ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Путешествие в снежное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия «Путешествие в снежное королевство» по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Цель: Развитие у детей интереса к яркому образному художественному слову.
Задачи:
1. Расширять активный словарь дошкольников через умение объяснять последовательные и временные связи, различать признаки в неживой и живой природе. Устанавливать причинно- следственные связи в явлениях природы.
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи „Путешествие в снежное королевство“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
2. Через проблемную ситуацию формировать у детей искреннее чувство и желание помогать друг другу в беде.
3. Развивать творческие способности, наглядно – образное мышление.
4. Активизировать словарь: лазурная, прелестная, колкий, гладкий, прозрачный.
Форма проведения: Занятие- путешествие по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»
Место проведения:
Музыкальный зал, оформленный под зимний сказочный лес.
Оборудование: Мультимедиа, костюм почтальона, муляж еловой шишки, изображение сугроба, набор снежинок для выкладывания узоров, сосулька, снежки, елка, иллюстрации зимующих птиц.
Методические приемы:
Создание мотивационной ситуации, проблемных вопросов, использование дидактических игр и упражнений: «Елочка- березка», «Снежинка», «Сугроб», «Чей голос?», «Образуй слово».
Вопросы развивающего, обобщающего и уточняющего характера. Микрообобщения частей занятия, анализа продуктивной деятельности детей.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Ввод в мотивацию:
В зал входят дети. Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.
-Ой, а куда я попал? Это детский сад №21? Да, подготовительная группа
Вопросы по содержанию сказки.
-А вы знаете сказку «Снежная Королева?»
-Кто её написал?
(Да. Андерсен.)
- Назовите основных героев. Кай, Герда, Снежная Королева.
-Что случилось с Каем?
(Он попал в ледяное царство.
Королева его не отпускает.)
-Вы хорошо знаете сказку. А я принес вам письмо от Кая. Получите. А мне пора.
Разыгрывание проблемной ситуации.
Чтение письма воспитателем.
«Дорогие друзья! Вам пишет Кай. Я попал в беду. Снежная королева не выпускает меня из своего царства. Я складываю льдинки и мне очень холодно. Помогите мне выбраться из королевства вечных льдов. Вам нужно пройти 5 трудных испытаний. Если вы их правильно выполните, тогда Снежная королева отпустит меня».
Обобщение воспитателя.
-Ребята! Готовы ли вы помочь Каю?
(Да, готовы)
-А какими качествами надо обладать, чтобы выручить друга из беды?
(Быть сильными, смелыми, ловкими, находчивыми.)
-Уметь бороться с вьюгой и метелью, не бояться холода. Готовы ли вы на это?
-Тогда в путь!
2. Основная часть.
Использование мультимедиа. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс зимнего леса»
-Ребята, мы с вами попали в заколдованный сказочный, зимний лес!
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна!
Припоминание стихотворений о зиме.
-Вспомните, как поэты описывают зимний лес.
Дети идут по зимнему лесу, читая стихи.
(Темный лес, что шапкой принакрылся чудной…
В декабре, в декабре все деревья в серебре)
Дидактическое упражнение «Елочка-берёзка»
Вопросы на обобщение, на выявление причинно- следственных связей
-Посмотрите, какая необычная шишка на дереве! /Срывает шишку/.
-На ней первое задание от Снежной королевы.
1. Как называются листья? Иголки?
2. Назовите хвойные деревья,лиственные?
3. К какому виду отнесем березку, лиственницу, почему?
(К лиственным, т. к. на ней растут листья. К хвойным, потому что у нее иголки, хотя опадают осенью.)
4. Сейчас зима, листьев на деревьях нет.
Как узнать, какое дерево перед вами?
(Береза. Ствол белый с темными крапинами, веточки тонкие, черные.)
5. Продолжите строки С. Есенина:
«Белая береза под моим окном…»
(Принакрылась снегом точно серебром.)
-Молодцы! Вы ответили на все вопросы первого задания. А шишка укажет нам путь.
Мы пойдем прямо и найдем следующее задание в заснеженном сугробе.
Динамическая пауза.
-По сугробам мы шагаем, дружно ноги поднимаем. Идем мы все по кругу, помогаем мы друг другу.
-А вот и сугроб. Найдите снежинку с заданием. /Дети ищут/
Дидактическое упражнение «Снежинка».
-Слушаем второе задание.
1. Из чего состоит снег?
(Из множества снежинок.)
2. Из чего состоит снежинка?
(из кристалликов, льдинок, лучиков)
3. На что похожа снежинка?
(На цветок с шестью лепестками, звездочку с шестью лучиками)
4. Подберите красивые слова о снежинках.
(пушистая, легкая, серебристая, хрупкая.)
