Елена Дорогинина
Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной к школе группы «По сказочным дорожкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речевого творчества и умственных способностей на материале ознакомления с художественной литературой, используя прием моделирования.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение строить и использовать пространственную модель;
- побуждать детей к высказыванию по поводу знакомого содержания, подводить к умению решать проблемную ситуацию;
- обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года и месяцах, используя содержание сказки С. Я. Маршака «12 месяцев»;
- продолжать формировать навык выделения согласных звуков в словах;
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной к школе группы „По сказочным дорожкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- упражнять в умении различать имена существительные мужского, женского, среднего рода;
- упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
- формировать навык согласования притяжательных местоимений с именами существительными;
- упражнять детей в подборе однокоренных слов;
- расширять, пополнять и уточнять словарный запас детей;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности и сюжетности.
Развивающие:
- освоение действий моделирования игрового пространства при работе над знакомым произведением художественной литературы;
- развивать выразительную связную речь детей, творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания;
- развивать мышление, внимание, любознательность, навыки самооценки, активность в устойчиво эмоциональной сфере.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе;
- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение друг к другу;
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать с коллективом детей и взрослых при решении проблемной ситуации.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : вопросы, беседа по содержанию сказки с элементами рассуждения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : проблемная ситуация.
3. Приемы организации практической деятельности детей : моделирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей : загадывание загадок, дидактические игры, создание ситуаций занимательности.
Материалы для организации и проведения НОД:
Портреты С. Я. Маршака, К. Чуковского, И. Крылова, сундучок с заместителями сказочных героев произведения С. Я. Маршака «12 месяцев» (по 3 кружка белого, зеленого, красного, желтого цветов, силуэтные изображения деревьев, снежинки, большой круг красного цвета, ткань голубого цвета, корзинка для подснежников, заготовки для создания букета из подснежников.
Предварительная работа: чтение сказки С. Я. Маршака «12 месяцев», обсуждение героев, беседа о добре и зле, беседы о сезонных изменениях в природе, о временах года и месяцах, разучивание стихов и слов к физкультминуткам.
Ход НОД:
1. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую. Что это за сказка вы поймете после того, как отгадаете загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
(зима)
Думаю, что вы догадались о том, что отправляемся мы с вами в зимнюю сказку.
2. Давайте попробуем описать зиму.
- Какая она? (снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, лютая, студеная и т. д.)
3. Так как мы решили попасть в зимнюю сказку, то давайте вспомним названия зимних месяцев.
- Как называется первый месяц зимы?
- Как называется второй месяц зимы?
- Каково название третьего месяца зимы?
- Сколько всего месяцев в году?
4. А может быть так, чтобы какой-то месяц пришел раньше другого месяца?
- А вот в одной сказке так случилось. Кто догадался, как называется эта сказка? (Двенадцать месяцев)
- Кто автор этой сказки? (С. Я. Маршак)
Давайте посмотрим на портреты писателей, которые представлены на доске, и найдем портрет С. Я. Маршака.
5. – Друзья, а о ком говорится в сказке С. Я. Маршака «12 месяцев»?
(о девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками)
- Растут ли подснежники зимой?
- Почему же девочка пошла в лес?
(ее отправила мачеха за цветами)
- Почему братья месяцы решили помочь падчерице?
- Какой была неродная дочка?
(трудолюбивая, ласковая, вежливая)
- А родная дочь была такой же?
(она была грубая и ленивая)
6. Мы с вами поможем доброй девочке собрать подснежники в корзину, но для этого нам нужно попасть на полянку. Смотрите, братья-месяцы оставили нам волшебный короб.
Представим, что здесь место встречи девочки и двенадцати месяцев. Давайте сделаем полянку, используя предметы из волшебного короба.
- Сначала скажите, пожалуйста, что такое «полянка»? (это ровное безлесное пространство посредине леса).
Значит, сначала из короба мы достанем фигурки деревьев и расположим их так, чтобы получилась полянка (дети под руководством педагога моделируют с помощью силуэтных изображений деревьев поляну).
