Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Котик-коток. Сравнение художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева»

Анастасия Норец
Конспект интегрированного занятия «Котик-коток. Сравнение художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация изобразительной деятельности дошкольников

в условиях требований ФГОС ДО»

«Котик-коток» интегрированное занятие на тему:

Художественные средства выражения в сказочном образе кота, через

знакомство и сравнение художников-иллюстраторов:

Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 25 «Золотой ключик» города Дубна Московской области

Тема интегрированного мероприятия:

Занятие

(возраст детей: старшая группа, 5-6 лет)

Темочки:

Интегрированные области: Изобразительное искусство, музыка

Подготовила: Педагог дополнительного образования Шляпина А. И

Цель: средствами изобразительного искусства и музыки познакомить и закрепить знания детей о творчестве художников-иллюстраторов Т. А Мавриной и Е. М. Рачева и использовать полученные знания при создании в рисунке сказочного образа кота.

Программные задачи:

1. Обучающие задачи познакомить детей с рисунками художников-иллюстраторов Т. А Мавриной и Е. М. Рачева, научиться проводить художественный анализ на сравнении рисунков. Отображать в рисунках образы сказочных котов (веселых, важных, задумчивых и пр., рисовать их, передавая характер и настроение героев. Уметь видеть и понимать способы художественной выразительности таких как цвет, сюжет, ритм и тд., в изображении главных героев.

2.Развивающие задачи изучать и закреплять на практике основные художественные элементы и основы цветовидения на примере образа кота. Развивать у детей такие качества как воображение, фантазия, чувство композиции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать у детей творческие способности. Развивать и расширять познания в музыкальной области, находить связь между различными видами искусства. Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, сердитый, дружелюбный, фантастический и тд.)

3. Воспитывающие задачи:

- формировать у детей художественно- эстетический вкус.

- формировать умение высказывать свое мнение и обосновывать его. Давать психологическую характеристику образам героев, указывая и перечисляя детали.

- формировать умение сравнивать.

-формировать умение чувствовать эмоциональный посыл сюжета и его соответствие с текстовой нагрузкой.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: Предварительное знакомство с художниками иллюстраторами Т. А Мавриной и Е. М. Рачевым, прочтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним с изображениями животных. Рисование любимых сказочных героев. Просмотр нескольких серий мультика «Кот Леопольд».

Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы: наглядно-сравнительный, словесный, включая практическую деятельность детей, использование музыкального аудиоряда, а так же активизация словаря.

Активизация словаря:

Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Художник иллюстратор - тот, кто создает изображение к тексту.

Анфас- вид лица или предмета спереди, лицом к смотрящему (Большой толковый словарь).

Реалистичный- соответствующий действительности, так как в жизни.

Контраст- Противоположность в каком-нибудь отношении. Контраст высокого и низкого. Цветовой контраст черного и белого (Словарь Ушакова).

Прорисовка- художественный термин, образован от глаголов рисовать, нарисовать. Более четкое и детальное изображение.

Сюжет- это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения (Словарь Ожегова)

Тон- цвет, окраска, а также оттенок какого-либо цвета, отличающийся той или иной степенью яркости, насыщенности. (Словарь Ожегова).

Развивающая предметно-пространственная среда:

-медийный сенсорный планшет-экран.

- иллюстрации к русским народным сказкам имеющие образ кота.

- книги иллюстрированные художниками Т. А. Мавриной «Сказочные звери» и Е. М. Рачева «Петушок золотой гребешок».

- мультимедийная презентация по творчеству художников-иллюстратора Т. А Мавриной и Е. М. Рачева.

- художественные материалы: вырезанные из белой бумаги шаблоны кота для практического закрепления материала.

-гуашь, кисти разных размеров, карандаши цветные, восковые мелки.

-музыкальный ряд детских колыбельных песен с содержанием образа кота.

Предполагаемые учебно-методические материалы:

Изобразительные:

-Иллюстрации из книг Т. А. Мавриной «Сказочные звери».Нигма,2016.

- Иллюстрации Е. М. Рачева «Петушок золотой гребешок». Махаон. 2016.

