Наталья Кабанова
«Наши зеленые друзья». Конспект интегрированной НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать
Цель:
Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.
Программные задачи:
1. Воспитательные:
-формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы;
2. Развивающие:
-развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;
-поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;
-развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.
Публикация «„Наши зеленые друзья“, Конспект интегрированной НОД по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Образовательные:
-уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;
-расширить знания детей о лекарственных растениях;
- обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;
-познакомить детей с водными растениями;
-учить детей делать простейшие опыты;
-дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;
-закрепить правила поведения в лесу.
4. Оздоровительные:
-укреплять мышцы дыхательной системы;
-вырабатывать правильное ритмичное дыхание;
-развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.
Интеграция образовательных областей:
-"Социально-коммуникативное развитие",
-"Познавательное развитие",
-"Речевое развитие",
-"Художественно-эстетическое развитие",
-"Физическое развитие".
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;
беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;
досуг «Лесная аптека на службе у человека».
Ход образовательной деятельности:
I. Организационное начало
- Сегодня у нас необычное событие. К вам в детский сад пришло много гостей. Давайте их поприветствуем. Сегодня мы вместе с вами совершим интересное путешествие, (звучит тихая музыка)
Соберемся дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Настал день. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к Другу.
II. Экологическое путешествие
1. Загадка:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
- О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)
- О каких ладошках идет речь? (о листьях)
- А как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)
- Сегодня я хочу поговорить с вами о воздухе.
- Ребята, а что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)
- Давайте отправимся в лабораторию к профессору Знайкину и узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым.
2. Эксперимент
- Здравствуйте, ребята! Я рад вас приветствовать в своей лаборатории.
- Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.
- Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)
- Какой мы можем сделать вывод?
- Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)
- А кто-нибудь знает, чем мы дышим?
- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)
- Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.
3. Опыт:
- Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)
- Подойдите к столу, возьмем водное растение и поместим его в банку с холодной водой, банку поставим на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Видите ли вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)
- Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.
- Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.
- Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)
- Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.
4. «Путешествие в лес»
- А вы любите гулять в лесу? (да)
- Тогда давайте отправимся в лес на прогулку не за ягодами, не за грибами, а за удивительными чудесами. Вы хотите узнать новое о лесе?
(да)
- Закройте глаза (звучит музыка). Раз, два, три - мы в лесу с тобой смотри. Путешествие начинается:
Мы в лес, словно в сказку,
Попали, друзья,
Возьмем с собой знанья:
Без них нам нельзя.
Нас ждут приключения,
Загадки, успех.
Ведь лес - это чудо
И сказка для всех.
Станем на волшебную тропинку
Физминутка.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем,
Мы присядем под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встанем и потянем спинки.
Вновь шагаем по тропинке,
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперед-назад
Много-много раз подряд.
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг - и нету комара!
Вот веселая игра!
Отдохнули, порезвились
И остановились.
- Посмотрите, на какую красивую поляну мы попали. Поудобнее рассаживайтесь на пенечки. (Входит Лесовичок).
- Я старичок-Лесовичок живу в лесу, за порядком слежу, лес оберегаю. В лесу много заветных тайн и чудес. А раскроет он их только тем, кто расскажет мне, как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках).
- Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)
- Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!
- Подойдите к картине леса, я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
- Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывания. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)
- На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
- У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)
- А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)
- А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)
- Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.
- Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)
- Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)
- Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.
- Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Я научу вас дышать правильно.
Дыхательная гимнастика
Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)
Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)
Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)
- Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом. Открыть ее вы сможете, когда вернетесь в группу.
5. «Путешествие на озеро».
- Я вижу впереди озеро. Какое оно красивое! Вы уже знаете, что растения растут не только в почве, но и в воде. Назовите водные растения? (желтая кубышка, белая кувшинка) Нельзя не любоваться красотой белых кувшинок. Это особенные цветы.
- Что особенного в этих цветах? Чем хороши белые кувшинки? (Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы - часы. Это растение стало редким и занесено в красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды они быстро увядают. А еще белая кувшинка может предсказывать погоду: она не раскрывается перед дождем).
- Скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить красоту озер? (не рвать водные цветы, не загрязнять, иначе оно может превратиться в болото, где совсем нет цветов, вода грязная, все заросло).
- Дети, посмотрите какую красивую шкатулку я нашла. Интересно, что там лежит? (шкатулка не открывается) Ваши знания и сообразительность помогут открыть шкатулку, и она покажет нам свои секреты. Давайте поиграем.
- Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза (звучит музыка, воспитатель кладет картину леса и шкатулку на стол) раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять.
- Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Давайте поиграем. Дидактическая игра «Третий лишний»
Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.
- Вы верно отвечали, шкатулка открылась (воспитатель обращает внимание на содержимое шкатулки)
- Ребята, смотрите, здесь украшения для нашей картины (воспитатель приглашает детей к столу для украшения картины подарками из шкатулки, звучит музыка со звуками леса).
III. Рефлексия.
- Ребята, понравилась ли вам наша прогулка? (да)
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы порадовали меня знаниями о природе, о лесе.
- Запомните эти слова:
Берегите русский лес!
Он - источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
Наше путешествие закончено. До свидания.