Анастасия Норец
Конспект интегрированного занятия «Котик-коток. Сравнение художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация изобразительной деятельности дошкольников
в условиях требований ФГОС ДО»
«Котик-коток» интегрированное занятие на тему:
Художественные средства выражения в сказочном образе кота, через
знакомство и сравнение художников-иллюстраторов:
Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 25 «Золотой ключик» города Дубна Московской области
Тема интегрированного мероприятия:
Занятие
(возраст детей: старшая группа, 5-6 лет)
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Котик-коток, Сравнение художников-иллюстраторов Т, А, Мавриной и Е, М, Рачева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Интегрированные области: Изобразительное искусство, музыка
Подготовила: Педагог дополнительного образования Шляпина А. И
Цель: средствами изобразительного искусства и музыки познакомить и закрепить знания детей о творчестве художников-иллюстраторов Т. А Мавриной и Е. М. Рачева и использовать полученные знания при создании в рисунке сказочного образа кота.
Программные задачи:
1. Обучающие задачи познакомить детей с рисунками художников-иллюстраторов Т. А Мавриной и Е. М. Рачева, научиться проводить художественный анализ на сравнении рисунков. Отображать в рисунках образы сказочных котов (веселых, важных, задумчивых и пр., рисовать их, передавая характер и настроение героев. Уметь видеть и понимать способы художественной выразительности таких как цвет, сюжет, ритм и тд., в изображении главных героев.
2.Развивающие задачи изучать и закреплять на практике основные художественные элементы и основы цветовидения на примере образа кота. Развивать у детей такие качества как воображение, фантазия, чувство композиции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать у детей творческие способности. Развивать и расширять познания в музыкальной области, находить связь между различными видами искусства. Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, сердитый, дружелюбный, фантастический и тд.)
3. Воспитывающие задачи:
- формировать у детей художественно- эстетический вкус.
- формировать умение высказывать свое мнение и обосновывать его. Давать психологическую характеристику образам героев, указывая и перечисляя детали.
- формировать умение сравнивать.
-формировать умение чувствовать эмоциональный посыл сюжета и его соответствие с текстовой нагрузкой.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: Предварительное знакомство с художниками иллюстраторами Т. А Мавриной и Е. М. Рачевым, прочтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним с изображениями животных. Рисование любимых сказочных героев. Просмотр нескольких серий мультика «Кот Леопольд».
Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы: наглядно-сравнительный, словесный, включая практическую деятельность детей, использование музыкального аудиоряда, а так же активизация словаря.
Активизация словаря:
Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Художник иллюстратор - тот, кто создает изображение к тексту.
Анфас- вид лица или предмета спереди, лицом к смотрящему (Большой толковый словарь).
Реалистичный- соответствующий действительности, так как в жизни.
Контраст- Противоположность в каком-нибудь отношении. Контраст высокого и низкого. Цветовой контраст черного и белого (Словарь Ушакова).
Прорисовка- художественный термин, образован от глаголов рисовать, нарисовать. Более четкое и детальное изображение.
Сюжет- это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения (Словарь Ожегова)
Тон- цвет, окраска, а также оттенок какого-либо цвета, отличающийся той или иной степенью яркости, насыщенности. (Словарь Ожегова).
Развивающая предметно-пространственная среда:
-медийный сенсорный планшет-экран.
- иллюстрации к русским народным сказкам имеющие образ кота.
- книги иллюстрированные художниками Т. А. Мавриной «Сказочные звери» и Е. М. Рачева «Петушок золотой гребешок».
- мультимедийная презентация по творчеству художников-иллюстратора Т. А Мавриной и Е. М. Рачева.
- художественные материалы: вырезанные из белой бумаги шаблоны кота для практического закрепления материала.
-гуашь, кисти разных размеров, карандаши цветные, восковые мелки.
-музыкальный ряд детских колыбельных песен с содержанием образа кота.
Предполагаемые учебно-методические материалы:
Изобразительные:
-Иллюстрации из книг Т. А. Мавриной «Сказочные звери».Нигма,2016.
- Иллюстрации Е. М. Рачева «Петушок золотой гребешок». Махаон. 2016.
- Иллюстрации Е. И. Чарушина «Кошка Маруська» Иркутск: Восточно-Сибирское. ,1991. «Кот Епифан». Детгиз. ,1948., «Кот,петух и лиса. Москва; Молодая гвардия, 1944.
-Жадный кот. Г. Ландау и А. Гарич;рис. Д. Моора. ,Москва «Советский художник»,1946.
Музыкальные: Русские народные колыбельные песни.
Литературные:
1. Афанасьев А. Н. Народные сказки. - М. ,1984.
2. В. И. Даль толковый словарь живого великорусского языка. -М. ,1980.