- Иллюстрации Е. И. Чарушина «Кошка Маруська» Иркутск: Восточно-Сибирское. ,1991. «Кот Епифан». Детгиз. ,1948., «Кот,петух и лиса. Москва; Молодая гвардия, 1944.

-Жадный кот. Г. Ландау и А. Гарич;рис. Д. Моора. ,Москва «Советский художник»,1946.

Музыкальные: Русские народные колыбельные песни.

Литературные:

1. Афанасьев А. Н. Народные сказки. - М. ,1984.

2. В. И. Даль толковый словарь живого великорусского языка. -М. ,1980.

3. В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. -М., 1975.

4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010.

5. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008.

6. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.

7. Н. К. Кисель. ,М. С. Никрасова. Милее кошки зверя нет. -Минск.»Мет»2000.

8. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011.

9. Русские народные сказки. – М. : Содействие, 1994.

10. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Включает в себя ознакомительную и сравнительно-аналитическую части.

Знакомлю детей с творчеством художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева. Просмотр иллюстраций к сказкам и книгам. Обращаю внимание на фотографии этих художников.

- Здравствуйте ребята, вы слышите? Кто- то мяукает? (ребята вслушиваются).

- Вот ещё раз помяукал (ищу и подхожу к книге с иллюстрациями).

- Мне кажется, что звук доносится из этой книги. Давайте ее откроем и посмотрим, кто это? (да). (открываю страницу и достаю вырезанного из белой бумаги образ кота).

- Ой, это котик. Как он сюда попал? (дальше читаю записку якобы от котика)

- Я котик-коток, живу в этой книжке у меня белый бочек и мне очень обидно. Хочу быть красивым, цветным я и ярким, чтоб в сказку попасть на страницы ребята.

-Ребята поможем котику попасть в сказку? (да) Тогда нам с вами надо стать художниками- иллюстраторами (вешаю на доску белого котика).

-А кто знает, кто это такой художник –иллюстратор? (те кто рисует картинки и героев к сказкам и книгам).

- Вы знаете, для чего художники рисуют в книжках картинки? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: «Художники-иллюстраторы помогают понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. По рисунку сразу можно даже не прочитав текст, понять, какие герои добрые или злые, умные или глупые».

-Давайте мы сегодня вспомним двух художников-иллюстраторов, с которыми познакомились чуть ранее, и постараемся понять их творчество, сравним их особенности художественного выражения, чтобы стать как они. На экран вывожу две фотографии.

- Первый художник-иллюстратор Е. М. Рачев.

-Второй художник-иллюстратор Т. А. Мавриной.

-Посмотрите на их фотографии (дети смотрят). Теперь когда мы имеем представление, как выглядят эти художники, давайте познакомимся с их творчестом.

2. Проблемно-поисковый этап

На экран вывожу две картинки с изображением кота двух художников, а так же в ходе работы демонстрирую иллюстрации из сказок для сравнения.

-Ребята, что бы помочь нашему котику, нам нужно посмотреть какие сказочные коты уже существуют, и как по разному их можно изобразить, и наделить разными чертами характера. Согласны? (да.).

-Перед нами на экране две картинки, первая иллюстрация к сказке «Петушок золотой гребешок» Е. М. Рачева. А вторая иллюстрация из книжки «Сказочные звери» художник Т. А. Маврина (дети внимательно смотрят и разглядывают).

- Рассмотрели? Теперь постепенно разбираем эти картинки. Итак, наша задача найти как можно больше различий между ними, это и будет особенностью художников. Понятно ребятки? (да.)

- Сначала обратим внимание на образ кота, а затем и на композицию в целом (фон и тд.).

Ведем открытый диалог-опрос. Сравниваем. Дети поднимают руки и отвечают по мере того, как я задаю наводящие вопросы:

1 .Как Е. М. Рачев изобразил своего кота? Похож ли он на настоящего кота и что в нем необычного?

Ответ: Е. М. Рачев изобразил кота похожего на человека, потому что он одет в человеческую одежду. И сидит как человек за столом. Внешний облик схож с настоящим котом (шерсть, голова, мордочка, лапы, хвост).

