Ольга Курьина
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД.
Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, о начале весны,их приметах.
Программное содержание: 1. Обогащение словаря по теме. 2. Развитие грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных. 3. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 4. Развитие связной речи: составление предложений, рассказа по сюжетной картинкам.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
5. Развитие психических процессов, мыслительной деятельности, памяти, познавательного и устойчивого интереса. 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7. Вызывать интерес к коррекционной деятельности.
Словарная работа: проговаривание слов пальчиковой гимнастики «Снеговик», проговаривание предложений по данной лексической теме;
Знакомство с новыми словами «капель», «журчит», «первоцветы».
Оборудование: стол, 4 стульчика, ноутбук; фонограмма (песня в исполнении В. Толкуновой «Кабы не было зимы», из мультфильма «Маша и медведь» «Солнечные зайчики»).
Лексический материал: стихотворение «Снеговик», слова по данной лексической теме.
Наглядно- демонстрационный материал: презентация на ноутбуке, сундучок с заданиями, буквы.
Предварительная работа педагога: изучили методическую литературу, составили конспект образовательной деятельности, подготовили презентации по темам «Зима», «Весна».
Предварительная работа с детьми: пальчиковая гимнастика, проговаривание слов, стихотворения «Снеговик», составление предложений, составление небольших связных рассказов по сюжетным картинкам; знакомство с весенними признаками, с названиями весенних месяцев, чтение слов на тему «Начало весны», обучение дидактической игре «Зашифрованное слово», разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы прилетели».
Структура НОД.
1 часть (учитель- логопед).
– Организационный момент; игра «Прочитайте слово по буквам»1 мин.
- «Доскажи словечко» 1 мин.
- Физминутка 1 мин.
«Скажи по-другому» - 1 мин.
«Что лишнее?» - 1 мин.
«Скажи полным предложением» - 1 мин.
«Назови картинки одним словом» - 1 мин. «Чей хвост?» - 1 мин.
«Путешествие в лес»- 1 мин.
«Назови птиц»-1 мин.
«Как птицы подают голоса?»-1 мин.
«Чем люди занимаются зимой?» (составление предложений) - 1 мин
2часть (учитель – дефектолог).
-Включение музыки «Солнечные зайчики». Приход учителя- дефектолога в костюме весны. Дети танцуют под музыку 1-2 мин.
-Беседа о начале весны. Называние весенних признаков 1-2 мин.
-Дидактическая игра «Зашифрованное слово» 2-3 мин.
-Чтение весенних месяцев. Выкладывание в нужной последовательности 2 мин.
-Разгадывание загадок о весне. Составление со словами – отгадками предложений 2 мин.
-Презентация на тему «Весна» (выполнение заданий)3-4 мин.
3 часть. Заключительная.
Подведение итогов. Угощение.
Ход НОД.
1 часть.
Подгруппа детей под фонограмму песни «Кабы не было зимы» входят в кабинет и садятся на стульчики.
Педагог: Здравствуйте ребята! Послушайте и посмотрите внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить:
1. 3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2
2. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Слайд 3, 4, 5, 6)
- Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне падает на землю. (снег) (щелчок).
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки) (щелчок).
На поселки, на лужок все снижается. (снежок) (щелчок).
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад) (щелчок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки) (щелчок).
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик) (щелчок).
Рядом снежная фигурка - это девочка -. (снегурка) (щелчок).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири) (щелчок).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег) (щелчок).
- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).
- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)
4. Физминутка – провести 2 раза. (Слайд 8)
Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)
Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. (Машут руками перед собой).
Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопок в ладоши, («ловят»).
Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).
4. Беседа об одежде.
Игра «Скажи по-другому» (с мячом)
Взрослый называет картинку (слайд 9) - Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа — (драповое пальто) и т. д.
Игра «Что лишнее?» (слайд 10, 11)
- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т. п.)
- Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т. д.)
Назовите картинки одним словом (меховая шапка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама - щелчок). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)
Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки - щелчок). Почему? (Потому что босоножки носят летом)
5. Беседа о животных (слайд 12, 13)
Игра «Чей хвост? (слайд 14, индивид. картинки)
- Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь)
Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).
Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост -. У лисы. У волка. У белки.
Игра «Путешествие в лес» (слайд 15)
- Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул. (лисий хвост). На снегу мы заметили. (волчьи следы). А на дереве отыскали. (беличье дупло). Когда мы выходили из леса, то услышали. (воронье карканье).
6. Беседа о птицах (слайд 16, 17).
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)
- Как птицы подают голоса? Отвечайте полным предложением. ( Слайд 17 по щелчку: Воробей чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона каркает. Сорока трещит. Голубь воркует.)
- Когда синицы и снегири голодные, они шипят.
7. Занятия людей зимой (слайд 18) - А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют : катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц).
Включение музыки «Солнечные зайчики». Входит «Весна». Дети танцуют под музыку.
2 часть
Педагог: -Здравствуйте! Вы меня узнали? Кто я? (весна).
_Я принесла с собой сундучок с заданиями. Хотите поиграть? (да)
1 задание: Разгадайте мои загадки.
Растёт она вниз головой На зелёной ножке
Не летом растёт, а зимой Выросли горошки.
Но солнце её припечёт
Заплачет она и умрёт.
Всю зиму лежал
А весной в овраг убежал.
Педагог: _-Молодцы. Все мои загадки разгадали. А сейчас давайте составим предложения с этими словами (дети составляют разные предложения).
Педагог: Следующее задание – игра «Зашифрованное слово». Помните такую игру?
Буквы записаны под цифрами. Их необходимо расставить по порядку и прочитать слово.
А С Н В Е
5 3 4 1 2 ВЕСНА
Педагог: Молодцы! Что означает это слово? (ответы детей).
Педагог: И последнее задание Нужно прочитать названия весенних месяцев и встать в правильной последовательности.
Дети выполняют задание.
Педагог: Садимся на стульчики. Сейчас посмотрим видеофильм.
Презентация фильма «Весна». Выполняем задания на слайдах.
1 слайд «Подбери слово»
2слайд «Подбор глаголов. «Что делает ручей, солнце, снег?»
3 слайд «Назови признаки весны»
4 слайд «Чего не бывает весной»
5 слайд Обобщение по теме.
Педагог: Давайте немного отдохнём. Физминутка «Птицы прилетели».
3 часть.
-Все сегодня молодцы. Кто к нам приходил на занятие? О чём мы говорили?
Что нового вы узнали?
Угощение.
Литература.
1. Н. Сазонова, Е. Куцына «Рассказы о временах года. Зима». Литур, 2009.
2. Л. Н. Смирнова «логопедия в детском саду». М:, Мозаика- синтез, 2006.
3. И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ЗПР» .Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет. - Мозаика- Синтез, Москва, 2007.
4. Калинина Т. В. АБВГДейка. Комплексная программа подготовки детей к школе. -Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.