3. В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. -М., 1975.
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010.
5. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008.
6. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.
7. Н. К. Кисель. ,М. С. Никрасова. Милее кошки зверя нет. -Минск.»Мет»2000.
8. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011.
9. Русские народные сказки. – М. : Содействие, 1994.
10. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Включает в себя ознакомительную и сравнительно-аналитическую части.
Знакомлю детей с творчеством художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева. Просмотр иллюстраций к сказкам и книгам. Обращаю внимание на фотографии этих художников.
- Здравствуйте ребята, вы слышите? Кто- то мяукает? (ребята вслушиваются).
- Вот ещё раз помяукал (ищу и подхожу к книге с иллюстрациями).
- Мне кажется, что звук доносится из этой книги. Давайте ее откроем и посмотрим, кто это? (да). (открываю страницу и достаю вырезанного из белой бумаги образ кота).
- Ой, это котик. Как он сюда попал? (дальше читаю записку якобы от котика)
- Я котик-коток, живу в этой книжке у меня белый бочек и мне очень обидно. Хочу быть красивым, цветным я и ярким, чтоб в сказку попасть на страницы ребята.
-Ребята поможем котику попасть в сказку? (да) Тогда нам с вами надо стать художниками- иллюстраторами (вешаю на доску белого котика).
-А кто знает, кто это такой художник –иллюстратор? (те кто рисует картинки и героев к сказкам и книгам).
- Вы знаете, для чего художники рисуют в книжках картинки? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: «Художники-иллюстраторы помогают понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. По рисунку сразу можно даже не прочитав текст, понять, какие герои добрые или злые, умные или глупые».
-Давайте мы сегодня вспомним двух художников-иллюстраторов, с которыми познакомились чуть ранее, и постараемся понять их творчество, сравним их особенности художественного выражения, чтобы стать как они. На экран вывожу две фотографии.
- Первый художник-иллюстратор Е. М. Рачев.
-Второй художник-иллюстратор Т. А. Мавриной.
-Посмотрите на их фотографии (дети смотрят). Теперь когда мы имеем представление, как выглядят эти художники, давайте познакомимся с их творчестом.
2. Проблемно-поисковый этап
На экран вывожу две картинки с изображением кота двух художников, а так же в ходе работы демонстрирую иллюстрации из сказок для сравнения.
-Ребята, что бы помочь нашему котику, нам нужно посмотреть какие сказочные коты уже существуют, и как по разному их можно изобразить, и наделить разными чертами характера. Согласны? (да.).
-Перед нами на экране две картинки, первая иллюстрация к сказке «Петушок золотой гребешок» Е. М. Рачева. А вторая иллюстрация из книжки «Сказочные звери» художник Т. А. Маврина (дети внимательно смотрят и разглядывают).
- Рассмотрели? Теперь постепенно разбираем эти картинки. Итак, наша задача найти как можно больше различий между ними, это и будет особенностью художников. Понятно ребятки? (да.)
- Сначала обратим внимание на образ кота, а затем и на композицию в целом (фон и тд.).
Ведем открытый диалог-опрос. Сравниваем. Дети поднимают руки и отвечают по мере того, как я задаю наводящие вопросы:
1 .Как Е. М. Рачев изобразил своего кота? Похож ли он на настоящего кота и что в нем необычного?
Ответ: Е. М. Рачев изобразил кота похожего на человека, потому что он одет в человеческую одежду. И сидит как человек за столом. Внешний облик схож с настоящим котом (шерсть, голова, мордочка, лапы, хвост).
- Правильно дети, запомните, этот художник всех своих героев изображал, как человека. (демонстрирую другие иллюстрации с котом Е. М Раева, обращаю внимание на их одежду)
2. Как Т. А. Маврина изобразила кота? В чем отличие от кота Рачева?
Ответ: Кот Мавриной не совсем похож на настоящего. Похож только силуэт, шерсть практически не нарисована, только нарисована на хвосте и не совсем похожа на настоящую. Мордочка кота не такая реалистичная, как у Рачева, надо отметить, нос кота не похож как в реальности. Образ нарисовано очень просто. Окрас кота Мавриной выдуманный, как в сказке, а окрас кота Рачева как настоящий.
- Молодцы ребята. Правильно, кот Мавриной нарисован очень просто, и не обычно. Слегка смешно, и неуклюже.
3. Как художники передают настроение/характер своего героя? Подходит ли он к этой сказке? (если дети затрудняются, я помогаю, указывая на что обратить внимание).
