ольга кузнецова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Поющее дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №79 «Лучик»
г. Вологда
Конспект интегрированного занятия
«Поющее дерево»
(по мотивам вологодского кружева)
Кутаева М. И., воспитатель, высшая квалификационная категория
Кузнецова О. А., старший воспитатель, высшая квалификационная категория
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Поющее дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель: приобщение дошкольников к традициям родного края
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение и уважение к родному краю, его людям и традициям; поддерживать и развивать интерес к народному искусству.
2. Развивать умения грамотно формулировать в речи свои суждения; пополнять словарный запас по теме; развивать выразительность речи.
3. Развивать художественно – творческие способности дошкольников через рисование сказочных птиц, эстетическое восприятие.
Словарная работа:
Кружево, кружевное, панно «Поющее дерево» (фото, кружевница, сколок, пяльцы, коклюшки; подбор слов для описания Вологодского кружева.
Оборудование и материал:
Выставка изделий Вологодского кружева, фотографии, фотография панно «Поющее дерево», подушка – валик, пяльцы, сколок, коклюшки; гуашь, кисти, листы тонированной бумаги; музыка с голосами птиц, музыкальный фон для рисования; атласные ленты (зеленая, коричневая). Кружевница – 2й воспитатель.
Ход:
Педагог читает детям стихотворение и предлагает догадаться, о чем они сегодня будут говорить.
Вологда завьюжила белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами.
Рассыпают искорки северные краски
Снежные присказки, кружевные сказки.
Девицы – красавицы взяли, поглядели,
Как переплетаются звонкие метели,
И рисуют девицы снежные картинки -
Кружево сплетается тоньше паутинки … (П. Синявский)
В. : ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить?
Дети: о кружеве.
В. : Как вы думаете, что же такое кружево?
Дети: …
В. : слово «кружево» означает окружать, украшать узором. А еще это – узор, сплетенный из ниток.
- Давайте рассмотрим кружева.
Дети подходят к выставке Вологодских кружев.
В. : расскажите, пожалуйста, как можно сказать о кружеве красиво?
Дети: узорное, белое, цветное, легкое, воздушное, теплое, красивое, изящное, кружевное, снежное …
В. : а можно Вологодское кружево сравнить с зимушкой – северянушкой?
Дети: да
В. : почему?
Дети: кружево белое, белоснежное, его узоры похожи на зимние узоры на окне, на снежинки.
В. : вы знаете, ребята, некоторые вологодские поэты посвящали свои стихи кружевам. Вот послушайте.
Чтение стихотворения (ребенок)
Стучат хлопотуньи – коклюшки
Веселый ведут разговор.
Плетут кружевницы – подружки
Невиданный в мире узор.
И кружево прямо на диво
Искусные руки плетут:
Воздушно и прочно, красиво –
Его Вологодским зовут.
В. : дети, а кто же плетет кружева?
Дети: кружевница.
В. : посмотрите, ребята, кто сегодня пришел к нам в гости?
(заходит второй воспитатель)
В. : вы знаете, Татьяна Геннадьевна училась в Вологодском училище народных промыслов №15 и умеет плести кружева, как настоящая кружевница. Давайте послушаем, что же она нам расскажет.
Рассказ о Вологодском кружеве (с показом приспособлений и элементов плетения кружева).
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Для плетения кружева используется подушка – валик, туго набитый сеном и соломой. Пяльцы – деревянная подставка – козлы, на которую кладут подушку. Коклюшки – палочки, булавки, и, конечно же, нитки.
На подушке укрепляется сколок – рисунок на бумаге с отмеченными точками – местами вкалывания булавок. Нити пересекаются, переплетаются, лепятся и ползут то туда, то сюда. И вдруг … вся эта беспорядочность исчезает и рождается кружево.
По окончании рассказа детям предлагают попробовать себя в роли кружевницы.
Чтение стихотворения (ребенок)
За окном снежок искрится
Под коклюшек разговор.
Выплетает кружевница
Зимний звездчатый узор.
Пляшут весело коклюшки.
Смотришь – кругом голова.
И бегут, бегут с подушки,
Как затейливые стружки
Белой стежкой кружева.
В. : дети, а у вас дома есть кружевные изделия?
Рассказ ребенка о кружеве. (доклад)
Воспитатель обращает внимание детей на кружевное панно «Поющее дерево».
В. : панно – это картина. Какая это картина?
Дети: кружевная.
В. : какие образы природы вы видите на этом панно?
Дети: птиц, цветы, траву, дерево …
В. : как вы думаете, к какому времени года ближе это панно?
Дети: …
В. : почему?
Дети: …
В. : художница – кружевница В. Эльфина назвала это панно «Поющее дерево». О чем оно поет?
Дети: …
В. : на этом панно художница – кружевница пытается передать пробуждение жизни. Пышное дерево жизни усыпано цветами и сидящими на нем птицами. Птицы кажутся волшебными, они не похожи одна на другую. Поэтому дерево кажется привлекательно сказочным.
Дети выполняют под музыку (пение птиц) произвольный пластический этюд: «Птицы, слетевшие с панно».
В. : а сейчас я предлагаю вам нарисовать волшебную птицу, какую вы хотели бы посадить на это дерево.
Самостоятельная работа детей (рисование птиц). Как фон звучит сказочная музыка
В это время воспитатель выкладывает на полу контур дерева из атласных лент (коричневая – ствол, зеленая – крона)
В. : давайте посадим птиц на дерево. Ребята, посмотрите, у нас тоже получилось поющее дерево. Только на панно оно кружевное, а у нас – рисованное. Скажите, ваши птицы и на панно чем - то похожи или нет?
Дети: …
В. : получившиеся птицы сказочные, необыкновенные, волшебные, загадочные.
Все сегодня очень постарались, спасибо вам большое. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам эти панно (копии панно «Поющее дерево», придумайте о нем сказку.