скрипели и гнули ветви до земли, а обезьянке казалось, что ее хватают большие, страшные лапы. Долго металась обезьянка по джунглям, пока не нашла себе местечко, где можно спрятаться и дрожать от страха. (Дети изображают дрожащую обезьянку.)
Психолог: Что чувствовала обезьянка?
Почему она испугалась?
А вам бывало когда-нибудь страшно?
Что вас больше всего может испугать?
А вы слышали поговорку: «У страха глаза велики», что это значит? (ответы детей)
Психолог: это значит когда человек боится он все преувеличивает.
Настало утро. Обезьянка огляделась и увидела деревья, которые так напугали ее ночью. Озаренные лучами солнца, деревья приветливо шелестели листьями. Тут обезьянка обрадовалась, засмеялась и поняла, что бояться было нечего. (Дети изображают радостную обезьянку, откинутая назад голова, приподнятые брови, улыбка.)
Распределяются роли обезьянки, деревьев.
Психолог: Один из вас будет изображать обезьянку, а все остальные будут деревьями. Этюд разыгрывается 2 раза.
Психолог: А сейчас выберете, какое чувство было у обезьянки и как оно изменилось. (страх и радость)
После обсуждения выразительных движений дети выбирают карточки из набора пиктограмм, отражающие смену настроения обезьянки.
Этюд «Родители рассердились» (злость)
Психолог: Вернулась обезьянка домой и увидела своих родителей. Они очень рассердились, что обезьянка отправилась гулять по джунглям совсем одна.
Почему родители рассердились? (Ответы детей.)
Как проявлялась их злость? (Они хмурили брови, грозили пальцем.) ( Дети показывают мимику злости: сдвинутые брови, прищуренные глаза, сморщенный нос; демонстрируют жесты угрозы.)
Психолог: Выберите чувство, которое было у родителей из набора пиктограмм.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» (М. И. Чистякова) :
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний кончик хвоста. Под оживленную музыку первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Игра проводится 2-3 раза под оживленную музыку.
Беседа на тему «Злость»
Психолог: Что вы чувствовали в тот момент, когда изображали злость? Из-за чего вы можете разозлиться?
(Педагог вместе с детьми приходят к выводу, что каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают ему больно.)
Психолог: За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Педагог просит показать, какие бывают выражения лица, позы, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя и др., когда они сердятся на детей.)
Когда вас ругают старшие, что вы делаете в ответ: плачете, убегаете, защищаетесь, молчите, боитесь пошевелиться? (Ответы детей.)
В ответ на угрозы старшего не нужно скрывать свои чувства, напротив, можно сказать: «Мне страшно, не надо так кричать». Можно обратиться к взрослому: «Что мне сделать, чтобы ты успокоился, чтобы ты не ругался?».
Давайте представим ситуацию: «Вы испачкали новую, чистую одежду — папа сердится, кричит, грозит наказать вас».
Как вы себя поведете? (ответы детей)
С какими словами вы обратитесь к рассерженному взрослому?
Но бывают такие ситуации, когда взрослый не реагирует на ваши слова и продолжает вас ругать, тогда лучше уйти и подождать пока он успокоится.
III Заключительная часть
Заключительная часть Релаксация «Радуга».
Психолог: А теперь мы с вами отдохнем! Располагайтесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представь себе, что ты лежишь под чистым синим небом, светит солнце, тебе спокойно и тепло. (Пауза.) Ты смотришь в небо и видишь большую радугу, она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светится теплым, чудесным светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя. (Пауза.) С этим светом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими.
У каждого своя, особенная радуга. Может, твоя радуга пахнет цветами, а может, карамелью. Познакомься с нею, улыбнись ей. (Пауза.) Если хочешь, можешь забраться на радугу. Радуга сама поможет тебе подняться на нее. А здесь можно улечься или сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. (Пауза.) Когда захочешь, спускайся с радуги и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть волшебная радуга, наполненная чудесным светом. Ты можешь вернуться к ней, когда захочешь, когда тебе понадобится ее энергия и свет. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись себе и радуге внутри себя.
Какое у вас сейчас настроение?
На сегодня наше занятие окончено, мне было очень приятно вас всех видеть, спасибо и до свидания!