- А что девочка увидела посредине поляны? (костер).
(дети подбирают из короба фигуру заместитель костра – большой круг красного цвета)
- Кто сидел вокруг костра? (братья-месяцы)
- Сколько братьев сидело около костра? (12)
- У нас в коробе разноцветные кружки. Давайте охарактеризуем каждое время года в цвете.
- Как вы думаете, какая зима по цвету? (белая)
- Сколько белых кружков нам с вами нужно взять? (три)
- Как называется первый месяц зимы? (декабрь). Второй? (январь). Третий? (февраль)
У С. Я. Маршака есть замечательные стихи, которые называются «Круглый год». Сейчас мы послушаем стихи о каждом зимнем месяце (чтение детьми стихотворения С. Я. Маршака «Декабрь», «Январь», «Февраль»).
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привез.
Январь
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденья.
- Какое время года приходит после зимы? (весна). Весной все оживает, просыпается после зимнего сна. Какая весна по цвету? (зеленая). (Дети выкладывают три зеленых круга вокруг «костра»).
- После весны приходит … (лето). Славная теплая пора. Русский народ придумал такую пословицу про лето: «Красное лето никому не надокучило».
- Какого цвета кружки мы возьмем для обозначения летних месяцев? (круги красного цвета).
- Какое время года приходит после лета красного? (осень).
- Какого цвета осень? (желтая). Давайте выложим желтые круги, обозначающие осенние месяцы.
- Вот и готова наша полянка. В ту пору, когда падчерица пошла в лес за подснежниками, падал снег. Давайте разложим на полянке снежинки. У нас в коробе есть кружки голубого цвета, но они не простые. На каждой такой снежинке есть загадка. Попробуем отгадать их.
Игра «Снежок»
(дети кладут снежинки на модель после того, как отгадают загадку)
- С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки)
- На поселки, на лужок
Выпал беленький … (снежок)
- Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад)
- Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
- Словно белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
- Рядом снежная фигурка,
Это девочка - … (снегурка)
-На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой (снегири)
- Какие слова – родственники вы услышали в этих загадках?
- Какой слово есть во всех этих словах? (снег)
6. Стало холодно от таких зимних загадок. Давайте немного погреемся.
Динамическая пауза «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем
Сказку мы приносим в дом
(Ходьба на месте)
7. А теперь можно и подснежники собирать. Подснежники очень нежные цветы с белыми лепестками. А кто знает, сколько лепестков у подснежника (три). Задание у нас непростое. Все лепестки лежат отдельно от стебельков. На каждом лепестке картинки, которые подскажут нам, от какого цветка тот или иной лепесток.
Игра «Собери цветок»
• В первый цветок нужно сложить лепестки с картинками, в названии которых есть звук [Ш] (шлем, кошка, штурвал)
• Во второй цветок нужно сложить лепестки с картинками, в названии которых есть звук [Р] (трактор, груша, вертолет)
• В третий цветок нужно сложить лепестки с картинками, про которые мы можем сказать : «она моя» (имена существительные ж. р.) – (обезьяна, машина, кукла)
• В четвертый цветок нужно сложить лепестки с картинками, про которые мы можем сказать : «он мой» (имена существительные м. р.) – (мотоцикл, заяц, танк)
• В пятый цветок нужно сложить лепестки с картинками, про которые мы можем сказать : «оно моё» (имена существительные ср. р.) – (яблоко, сердце, солнце)
Молодцы, ребята. Мы с вами собрали замечательный букет подснежников, которые украсят нашу группу в эти морозные дни. А теперь пора возвращаться из сказки.
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
8. Ребята, понравилось вам путешествие?
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
- В какую сказку вы хотели бы попасть в следующий раз?
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Программа «Одаренный ребенок для подготовительной к школе группы детского сада. М., 1993.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2005.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2002.
4. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1983.
5. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Санкт-Петербург, 1998.
Интернет – ресурсы :
1.https://www.maaam.ru/
2.https://nsportal.ru/