Марина Кузьмичева
Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной к школе группе «Ярмарка осенних праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить с праздником «Кузьминки»;
- закрепить представления об осенних народных праздниках (Семенов день, Воздвижение, Покров);
- воспитывать чувство патриотизма и сопричастности к культурному наследию русского народа.
Используемый материал: современные и старинные предметы быта, колесо с лентами для народной игры «Карусель», мультимедийная презентация к ярмарке, презентация праздника «Кузьминки», силуэтные изображения листьев на каждого ребенка, 2 вилка свежей капусты, посуда с квашеной капустой, одноразовые вилки на каждого ребенка, салфетки бумажные, банка с надписью «мёд», игрушки насекомых, четыре картинки с осенними веночками из листьев с загадками о насекомых.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной к школе группе „Ярмарка осенних праздников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственном труде.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, народными промыслами, приметами, поговорками, песнями, хороводами.
Ход занятия:
1.
Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (здороваются).
Воспитатель: Какое сейчас время года (осень). Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. А как вы думаете, почему? (Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах, собран богатый урожай, убран в закрома). А ещё осень богата народными праздниками. А вы любите праздники? Почему они вам нравятся (на них много веселья, игр, развлечений, сказочных и театрализованных представлений, вкусных угощений?
Воспитатель: Давайте отправимся сегодня на ярмарку осенних праздников. Я предлагаю полететь с осенними листочками (берёт поднос с листьями). Встаньте в круг, возьмите по одному листочку. Подуйте на листочек и скажите слова:
Ты, листочек, вдаль лети,
Нас на ярмарку неси.
(на экране появляется картинка ярмарки).
Воспитатель: Вот и попали мы на ярмарку. Посмотрите как здесь весело, много народу, а сколько здесь товара! Пойдемте, погуляем по ярмарке.
(Картинка меняется, появляется корзинка с грибами)
Воспитатель: Вот бочонок с мёдом. Мёд очень полезный, вкусный, сладкий. Вокруг него собрались насекомые. Они тоже очень любят мёд. А какие насекомые - мы сейчас с вами отгадаем.
Загадки:
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук).
2. Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет (муха).
3. Хоть молока и не даёт,
Но польза в ней другая-
Весь урожай вам сбережёт,
Всю тлю в саду съедая (божья коровка).
4. Тащит груз больше себя,
Он в трудах день изо дня.
Хоть и мал он сам собой,
Домик строит он большой (муравей).
(отгаданных насекомых дети кладут на картинку с осенним веночком)
Воспитатель: Какой осенний праздник связан с насекомыми? (Семёнов день).
Воспитатель: Что делали в этот день (прощались с насекомыми до весны? А кто знает, какой обряд проводили в этот день? (потешные проводы с надоедливыми насекомыми мухами, комарами, тараканами и блохами).
Воспитатель: Молодцы. Пойдемте дальше гулять по ярмарке (подводит детей к столу с капустой, надевает платок, говорит:
«Ой, вы, гости дорогие, девки красные, парни удалые!
Приходите пособить, да капустку порубить».
(Дети проходят к столам и садятся)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём (сжимают кулачки) и пробуем (разжимают кулачки).
Воспитатель: Вот и наквасили капустки, подходите, угощайтесь!
Дети угощаются квашеной капустой.
Воспитатель: Дети, а кто помнит - какой праздник посвящен капусте? (Воздвижение).
Воспитатель: А может, вы помните поговорки об этом празднике?
- Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает.
Воспитатель: Объясните, как вы понимаете эту поговорку? (дети объясняют).
Воспитатель: Какие ещё поговорки вы помните?
- На Воздвижение птица в отлет двинулась.
- Воздвижение - капустница, капусту рубить пора.
- На Воздвижение первая барыня - капуста.
Воспитатель: (снимает платок) На какой осенний праздник была самая главная ярмарка (на Покров).
Воспитатель: Правильно, это Покровская ярмарка. Раньше, в старину, на ней можно было купить предметы народных промыслов, изготовленные народными умельцами. Давайте пойдем и посмотрим.
Дети встают и подходят с воспитателем к следующему прилавку.
Воспитатель: В наше время на ярмарке продаются современные предметы и предметы, изготовленные народными умельцами. Помогите отобрать предметы народных умельцев.
Дидактическое упражнение «Отбери правильно».
(Дети отбирают предметы современные и народные на разные стороны прилавка).
Воспитатель: Дети, кто может рассказать, какие обычаи были связаны с наступлением праздника Покрова (на праздник Покрова хозяйка давала корове последние колоски пшеницы, последний сноп, который считался священным, и с этого дня корова уже на улицу не выходила, так как холодало. Избу в первый раз тоже топили на Покров, а еще ее утепляли мхом и запасали дрова).
Воспитатель: А ещё на Покровской ярмарке проводили весёлые игры. Давайте и мы поиграем в игру «Карусель».
Народная игра «Карусель».
Воспитатель: Хорошо поиграли, весело. Присядьте, отдохните. Много праздников встретили на ярмарке. А сегодня, я хочу познакомить вас ещё с одним осенним праздником.
Рассказ воспитателя:
«Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Хоть и отмечался праздник в середине ноября, но считался первым зимним праздником, началом зимы. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусты нарубили, огород перекопали, пора и зимними делами заняться. В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». С Кузьминок начинались посиделки (показ слайда) : кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, а кто из дерева ложки да игрушки вырезает. А помогают им в работе Кузьма и Демьян. Много веков назад жили-были Кузьма и Демьян (показ слайда). Славились они мастерством своим и считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник. Они большие работники, они кузнецы и плотники, они наш дом охраняют от всякой беды от всякого лиха».
Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне, возьмите листики (дети берут листья). Вместе с листиками покружитесь, и скажите волшебные слова:
Ты листочек вдаль лети,
В детский сад нас отнеси.
(дети кружатся, останавливаются).
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Много праздников встретили на ярмарке, а о каком новом празднике вы сегодня узнали (Кузьминки?
Воспитатель: Что связано с этим праздником (считался первым зимним праздником, началом зимы, начинались посиделки?
Воспитатель: Кто помогает людям в работе (святые Кузьма и Демьян).
Воспитатель: Кузьма и Демьян уходят, а с ними и осень – славная хозяюшка. Давайте, проводим Кузьму и Демьяна, а на память о них хочу подарить вам изображения кукол - неразлучников, которых изготавливали на посиделках. О них я расскажу вам в следующий раз.