Светлана Ярмоленко
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, символом наступления весны.
Задачи:
1. Упражнять в умении отгадывать загадки, выразительно читать стихи.
2. Учить выражать свои эмоции и впечатления в рисунке.
3. Обобщение знаний по теме «Весна. Приметы весны».
4. Закрепление умения составлять рассказы по сюжетным картинам.
5. Закрепление навыка употребления предлогов.
6. Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям, обычаям русского народа.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, логопед.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Оргмомент: настрой на занятие.
(воспитатель в костюме скомороха приглашает детей в кабинет логопеда)
Скоморох: Эге-гей! Эге-гей! Собирайся честной народ!
Сегодня много интересного вас ждёт!
Скоморох: А скажите мне, какой праздник отмечают на этой неделе? (Масленицу)
2. Викторина для детей и родителей: систематизировать и уточнить знания детей и родителей о Масленице.
Скоморох: Молодцы, да на этой неделе отмечают праздник Масленицу. А сейчас я узнаю, что вы знаете об этом празднике?
Скоморох: Кто знает, что это за праздник?
(Масленица - это проводы зимы. Масленица длится целую неделю, это, прежде всего, обильная и сытная пища: сыр, масло, рыба, творог. В это время человек может отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем.)
Скоморох: Почему Масленицу принято праздновать широко, весело?
(Этот праздник нужно встречать весело, чтобы помочь прогнать зиму, разбудить природу. Считалось, что чем больше народу на Масленице, тем год будет удачливее.)
Скоморох: Почему Масленица называется Масленицей?
(Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные блины и умасливали их.)
Скоморох: Почему пекли именно блины, а не пироги, пельмени?
(Всю неделю положено есть блины, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.)
Скоморох: В этот праздник проводят забавы, связанные с кругом: водят хороводы, украшают колесо лентами и носят его на шесте, катаются на лошадях по кругу и многое другое.
Скоморох: Как Масленицу праздновали на Руси? (К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими явствами. Дети делали утром соломенную куклу – Масленицу да наряжали её в кафтан и шапку. На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали на суженых. В среду хозяйки колдовали у печей, готовили угощенье. В четверг начиналось настоящее веселье. Возили чучело на колесе, катаются, поют песни. В пятницу тещи приглашали своих зятьев на блины, а для забавы любимого зятя приглашали всех родственников. В субботу золовки приглашали к себе в гости. В воскресенье провожали Масленицу и просили друг у друга прощение.
3. Чтение детьми стихотворений о названии дней масленичной недели.
Скоморох: Да масленичная неделя была очень весёлая и насыщенная. И у каждого дня было свое название. Наши дети сейчас расскажут вам, как назывались эти праздничные дни.
1 ребенок:
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла к нарядная к нам весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студеную из дому прогнать.
2 ребенок:
Утро…Понедельник…Наступает «Встреча».
Яркие салазки с горочки скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.
3 ребенок:
«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один.
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
4 ребенок:
Тут среда подходит – «Лакомкой» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи.
5 ребенок:
А в четверг раздольный «Разгуляй» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
6 ребенок:
Пятница настала – «Вечера у тёщи»…
Теща приглашает зятя на блины.
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, маслом ели мы.
7 ребенок:
Близится суббота – «Золовки угощенье».
Вся родня встречает, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает зимушку народ.
8 ребенок:
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «Прощенный день».
Чучело соломенное – Зимушку сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Скоморох: Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья Масленица, приходи опять.
Через год красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать. (Т. Лаврова)
Давайте, ребята, нашу Масленицу задобрим, вставайте в хоровод, мамочек тоже берите в круг:
Вот приехала Масленица!
Сударыня-боярыня Масленица!
С сыром, маслом, и блином,
И румяным пирогом!
4. Совместное художественное творчество.
Скоморох: А теперь, ребятки, вместе с мамами нарисуйте Масленицу, мы с вами много про неё поговорили. (Дети вместе с мамами рисуют)
5. Беседа о весне, признаках весны, весенних месяцах.
Скоморох: Ребята, вы очень хорошо прочитали стихотворения, нарисовали красивые рисунки. Масленица провожала зиму и встречала весну. Давайте и мы с вами позовем весну.
-Весна, весна красная! Приди, весна, ясная!
Приди с радостью, с великой милостью:
Уроди лен высокий, рожь, овес хороший.
Заходит логопед в костюме весны.
Весна: Здравствуйте, ребята. А вот и я. Следом за зимой пожаловала. Вы меня узнали?
-А скажите, какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
-А по каким признакам мы с вами знаем, что наступила весна? (Тает снег, солнце светит ярче, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются первые цветы, на деревьях появляются почки и листья)
6. Отгадывание загадок.
Весна: А умеете ли вы отгадывать загадки?
-Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (весна)
-В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
-Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник)
-Новоселье у певца.
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы (скворечник)
7. Игра «Где спрятался скворец» (упражнять в употреблении предлогов)
Весны: Молодцы, отгадали загадки. А скажите, кто живёт в скворечнике. А давайте с ним поиграем.
( моделируется ситуация для употребления предлогов: фигурки дома, дерева, елки, вышки, скворечник).
-Где спрятался скворец? Скворец спрятался за деревом.
-Где сидит скворец? Скворец сидит на скворечнике.
-Куда улетел скворец? Скворец улетел под вышку…
8. Беседа по рисункам с изображением празднования Масленицы.
Весна: Ребята, какие у вас красивые рисунки, а кто нарисовал их? Расскажите мне, что вы нарисовали, какое настроение, вы хотели показать на своих рисунках?
(дети составляют свои рассказы по рисункам)
9. Упражнение «Какой блин»
Весна: На ваших рисунках, я вижу, что на масленицу пекут блины. А какие блины пекут.
Если блин из пшеницы, то он какой – пшеничный блин.
Если изо ржи, то он какой – ржаной блин.
Если из гречки, то он какой – гречневый блин.
10. Заключительная часть.
Весна: Какие вы молодцы! Я для вас приготовила угощение, посмотрите, какие румяные и красивые блины напекла вам, угощайтесь и взрослые, и дети!