Лилия Петрунива
Конспект итогового интегрированного занятия «Удалые казаки» в рамках проекта «История Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление представления детей о казаках.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков.
Знакомить детей с казачьим оберегом – подкова.
Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно - патриотические чувства детей дошкольного возраста (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому).
Развивающие:
Развивать интерес детей к историческому прошлому Кубани.
Публикация «Конспект итогового интегрированного занятия „Удалые казаки“ в рамках проекта „История Кубани“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
Развивать у детей мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, медиа проектор, аудиозаписи казачьих песен, презентация «Удалые казаки», веревка, шапка, платок, соленое тесто, бусины, семена тыквы, подсолнечника, лавровый лист.
Ход занятия
В начале мероприятия устанавливается медиа проектор.
На первом слайде – тема занятия.
Слайд №2
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.
- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. И я предлагаю вам сегодня еще раз окунуться в такой интересный и поучительный для нас с вами мир наших предков.
(Воспитатель накидывает на плечи платок и на фоне музыки «Гляжу в озера синие» повествует быль о жизни казаков)
Слайд №3
- В давние, давние времена, сказочные, лихие
На просторах Руси была страна, под названием «Казакия»
У Днепра и у Дона-реки селились храбрые казаки.
Слайд №4-6
Строили казаки станицы,стерегли зорко России границы.
Были они люди храбрые, удалые. Умели, и воевать и жить ладно.
Жили казаки по всей России
Звали их: Запорожские, Уральские, Донские,
Сибирские,Терские, Кубанские.
Слайд №7-8
- Если в казачьей семье рождалась деваха,
Чтоб перед женской жизнью не было страху,
Дарили ей икону Богородицы,
По древнему обычаю,как водится.
-Если первенец в казачьей семье народился,
То дед от радости заходился!
На родины подарки дарили:
Ружье, патроны,порох
Дарили подарков целый ворох.
Слайд №9
Первый внук-продолжатель казачьего рода.
И хоть какая была погода,
Гремели на улице пляски,да песни,
Радовались дружно всей станицей вместе!
Слайд №10
Воспитатель: Как подрастал хлопец, в казаки посвящали,
На глазах у всей станицы на коня сажали
А когда отец был в военном походе
В семье он оставался за главного,
Как за командира, вроде.
За дом и хозяйство он был в ответе,
Слушались его старшие и младшие дети.
Да и дед говорил с ним как с равным-
Вот,что в казачьем воспитании было главным!
Слайд №11
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы про казаков?
Дети: Казак в беде не плачет.
Атамана из плохого казака не получится.
Где казак, там и слава.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казак без службы не казак.
Где враг, там и казак.
Слайд №12
Воспитатель: Молодцы ребята, настоящие казачата. А сейчас отгадайте загадки:
1. Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
2. В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам…/галифе/
3. Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
4. Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
5. Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
6. А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
7. В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. /шашка, сабля/
Слайд №13
8. Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
9. Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел. /пушки/
10. Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт -
это строчит… /пулемёт/
11. Он в разведке и в дозоре,
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет –
наготове… /пистолет/
12. Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… /конь/
Слайд 14
-А еще на Кубани говорили так «Всякая душа празднику рада», и когда казаки возвращались из заморского похода, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, повеселиться.
- А по кубанскому обычаю,как водится,
Без игр веселых не обходится!
Слайд 15
Игра «Передай шапку»
/дети по кругу передают шапку,на ком остановится,тот выходит в круг и танцует/
Слайд 16
Воспитатель:А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам историю об одной кубанской семье.
В некотором царстве, в некотором государстве, в казачьей станице жила-была казачка Аксинья. Всё в её руках спорилось: и хлеб пекла, и курень в порядке держала, а осень приходила богатый урожай с сада- огорода собирала. Семья у неё была ладная, да дружная. Муж Григорий- казак работящий. Он и коня мог подковать, и землю вспахать, и зерно в поле посеять.
Да и казачата от родителей не отставали. Маленький Андрейка гусей пас, а Алёнка за коровушкой кормилицей ходила, и накормит её, и напоит, и молоком парным всю семью угостит.
Все вокруг удивлялись, как дружно они жили, никогда не ссорились, не горевали. И стали люди спрашивать у Аксиньи секрет её счастья. А она и рада людям его открыть – пусть все вокруг в мире и в любви живут. А для счастья в каждой семье оберег должен быть. Он семью от всего убережёт, любые невзгоды пережить поможет.
Слайд 17
Воспитатель: Посмотрите, какой оберег был у Аксиньи в семье – это подкова. Хотите, научу вас обереги делать?
Каждый из вас подкову по-своему может украсить так, как он считает нужным. Но очень важно знать значение используемых для украшения материалов.
Бусины – символ красоты,
Бобовые – символ достатка, сытой жизни,
Семена тыквы – символ плодородия,
Лавровый лист – слава и успех,
Семена подсолнечника – здоровье детей в доме.
А сама подкова – это проверенный временем оберег всех счастливых домов, она приносит удачу всегда и всем. Добавленные вами украшения только дополнят оберег еще большим значением.
Главное это делать с душою и любовью. Когда работать станете, думайте, чего бы вы для своей семьи хотели: здоровья, счастья, любви.
Слайд 18
Продуктивная деятельность – лепка подковы из соленого теста.
Воспитатель: Вот какие чудесные подковы у нас получились. А чтобы оберег волшебством наполнился – его надо всей семьёй рассмотреть и придумать о нём счастливую историю. И тогда он непременно сохранит в семье мир, любовь и удачу.
- Смогли сегодня все вы чудо совершить,
Семейный оберег на счастье сотворить.
Давайте часто вспоминать, и не редко
О том, как жили казаки-наши предки.
Вопросы для закрепления:
1. Кто такой казак? (вольный человек)
2. Какое занятие для казаков было самым главным?
3. Кто мне расскажет, для чего в семье нужна подкова? (оберег - подкова оберегала казачью семью от невзгод)
4. Объясните значение материалов, которые каждый из вас использовал для украшения подковы?
Воспитатель: Ребята, на этом наше занятие подошло к концу, я благодарю вас за старание. Вы все большие молодцы.