Нигора Мадумарова
Конспект интегрированной НОД «В поисках северного оленя»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представление детей о родном крае, о животном и растительном мире Югры;
• Закрепить название национальной одежды народов ханты и манси малица, сах;
• Познакомить с элементами орнамента «оленьи рога», «заячьи ушки», «березовая ветка».
Развивающие:
• Пополнять и активизировать словарь детей по национальной одежде ханты и манси (орнамент, чум, ханты, малица, сах);
• Развивать диалогическую речь;
Публикация «Конспект интегрированной НОД „В поисках северного оленя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
• Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и интерес к Югре как малой Родине.
• Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
1. Ребята, хантыйская мудрость гласит, если ты с утра кому-нибудь улыбнешься, то передашь ему свою радость и хорошее настроение. Так давайте же я подарю улыбку вам, а вы подарите улыбку друг другу и нашим гостям и подарите им свою радость и хорошее настроение. Мы с вами беседовали о нашем крае. Давайте вспомним, как называется наш округ, в котором мы живем?
Кто помнит стихотворение про Югру:
Югорский край, как ты велик
Гостеприимен, щедр, красив
Кругом леса, болота и снега
И это все моя Югра! - молодцы ребята.
Мы с вами составили карту Югры. Давайте еще раз подойдем к ней. Это карта нашего округа. Хочу напомнить вам, что Ханты Мансийский автономный округ сейчас является одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Напомните пожалуйста, какие города нашего округа вы знаете? А мы живем с вами в каком городе?
Посмотрите на карту какого цвета больше? Правильно, зеленого цвета больше. И в нашем холодном климате растут хвойные леса? и называется этот лес - тайгой. Тайга дом для огромного количества животных. И для зверей Югры главное пережить суровую зиму? Ведь животным очень трудно добывать себе еду зимой.? И самым главным и полезным животным для хантов и манси является олень. ?
И сегодня я вам предлагаю отправиться в тайгу и оказать помощь животным, ведь сейчас в январе начались самые сильные морозы. И животным особенно голодно в этот месяц. Я как раз собрала корзиночку с гостинцами. Ну, согласны оказать помощь животным? И как раз посмотрим на оленя. А как нужно вести себя на природе? Закройте глаза и представьте, что мы оденемся в теплую одежду.
Одевайтесь потеплее. Слышите звук – это летит вертолет, который отправили нам нефтяники.
(звуки вертолета).
2. Слайды.
Ребята, мы с вами прилетели в сибирскую тайгу. Это великолепное и действительно красивое место. Кто хоть однажды побывал в нашем краю, то никогда не забудет ее природу и красоту. Зима у нас настоящая, сибирская.
1. Это деревья нашего края: береза, кедр, сосна, ель, ива, рябина. ?
2. Тут еще птицы летают. Какие птицы обитают в нашей краю?
Что любят поклевать птички? Давайте угостим их семечками.
Ребята, а животных вы видите? Куда же спрятались животные? Мне кажется, мы их не найдем, пока не разгадаем их тайны.
- Почему у животных Югры красивый и теплый мех?
-Самое мирное и большое животное, которое может переплыть через сибирские реки и питается они ягодами, корой деревьев, растениями. Это….
-Этот зверек очень похож на медведя, у него острые зубы, сильные лапки. Это…
-Этого зверя ханты и манси называют лесным человеком, он спит всю зиму в своей берлоге, его боится сам лось. Это…
-Этот зверек спит в своей роскошной норе, его называют строителем тайги, питается он грибами, ягодами и даже грызунами. Это….
-Его называют рогатой лошадкой, на нем ездят ханты и Дед Мороз. Это…
Посмотрите какой большой сугроб снега, вон я вижу чей хвостик выглядывает. Наверное, животных занесло снежной пургой. Давайте их откапаем. (Дети откапывают, называют и оставляют им корм – ягоды и грибы для медведя, волка и лисы, шишка –для белочек, веточки –для зайца). А еще у нас остался ягель, он для оленя, но мы его не встретили. И, прежде чем идти дальше, нам надо согреться.
Физминутка
В наших тепленьких сапожках мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели, не боимся мы метели
Мы с морозом подружились, как снежинки покружились.
Дети, я вижу какой- то дом. Интересно, кто же в нем живет? (ответы детей)
-Здороваются и тетушка приглашает их присесть.
-Ребята, что вас привело в тайгу? (мы пришли помочь животным и принесли им корм, но не нашли оленя)
-Ребята возле моего чума пасется олень. Сейчас его позову. Эгегей, Еня, иди ко мне.
(снимаю простыню с оленя). Дети подходят к нему и кормят ягелем.
-Бабушка, а почему олень рядом с вашим чумом пасется?
-Потому что олень – это наше домашнее животное. Они нам помогают перевозить тяжелый груз и дают нам теплую шкуру, из которой мы шьем одежду. Какая у вас интересная одежда. А тепло ли вам в ней?
Мужская одежда хантов и манси малица, сделана из оленьего или заячьего меха. Она защищает нас от мороза, снега, ветров. Женская одежда тоже сделана из шерсти оленя и называется сах. Обувь называется кисы, унты и сделана тоже из оленьей шкуры. Как вы видите, олень для нас все : и одежда, и обувь, и способ передвижения. Обратите внимание, наша одежда окрашена в зеленый и синий цвет. Зеленый цвет символизирует леса, а синий рек и озера. А узоры на одежде называются орнамент. Каждый элемент орнамента имеет свое название: оленьи рога, дерево, заячьи уши, волны, щучьи зубы. На одежде ханты и манси вы увидите оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение и т. д. Вот некоторые из них. Хантыйки сами шьют одежду для всей семьи. Мне нужна ваша помощь дети, я сшила для внучат малицу и очень устала. Помогите украсить одежду узорами. Дети украшают малицу. За вашу помощь я подарю вам ягоды. Прощаются.
Ну что ребята, не устали? Что нового вы узнали сегодня?
С какими новыми словами познакомились?
Сколько дорог и тропинок мне не пришлось бы пройти,
Милая малая Родина краше тебя не найти!