- Правильно дети, запомните, этот художник всех своих героев изображал, как человека. (демонстрирую другие иллюстрации с котом Е. М Раева, обращаю внимание на их одежду)

2. Как Т. А. Маврина изобразила кота? В чем отличие от кота Рачева?

Ответ: Кот Мавриной не совсем похож на настоящего. Похож только силуэт, шерсть практически не нарисована, только нарисована на хвосте и не совсем похожа на настоящую. Мордочка кота не такая реалистичная, как у Рачева, надо отметить, нос кота не похож как в реальности. Образ нарисовано очень просто. Окрас кота Мавриной выдуманный, как в сказке, а окрас кота Рачева как настоящий.

- Молодцы ребята. Правильно, кот Мавриной нарисован очень просто, и не обычно. Слегка смешно, и неуклюже.

3. Как художники передают настроение/характер своего героя? Подходит ли он к этой сказке? (если дети затрудняются, я помогаю, указывая на что обратить внимание).

Ответ: На картинке к сказке «Петушок золотой гребешок» Кот добрый. Это можно понять, посмотрев, как он сидит за столом, со своими лучшими друзьями. Они вместе кушают и скорей всего разговаривают. Художник нарисовал его хозяйственным, дружным, спокойным. Хвост кота лежит на лавочке в спокойном состоянии, что еще раз указывает на его дружелюбие.

На картинке в книге «Сказочные звери» изображен кот Баюн, художник изобразил его сказочным, удивительным, загадочным, любопытным, это можно понять по его взгляду, который смотрит прямо на нас, будто увидел что то интересное и вот-вот перешагнет из книги к нам в гости. Окрас кота черный, но он совсем не страшный и мы его не боимся, потому, что он чуть смешной и забавный.

-Какие вы молодцы, ребята, какие вы внимательные.

4. Какие движения и позы изображены у героев? Почему так изобразил художник? (Если дети не заметили, тоя навожу их внимание на нужные элементы).

Ответ: Кот Баюн Мавриной изображен в спокойной позе. Кот стоит близко перед нами на всех четырех лапках, при этом когтей невидно, голова повернута анфас (значит прямо на нас). Хвост лежит в низу на травке, и слегка загнут, будто он защищает себя. Художник изобразил кота, так чтоб мы не испугались, а познакомились с ним, а он с нами.

Кот Рачева из сказки «Петушок золотой гребешок», тоже изображен добрым. Поза котика отличается от позы кота Баюна, и он не ведет себя так как настоящие коты в жизни, потому что он сидит за столом. Этот кот очень воспитан, в лапках он держит ложку и кушает из мисочки. Голова кота повернута не к нам, а к своим друзьям из сказки. Ушки котика направлены вверх, значит он внимательно слушает. И даже можно представить, как он сейчас начнет разговаривать с вороном и петушком.

- Верно заметили ребята.

5. Какие цвета (грустные/радостные) авторы используют для передачи образа и почему? Какие цвета используют больше и почему?

Ответ: На картинке к сказке «Петушок золотой гребешок» художник использует радостные цвета, теплого оттенка, для передачи уютной обстановки в русской избе, стараясь передать тепло дерева и доброты русских народных традиции.

На картинке в книге «Сказочные звери» художник использует сочетание теплых и холодных цветов, а так же используются такие яркие и красочные цвета, например розовый, оранжевый и лимонно- желтый, что привлекает наш взгляд и выделяет черного кота. Такой контрастный фон помог лучше выделить черного кота, на более темном фоне кота не было бы видно. Именно этот фон помогает изобразить волшебное настроение, а не плохое от которого становиться страшно.

6. Чем отличается фон? Чем отличается прорисовка дополнительных и основных элементов (если дети подметили не все, то я помогаю, обращаю внимание на нужные детали).