5. А что они делают в воздухе, когда падают?
(летят, порхают.)
Дидактическая игра
«Сложи узор»
-В лесу много снежинок. Разделитесь на три группы и выложите из снежинок узоры.
/работа детей в подгруппах/.
-Дидактическое упражнение «Снежный ком»
Образец воспитателя.
-Какими красивыми узорами покрылась земля! А какие слова могут вырасти из слова снег?
Образец воспитателя.
-Я начну, а вы продолжите: снег - снежный…
(снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снежок.)
Микрообобщение.
Целый сугроб красивых слов вы составили.
Что- то прохладно стало вокруг, ветер подул и мороз приударил. Это королева промчалась. И вдруг все превратилось в пургу в этом зале.
Дыхательная гимнастика
-Ветер с севера подул.
-Стужей лютою дохнул.
-И проснулись все метели
Закружились, полетели.
(дети дуют.
-хо-о-о
-Дыхание с взмахами рук.)
-Посмотрите, вдали сверкает льдинка. Эту льдинку нужно взять и третье задание узнать.
Игра исследовательского характера.
-Перенесите воду в решете вон к той ели.
-Почему у вас ничего не получается?
(Дети выливают воду в решето, вода выливается в таз.
-вода протекает, просачивается, выливается.)
-Можно ли её перенести в решете?
(- нельзя, вытечет)
-Что же нам сделать? Как спасти Кая?
(можно заморозить)
-Превращаемся в волшебников.
Мы колдуем, мы колдуем
Сильно дуем, сильно дуем!
Колдовство от нас идёт
Превратись водичка в лёд.
Вопросы на умозаключение.
-Ваши старания не пропали даром. Вода превратилась в лёд.
- Чем отличается лёд от воды? Лёд прозрачный,
скользкий, твердый.
-А сейчас можно выполнить задание?
(да. дети переносят лёд.)
Микрообобщение.
-Вот и с третьим заданием мы справились. Все ближе дворец Снежной королевы.
Д/игра «Узнай птицу по голосу»
- Послушайте, какие голоса вы узнали?
- Каких птиц вы узнали?
/Звучит фонограмма голосов птиц. /
(Дятла, воробья, ворону.)
-Почему эти птицы остались зимовать?
(Они не боятся мороза т. к. являются всеядными.)
Загадывание загадок о птицах.
-Какие загадки вы знаете о птицах?
(Плотник острым долотом строит дом с одним окном/дятел/
Красногрудый, чернокрылый появился на рябине. /снегирь/)
Обобщение воспитателя.
Холодно и голодно птицам зимой. Все труднее отыскать корм. Поищите в карманах крошки и зёрна и покормите птиц.
/Дети имитируют кормление птиц. /
-Птицы сыты,а мы с четвертым заданием успешно справились.
-Кого в лесу зимой мы можем встретить?
(Зверей: волка, зайца, белку, лося.)
-Кому тяжелее всех?
(Зайцу, т. к. он маленький, белый, а кончики ушей черные.)
Дидактическое упражнение «Снежный заборчик»
-Посмотрите под елкой зайка с пятым заданием от Королевы.
Мы будем отвечать на вопросы, а если все верно, то вокруг зайчика вырастет заборчик из снежков.
-Первый круг снежков из слов действий.
Что умеет делать зайчик?
(бегать, прыгать, скакать, бояться, прислушиваться.)
-Второй круг из слов- признаков. Какой наш зайчик?
(быстрый, белый, косой, ушастый, хитрый, смелый.)
-Следующий круг из сложных слов. Как можно сказать про зайчика, если у него:
-короткий хвост
-длинные уши
-быстрые ноги
-косые глаза
(короткохвостый
-длинноухий
-быстроногий
-косоглазый)
Микрообобщение.
Молодцы! Настоящую крепость построили из слов – снежков. За это зайка показывает нам дорогу к Каю.
Звучит музыка. Дети входят во дворец.
Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева
-Послушайте, как описал замок Снежной королевы писатель.
/Звучит фонограмма/
Звучит голос Королевы
Метели возвели стены её замка до самого неба. Громадные белоснежные залы тянулись один за другим…
Кто нарушил тишину и покой моего царства средь вечных льдов. Я никогда не отдам вам Кая. Вы много говорили о зимнем лесе, но я хочу услышать красивые слова обо мне.
-Дети скажите красивые и добрые слова о королеве, и тогда сердце Королевы растает, и она отпустит Кая.
(красивая, холодная, прелестная, серебряная, снежная, гордая, сказочная)
/Появляется Кай. Благодарит детей за помощь. /
Итог занятия
Вы были добрые, находчивые, смелые, поэтому всё получилось, и Кай освободился.
Что вам запомнилось, понравилось, было трудно?