Ответ: На картинке к сказке «Петушок золотой гребешок» Кот добрый. Это можно понять, посмотрев, как он сидит за столом, со своими лучшими друзьями. Они вместе кушают и скорей всего разговаривают. Художник нарисовал его хозяйственным, дружным, спокойным. Хвост кота лежит на лавочке в спокойном состоянии, что еще раз указывает на его дружелюбие.
На картинке в книге «Сказочные звери» изображен кот Баюн, художник изобразил его сказочным, удивительным, загадочным, любопытным, это можно понять по его взгляду, который смотрит прямо на нас, будто увидел что то интересное и вот-вот перешагнет из книги к нам в гости. Окрас кота черный, но он совсем не страшный и мы его не боимся, потому, что он чуть смешной и забавный.
-Какие вы молодцы, ребята, какие вы внимательные.
4. Какие движения и позы изображены у героев? Почему так изобразил художник? (Если дети не заметили, тоя навожу их внимание на нужные элементы).
Ответ: Кот Баюн Мавриной изображен в спокойной позе. Кот стоит близко перед нами на всех четырех лапках, при этом когтей невидно, голова повернута анфас (значит прямо на нас). Хвост лежит в низу на травке, и слегка загнут, будто он защищает себя. Художник изобразил кота, так чтоб мы не испугались, а познакомились с ним, а он с нами.
Кот Рачева из сказки «Петушок золотой гребешок», тоже изображен добрым. Поза котика отличается от позы кота Баюна, и он не ведет себя так как настоящие коты в жизни, потому что он сидит за столом. Этот кот очень воспитан, в лапках он держит ложку и кушает из мисочки. Голова кота повернута не к нам, а к своим друзьям из сказки. Ушки котика направлены вверх, значит он внимательно слушает. И даже можно представить, как он сейчас начнет разговаривать с вороном и петушком.
- Верно заметили ребята.
5. Какие цвета (грустные/радостные) авторы используют для передачи образа и почему? Какие цвета используют больше и почему?
Ответ: На картинке к сказке «Петушок золотой гребешок» художник использует радостные цвета, теплого оттенка, для передачи уютной обстановки в русской избе, стараясь передать тепло дерева и доброты русских народных традиции.
На картинке в книге «Сказочные звери» художник использует сочетание теплых и холодных цветов, а так же используются такие яркие и красочные цвета, например розовый, оранжевый и лимонно- желтый, что привлекает наш взгляд и выделяет черного кота. Такой контрастный фон помог лучше выделить черного кота, на более темном фоне кота не было бы видно. Именно этот фон помогает изобразить волшебное настроение, а не плохое от которого становиться страшно.
6. Чем отличается фон? Чем отличается прорисовка дополнительных и основных элементов (если дети подметили не все, то я помогаю, обращаю внимание на нужные детали).
Ответ: В обеих картинах художники по своему прорисовывают линии, штрихи, например у Рачева мы видим четкую и подробную прорисовку, героев, так и фон с предметами быта нарисованы реалистично и исторически правильно. А вот кот Баюн Мавриной, наоборот нарисован очень просто, причем художник, как будто нарочно использует не аккуратные, широкие линии и мазки, тем самым придавая больше сказочности и загадочности этой картинке. Природа нарисована очень просто, при этом ее дополняют декоративные элементы, например завитки. Трава изображена широкими мазками. Вдалеке на заднем плане, можно увидеть деревья, которые тоже нарисованы просто и совсем не похожи на реалистичные. Еще необычно нарисована шерсть кота на хвосте, художник изобразил ее словно елку, а на лапах шерсть и вовсе изображена пересекающимися линиями.
-Очень хорошо.
7.
-И последний вопрос. Какой кот вам понравился больше и почему?
Ответ: ребенок на основе своих эмоций и впечатлений делает выбор сам и поясняет почему?
- Ребята, какие вы молодцы, так много отличий и особенностей мы с Вами нашли и разобрали. Теперь помочь белому котику нам будет намного легче.
- Для того чтобы дети немного отдохнули и переключили внимание, я предлагаю послушать колыбельную песню про кота, при этом закрыть глаза, покачать руками и представить сюжет (включаю русскую народную колыбельную «А котики серые».
-Ребята, вы представили доброго кота или злого, а почему? (доброго, потому что хорошие слова и спокойная музыка)
-Правильно.
3. Практический этап
Предлагаю детям перейти к раскрашиванию белого котика, и попасть в сказку. Чтоб помочь ребятам определиться с цветовой гаммой и узорами, я предлагаю создать осеннего сказочного кота. На экран вывожу картинку с осенней палитрой и несколькими картинками с осенней тематикой. Говорю, что узоры могут быть любые на их усмотрение, оставляя возможность для свободного творчества и фантазии.
- Ребята, для практической работы, нам необходимо организовать свое рабочее место.
-Ребята, у каждого на столе лежит бумажный белый кот.
- Посмотрите еще, перед вами лежат краски, цветные карандаши, восковые мелки, а так же кисточки (тоненькая для прорисовки тоненьких линий и элементов, и толстая, для прорисовки широких линий, фона). Выберите чем именно хотите рисовать, можно использовать и то и другое.
- Скажите, а какое сейчас время года? (осень).
- Правильно. Поэтому предлагаю создать Осеннего кота, согласны? (да).
-Посмотрите несколько картинок, на которых изображена осень. Какие используются в них цвета и краски? (красный, оранжевый, желтый, коричневый и различные тона).
-Теперь используя эти цвета, вы самостоятельно, как художники иллюстраторы, преступайте к работе. Будет хорошо, если вы пофантазируете.
Дети выполняют работу, а я наблюдаю и оказываю помощь в применении технических навыков, если ребенок засомневался или растерялся. Для приятной работы я включаю музыку про котиков.
4 Рефлексивно-оценочный этап
Когда работы выполнены, мы делаем выставку.
- Раскладываем котов всех вместе и рассматриваем и обсуждаем, подмечая настроение котов (грустный, радостный, загадочный, смешной, задумчивый и т. д). Какие узоры использовали, какие цвета применяли больше, а какие меньше. На каких котов художников- иллюстраторов, наши котики похожи больше и почему?
Даю высказаться каждому ребенку и оценить свою работу. Подмечая, что то особенное, то что получилось красивее всего.
В обсуждении спрашиваю у ребят, какого сказочного кота они хотели бы создать еще, намекая на другие времена года.
- Ребятки, в следующий раз создадим других котиков? (да). Только они будут уже какие? (зимние).
- Ребята Вы все молодцы, посмотрите какие красивые сказочные котики у нас получились, теперь они попадут в сказку, и будут там жить -поживать и ждать когда мы в эту сказку заглянем.
-Спасибо за занятие.
Я собираю рисунки и перевязываю красивой ленточкой.
Последующая работа
Последующая работа предполагает создание, сказочных котов по временам года (зимний, весенний, летний). Знакомство с другими художниками-иллюстраторами, при этом усложняя задачу, например, видеть и изображать оттенки и полутона, использовать не традиционные техники рисования. Возможно, создание иллюстрации на коротенькую сказку, которую сочиним вместе с детьми.
Результативность
реализации технологии изобразительной деятельности
в условиях ДОУ заключается в следующем:
В процессе занятия по ознакомлению художественных средств выражения в сказочном образе кота, через знакомство и сравнение художников-иллюстраторов: Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева, ребята стали лучше анализировать, подмечать, выявлять, выделять, сравнивать. Ведь эти качества, в художественно-эстетическом развитии очень важны, так же важны и личностном развитии, социальном развитии.
Через примеры картинок из сказок, ребенок стал лучше видеть и чувствовать эмоционально- психологический портрет героев, а так же он дает им свою оценку и суждение.
Интегрированное занятие, позволило расширить художественно-эстетический кругозор в таких видах как музыка, народное творчество, книжное искусство, и др. Дети познакомились с новыми терминами и пополнили свой словарный запас.
Ребята расширили свои знания об отечественных художниках-иллюстраторах, пополнили иллюстрационную базу в своей памяти. А так же обогатили образное мышление, ассоциативный ряд.
Дети на практике закрепили знание цветовой осенней гаммы, познакомились с разнообразием книжной иллюстрации, а так применили полученные знания на практике в творческой работе.
В ходе занятий создана интерес к данной теме, а также мотивация к дальнейшему ее изучению. При этом задан курс на последующие занятия по развитию и более глубокому ее изучению, и последующему практическому закреплению темы по художественным средствам выразительности.
Надо отметить, что дети имели возможность нарабатывать и укреплять умение коллективной, рефлексивно-оценочной деятельности. В ходе диалога, дети учились формировать свои мысли и выражать их.
И главное, что у ребенка есть возможность выразить свои эмоции и фантазию, через свое творчество на практическом занятии.
В целом, считаю данное занятие прошло продуктивно и в полной мере. Поставленные цель и задачи были выполнены.
Использованная литература:
-А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,Москва. 2006.
- Афанасьев А. Н. Народные сказки. - М. ,1984.
- В. И. Даль толковый словарь живого великорусского языка. -М. ,1980.
- В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. -М., 1975.
- Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010.
- Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008.
- Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.
- Н. К. Кисель. ,М. С. Никрасова. Милее кошки зверя нет. -Минск.»Мет»2000.
- Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011.
- Русские народные сказки. – М. : Содействие, 1994.
- Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007.
- Т. Н. Доронова «Дошкольникам о художниках детской книги», Москва «Просвещение» 1991.