Ответ: В обеих картинах художники по своему прорисовывают линии, штрихи, например у Рачева мы видим четкую и подробную прорисовку, героев, так и фон с предметами быта нарисованы реалистично и исторически правильно. А вот кот Баюн Мавриной, наоборот нарисован очень просто, причем художник, как будто нарочно использует не аккуратные, широкие линии и мазки, тем самым придавая больше сказочности и загадочности этой картинке. Природа нарисована очень просто, при этом ее дополняют декоративные элементы, например завитки. Трава изображена широкими мазками. Вдалеке на заднем плане, можно увидеть деревья, которые тоже нарисованы просто и совсем не похожи на реалистичные. Еще необычно нарисована шерсть кота на хвосте, художник изобразил ее словно елку, а на лапах шерсть и вовсе изображена пересекающимися линиями.

-Очень хорошо.

7.

-И последний вопрос. Какой кот вам понравился больше и почему?

Ответ: ребенок на основе своих эмоций и впечатлений делает выбор сам и поясняет почему?

- Ребята, какие вы молодцы, так много отличий и особенностей мы с Вами нашли и разобрали. Теперь помочь белому котику нам будет намного легче.

- Для того чтобы дети немного отдохнули и переключили внимание, я предлагаю послушать колыбельную песню про кота, при этом закрыть глаза, покачать руками и представить сюжет (включаю русскую народную колыбельную «А котики серые».

-Ребята, вы представили доброго кота или злого, а почему? (доброго, потому что хорошие слова и спокойная музыка)

-Правильно.

3. Практический этап

Предлагаю детям перейти к раскрашиванию белого котика, и попасть в сказку. Чтоб помочь ребятам определиться с цветовой гаммой и узорами, я предлагаю создать осеннего сказочного кота. На экран вывожу картинку с осенней палитрой и несколькими картинками с осенней тематикой. Говорю, что узоры могут быть любые на их усмотрение, оставляя возможность для свободного творчества и фантазии.

- Ребята, для практической работы, нам необходимо организовать свое рабочее место.

-Ребята, у каждого на столе лежит бумажный белый кот.

- Посмотрите еще, перед вами лежат краски, цветные карандаши, восковые мелки, а так же кисточки (тоненькая для прорисовки тоненьких линий и элементов, и толстая, для прорисовки широких линий, фона). Выберите чем именно хотите рисовать, можно использовать и то и другое.

- Скажите, а какое сейчас время года? (осень).

- Правильно. Поэтому предлагаю создать Осеннего кота, согласны? (да).

-Посмотрите несколько картинок, на которых изображена осень. Какие используются в них цвета и краски? (красный, оранжевый, желтый, коричневый и различные тона).

-Теперь используя эти цвета, вы самостоятельно, как художники иллюстраторы, преступайте к работе. Будет хорошо, если вы пофантазируете.

Дети выполняют работу, а я наблюдаю и оказываю помощь в применении технических навыков, если ребенок засомневался или растерялся. Для приятной работы я включаю музыку про котиков.

4 Рефлексивно-оценочный этап

Когда работы выполнены, мы делаем выставку.

- Раскладываем котов всех вместе и рассматриваем и обсуждаем, подмечая настроение котов (грустный, радостный, загадочный, смешной, задумчивый и т. д). Какие узоры использовали, какие цвета применяли больше, а какие меньше. На каких котов художников- иллюстраторов, наши котики похожи больше и почему?

Даю высказаться каждому ребенку и оценить свою работу. Подмечая, что то особенное, то что получилось красивее всего.

В обсуждении спрашиваю у ребят, какого сказочного кота они хотели бы создать еще, намекая на другие времена года.

- Ребятки, в следующий раз создадим других котиков? (да). Только они будут уже какие? (зимние).

- Ребята Вы все молодцы, посмотрите какие красивые сказочные котики у нас получились, теперь они попадут в сказку, и будут там жить -поживать и ждать когда мы в эту сказку заглянем.

-Спасибо за занятие.

Я собираю рисунки и перевязываю красивой ленточкой.

Последующая работа

Последующая работа предполагает создание, сказочных котов по временам года (зимний, весенний, летний). Знакомство с другими художниками-иллюстраторами, при этом усложняя задачу, например, видеть и изображать оттенки и полутона, использовать не традиционные техники рисования. Возможно, создание иллюстрации на коротенькую сказку, которую сочиним вместе с детьми.

