Мина Шамсиева
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности на тему «Румяная матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование знаний детей с ограниченными возможностями здоровья о русской матрешке посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- расширить представления детей о Семеновской, Майданской и Загорской матрешках, знакомить с их характерными особенностями;
- продолжать знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по изодеятельности на тему „Румяная матрешка“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- развивать умение украшать силуэт матрешки Семеновским узором;
- развивать речь, мышление, мелкую моторику, художественный вкус.
3. Коррекционно – воспитательные:
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Семеновских узоров;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия народа.
Интегрируемые образовательные области: познание, художественное творчество.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; чтение стихов, потешек, загадок о матрешках.
Методические приемы:
- словесный: вопросы, объяснения, поощрения и анализ;
- игровой: игра, пальчиковая гимнастика;
- наглядный: матрешки, образцы элементов росписи;
- опора на знания детей;
- применение ТСО: магнитофон, мультимедиа.
Демонстрационный материал: игрушки матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская) силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, краски, кисточки, ватные палочки, штампы, баночки с водой.
Предполагаемый результат:
- обогащение знаний детей о видах матрешки;
- овладение навыками рисования Семеновской матрешки.
Ход занятия:
(Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу. Навстречу им выходит Хранительница сказок).
Хранительница сказок: Здравствуйте, ребята! К вам спешила я, друзья! Знаю, ждали вы меня. Кто же я?
Дети: Хранительница сказок.
Хранительница сказок: Рада, что вы не забыли как меня зовут! Пришла я к вам с новой интересной сказкою, друзья. Но чтобы волшебную книгу нам открыть, нужно главного героя сказки угадать и немного о нем рассказать. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать о ком же будет наша сказка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ….
Дети: Матрешка!
Хранительница сказок: Молодцы! Конечно, это матрешка.
(Хранительница сказок пробует открыт книгу)
Хранительница сказок: Ребята, не можем мы пока открыть книгу! Надо нам о матрешке немного рассказать. Какая она?
Дети: Деревянная, румяная, раскладывающаяся, расписная, красочная.
Хранительница сказок: Чем матрешки отличаются друг от друга?
Дети: Разные по величине, по рисунку.
Хранительница сказок: Мастера с разных уголков России матрешку расписывали по – своему.
Присаживайтесь, а я вам расскажу о том, каких видов бывают матрешки.
(показ презентации – 1 слайд)
В городе Семенове есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская.
- Что вы видите на сарафане у матрешки?
Дети: Цветы, ягоды, листья.
Хранительница сказок: Какие цветы вам знакомы на сарафане у матрешки?
букеты цветов. Своеобразием данной матрешки является ее цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан, белый фартук, украшенный цветами.
(показ презентации – 2 слайд)
Хороша Загорская матрешка! В руках у нее то корзина с грибами и ягодами, то петух или уточка. Ребята, а на Загорской матрешке какие основные цвета?
Дети: Красный, зеленый, синий и желтый.
(показ презентации – 3 слайд)
Хранительница сказок: Полюбуемся Майдановской матрешкой!
- Чем она отличается от других представленных матрешек?
Дети: У матрешки нет сарафана и фартука.
Хранительница сказок: Вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый, все остальное занято крупными яркими цветами в черном контуре. Мы с вами вспомнили самые известные матрешки. Сегодня матрешку знают во всем мире, и является она символом нашей страны – традиционным русским сувениром без которого не возможно уехать из нашей любимой страны. А сейчас мы немножко с вами отдохнем.
Физминутка:
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку
вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись. (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Хранительница сказок: Отдохнули? Попробуем теперь открыть книгу.
(Книга открывается)
Молодцы! Книга открылась и теперь я вам смогу поведать сказку. Ребята, но из нее куда – то исчезли все картинки. Что же произошло?
Дети: Кто – то их украл, потерялись.
Хранительница сказок: Может в сказке мы найдем ответ. Слушайте внимательно.
Жили-были на свете красавицы – сестрички румяные матрешки, жили они дружно и друг другу во всем помогали. Первая матрешка была самая большая и самая умная. Вторая была чуть меньше и считалась очень веселой матрешкой. Третья матрешка была самая красивая. Четвертая матрешка самая трудолюбивая. А маленькая, пятая матрешка была самой послушной. Однажды самая веселая матрешка предложила порисовать и так они увлеклись, что не заметили, как испачкали сарафаны. Самая красивая матрешка очень расстроилась и заплакала, а самая умная предложила их постирать. Младшая и самая послушная матрешка принесла воды, а самая трудолюбивая принялась стирать и так усердно она это сделала, что с сарафанов исчезла не только краска, но и весь красивый узор, остались только легкие очертания. Видимо, матрешки расстроились и спрятались от нас. Как же нам их вернуть на страницы моей сказки?
Дети: Мы можем раскрасить матрешкам сарафанчики.
Хранительница сказок: Ребята, а чем можно расписывать матрешек?
Дети: Пальчиком, ватной палочкой, цветными карандашами, красками, печатками.
(Хранительница сказок обращается к матрешкам)
Хранительница сказок: Вы, матрешки, появитесь. Дети вам помогут стать опять нарядными и красивыми.
(Из книги появляются вырезанные из бумаги силуэты матрешек, педагог раздает силуэты матрешек, исходя из индивидуальных особенностей детей
С ОВЗ)
Но для начала нам необходимо подготовить наши ручки к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Прежде чем рисовать,
Нужно пальчики размять,
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Поздоровались с большим,
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли,
А сейчас, мастера
За работу всем пора.
Хранительница сказок: Вот теперь вы готовы помочь матрешкам. Начинаем рисовать предметами интересными для вас.
(звучит русская народная мелодия)
- Какие красивые у вас получились матрешки – нарядные и яркие.
- Как вы думаете, вид какой росписи присутствует на всех матрешках и почему?
Дети: Семеновский, потому что сарафан украшен цветами.
Хранительница сказок: Кому из вас было очень трудно расписывать матрешек? Что не получалось?
Хранительница сказок: Спасибо, ребята, что помогли восстановить рисунок на сарафанчиках у матрешек и вернуть их в мою волшебную сказочную книгу. А в память о нашей встрече мне хочется подарить Вам игрушку – матрешку. До свидания! До новых встреч!