Татьяна Мельникова
«История создания герба. Герб семьи». Конспект интегрированной образовательной деятельности
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему : «История создания герба. Герб семьи» Интеллектуальная игра «Что, где, когда»
Возрастная группа: подготовительная
Воспитатель: Мельникова Т. П.
Публикация «„История создания герба, Герб семьи“, Конспект интегрированной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Герб семьи. Семейные гербы
- История предметов, путешествие в прошлое, река времени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по теме «Герб»
Образовательные задачи
Познавательное развитие:
1. Закрепить знания детей о символах Российского государства
2. Формировать у детей представление о назначении герба, познакомить детей с историей происхождения герба
3. Формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности по отношению к своей семье.
4. Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к истории.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к миру семьи.
2. Развивать коммуникативные навыки, побуждать к совместному обсуждению результатов выполнения заданий.
3. Воспитывать желание помогать друг другу.
4. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание сохранять и приумножать семейные традиции.
Речевое развитие:
1. Активизировать словарный запас детей («герб», «символы», «традиции»).
2. Продолжать развивать связную речь, формировать умение строить монолог-рассуждение, умение объяснять свой выбор.
3. Формировать у детей умение правильно строить предложения.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Формировать умение изображать герб, используя различные материалы.
2. Развивать композиционные навыки при составлении герба.
3. Совершенствовать технические умения и навыки работы с различными изобразительными материалами.
4. Развивать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разрезные картинки с гербами Ярославля и Заволжского района Ярославля, герб России и гербы разных стран, песни о России, карта России, фото президента, фото Москвы и Ярославля. Выставка семейных гербов, дидактическая игра «Узнай, чей герб», разрезные картинки с гербами Ярославля и Заволжского района. Столы с песком. Оборудование для игры «Что, где, когда», черный ящик, конверты с вопросами, гелевый шарик с письмом.
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Символы государства», «Герб Ярославля и герб Заволжского района», рассматривание альбома с изображением государственной символики России. Беседы о семье, составление генеалогического дерева семьи, создание семейных гербов воспитанников.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги! Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья. А как это сделать? Правильно, нужно сказать: «Здравствуйте!».
2. Сюрпризный момент с шариком., приглашение на игру.
(В зале над потолком висит воздушный шарик с письмом)
Ребята, нам с вами пришло письмо. Давайте прочитаем его.
Ребята, это письмо от детей из соседнего дет. сада. Они приглашают нас на игру «Что, где, когда» Они подготовили для нас вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Ещё они просят объяснить, как сделать герб своей семьи.
Ну что, вы готовы играть?
Тогда проходим за стол.
Это стол для игры «Что, где, когда», вы будете вращать волчок, на какое письмо укажет стрелка, то письмо мы и зачитаем.
- Вращай волчок Степа.
3. 1 вопрос. Моя родина. Блиц опрос. (музыка. «С чего начинается Родина»)
Давайте подойдем к экрану.
Вопросы:
1. В какой стране мы живем?
2. Кто является президентом нашей страны?
3. Как называется главный город нашей страны?
4. А как называется наш город, в котором мы живем?
Все верно. Мы живем в России. А вы знаете, ребята, у каждого государства есть своя символика: свой флаг, гимн и свой герб.
Посмотрите на экран, здесь под номерами представлены гербы разных стран. Вам надо назвать под каким номером изображен герб нашей страны?
Ответы детей
Молодцы! Вы на все вопросы ответили верно. Переходим к следующему вопросу. Артем, крути волчок.
4. Вопрос об истории создания герба, об его возникновении.
Что такое герб? Это символ государства. Но откуда пришла такая традиция – иметь свой герб?
-Давайте подумаем…Кто знает ответ на этот вопрос?
(ответы детей)
Ребята, это очень трудный вопрос. Чтобы ответить на него. Надо заглянуть в прошлое.
Вот сегодня я расскажу вам историю возникновения герба как символа.
«Давным–давно не в России, а в других странах западной Европы, были воины-рыцари. Вы наверное слышали о них?
(Слайд 1) фото воина рыцаря.
Ребята, посмотрите внимательно на экран, кто сможет описать рыцаря?
(Ответы детей.)
- Почему он одет в одежду из металла? (Рыцарь был обязательно на коне, одежда у него была металлическая, чтоб её нельзя было проколоть ни мечом ни копьем)
Так как одежда у них была одинаковая, во время турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники
(Слайд 2) рыцарский турнир
. И тогда рыцари придумали разные знаки, чтобы отличать своих от врагов.
- Как вы думаете, какие знаки могли придумать рыцари (ленточки, разного цвета плащи) .
А ещё ребята они придумали рисовать на шитах различные рисунки. Вот такой знак и называли гербом
(Слайд 3) – примеры гербов рыцаря
Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча.
- А как вы думаете какую форму он имел? (ответы ребят)
Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закругленными углами. Посмотрите на изображения.
(Слайд 4)) фото формы щитов
Во время боевых походов гербы, размещавшиеся на щитах рыцарей, становились их главной отличительной особенностью, поскольку доспехи были закрытыми и лица рыцарей были скрыты забралами.
(Слайд 5)) фото воина рыцаря
Отличительные знаки рыцарей были родовыми и передавались по наследству, т. е из поколения в поколение, от семьи к семье и каждый герб был особенный как семья, которую он представлял.
Позже гербы стали придумывать не только воины –рыцари, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что то очень важное для семьи,города, страны.
- А теперь мы сможем ответить на вопрос?
-ответы детей.
Вывод: герб возник, чтобы определить принадлежность к роду, семье.
- Правильно, вы молодцы!
5. физкультминутка
6. Черный ящик. Разрезные картинки гербов Ярославля, 2 Заволжского района.
Переходим к след. вопросу. Крути волчок Рита. Нам выпадает черный ящик. Внесите черный ящик.
(на ящике картинка с гербом на фоне города, например, Москвы)
- Интересно, что же там такое может быть?
Ответы детей. Рассуждения…
(Воспитатель обобщает ответы и сообщает задание)
-Ребята, нам надо расколдовать гербы.
Для выполнения этого задания, объединитесь по 3 человека и подойдите к столам. Вам надо из этих частичек собрать герб, узнать чей и рассказать о нем.
(Дети подходят к столам и выполняют работу)
Рассказы детей о своем гербе- на экране соответствующий герб.
- Вы молодцы, справились с заданием.
Переходим к след. вопросу. Крути волчок Гоша.
7. Семейные гербы.
- Нам выпадает вопрос о семейных гербах
-Существую ли семейные гербы и что это такое?
Это было домашнее задание для вас и ваших родителей. Давайте покажем, что у нас получилось нашим гостям.
(Дети берут свои гербы и показывают)
- Расскажи, Рита о своем гербе, что он обозначает.
-А что, Алиса, обозначает велосипед на твоем гербе?
- Гоша, почему вы нарисовали палатку на своем гербе?
- Саша, а у вас на гербе пальма, почему?
Ребята, вы все большие молодцы. У вас получились замечательные гербы.
Нам пора переходить к след. вопросу. Крути волчок, Саша.
8. Творческий вопрос. Рисование на песке.
- Нам выпадает творческий вопрос. Дети из соседнего сада просят научить их рисовать герб. Поможем?
У вас уже есть опыт создания герба своей семьи.
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- Как называется наш дет. сад?
- А как называется наша группа?
-А давайте, ребята, попробуем нарисовать герб нашей группы?
-Как вы думаете, что можно изобразить на нашем гербе? Чем мы любим заниматься? Наши любимые игрушки? А может наш участок?
(рассуждения детей о том, что можно изобразить на гербе группы)
- А для рисования мы будем использовать песок. Подойдите к столам, найдите себе друзей и начинайте работу.
(Работа детей по три человека за столом.)
- У вас получились замечательные гербы. Я сейчас сфотографирую и отправлю их детям из сосед. сада
9. Итоги занятия.
Наша игра подошла к концу. Все вопросы закончились. Вы замечательно справились со всеми заданиями
(дети встают полукругом около воспитателя)
- Вам понравилась игра?
-Что нового вы узнали?
- Какой самый трудный был для вас вопрос?
- Какой самый легкий был для вас вопрос?
- А самый интересный?
Надеемся, что дети из другого сада будут довольны нашими ответами. А нам пора возвращаться в группу.