Результативность

реализации технологии изобразительной деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

В процессе занятия по ознакомлению художественных средств выражения в сказочном образе кота, через знакомство и сравнение художников-иллюстраторов: Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева, ребята стали лучше анализировать, подмечать, выявлять, выделять, сравнивать. Ведь эти качества, в художественно-эстетическом развитии очень важны, так же важны и личностном развитии, социальном развитии.

Через примеры картинок из сказок, ребенок стал лучше видеть и чувствовать эмоционально- психологический портрет героев, а так же он дает им свою оценку и суждение.

Интегрированное занятие, позволило расширить художественно-эстетический кругозор в таких видах как музыка, народное творчество, книжное искусство, и др. Дети познакомились с новыми терминами и пополнили свой словарный запас.

Ребята расширили свои знания об отечественных художниках-иллюстраторах, пополнили иллюстрационную базу в своей памяти. А так же обогатили образное мышление, ассоциативный ряд.

Дети на практике закрепили знание цветовой осенней гаммы, познакомились с разнообразием книжной иллюстрации, а так применили полученные знания на практике в творческой работе.

В ходе занятий создана интерес к данной теме, а также мотивация к дальнейшему ее изучению. При этом задан курс на последующие занятия по развитию и более глубокому ее изучению, и последующему практическому закреплению темы по художественным средствам выразительности.

Надо отметить, что дети имели возможность нарабатывать и укреплять умение коллективной, рефлексивно-оценочной деятельности. В ходе диалога, дети учились формировать свои мысли и выражать их.

И главное, что у ребенка есть возможность выразить свои эмоции и фантазию, через свое творчество на практическом занятии.

В целом, считаю данное занятие прошло продуктивно и в полной мере. Поставленные цель и задачи были выполнены.

Использованная литература:

-А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,Москва. 2006.

- Афанасьев А. Н. Народные сказки. - М. ,1984.

- В. И. Даль толковый словарь живого великорусского языка. -М. ,1980.

- В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. -М., 1975.

- Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010.

- Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008.

- Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.

- Н. К. Кисель. ,М. С. Никрасова. Милее кошки зверя нет. -Минск.»Мет»2000.

- Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011.

- Русские народные сказки. – М. : Содействие, 1994.

- Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007.

- Т. Н. Доронова «Дошкольникам о художниках детской книги», Москва «Просвещение» 1991.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Рассматривание картины Т. Мавриной «Вечер» Конспект НОД рассматривание картины Т. Мавриной "Вечер" Цель: Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на цветом решении.

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по развитию речи «Котенька-коток» Цель: развитие связной речи в процессе ознакомления с внешним видом и повадками кота. Задачи: 1. Продолжать формировать навыки узнавать.

Конспект занятия по лепке «Котик, котик — бархатный животик» в старшей группеКонспект занятия по лепке «Котик, котик — бархатный животик» в старшей группе Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ кота. Показать новый способ лепки из цилиндра согнутого дугой надрезанного.

Занятие по аппликации «Котик мягонький, котик ласковый» с использованием элементов нетрадиционной техники рисования «набрызг»Занятие по аппликации «Котик мягонький, котик ласковый» с использованием элементов нетрадиционной техники рисования «набрызг» Конспект занятия по аппликации «Котик мягонький, котик ласковый" с использованием элементов нетрадиционной техники рисования "набрызг".

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:"Сравнение предметов" Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по лепке «Котя-коток»Конспект занятия по лепке «Котя-коток» Программные задачи:продолжать учить детей лепить фигуру животного, передавая характерные детали; закреплять умение пользоваться стекой;.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-утро,отгадывать загадки на основе зрительной воспринимаемой информации; сравнивать.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий) употреблять.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Музыкальный котик»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Музыкальный котик» Нетрадиционная техника: – оттиск поролоновой губкой Задачи: Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой – оттиск поролоновой губкой,.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Пошел котик на Торжок» Цель: Знакомство детей с народной потешкой: «Пошел котик на торжок…» Задачи НОД: Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Котик-коток. Сравнение художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 21:05
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Котик-коток. Сравнение художников-иллюстраторов Т. А. Мавриной и Е. М. Рачева»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Норец (УИ 2484615) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД