Светлана Чугунова
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшей логопедической группы «Летят перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье.
Цель: обобщить и углубить знания детей по теме «Перелетные птицы».
Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжить формировать у детей представление о разнообразии мира птиц, их отличительных признаках;
- формировать знания детей о перелетных птицах Амурской земли, занесенных в Красную книгу;
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшей логопедической группы „Летят перелетные птицы“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- активизировать словарный запас детей по теме, познакомить с новыми словами (клин, вереница, стайка, вожак, скворечник) и их лексическим значением;
- совершенствовать грамматический строй речи детей (образование прилагательных от существительных, глаголов и наречий).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь детей с помощью приемов мнемотехники;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать общую и мелкую моторику детей, речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах; рассматривание фотографий и картинок с изображением перелетных птиц, мест их обитания, гнезд; отгадывание загадок; заучивание текста пальчиковой гимнастики; составление описательных рассказов о перелетных птицах.
Планируемые результаты:речевая активность детей, доброжелательность во взаимодействии с логопедом и сверстниками во время НОД, развивающиеся коммуникативные навыки детей, проявление познавательного интереса.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мнемокубы для составления загадок-описаний о птицах, изготовленная «Красная книга» с фотографиями птиц, материал для изготовления коллективной работы, скворечник.
Содержание НОД детей.
(Дети входят под музыку из телепередачи «В мире животных»).
I. Орг. момент. Коммуникативная игра «Солнышко».
(Логопед поднимает руку ладошкой вверх и предлагает детям опустить ладошки на его руку по кругу и ответить на вопрос:«Какая весна?»).
- Весной светит солнце, значит весна какая? – Весна солнечная.
- Весной становится тепло, значит весна какая? – Весна теплая.
- Весной зеленеет травка, распускаются зеленые листочки на деревьях, значит весна какая? – Весна зеленая.
- Весной звенят ручейки, звенит капель, значит весна какая? – Весна звонкая.
- Мы долго ждали весну, значит весна какая? – Весна долгожданная.
- Все радуются приходу весны, значит весна какая? – Весна радостная.
- На что похожа сделанная нами фигура? (На солнышко.)
- Правильно. Ваши вытянутые руки напоминают лучики солнышка. Мы не просто так сделали солнышко, ведь наступила долгожданная весна и все радуются ее приходу.
II. Создание проблемной ситуации.
Логопед :Лесные жители тоже рады приходу весны. Послушайте, какая история приключилась в весеннем лесу.
(Логопед разыгрывает сценку. Прилетает сорока, которая на своем хвосте приносит весть.)
Сорока: Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый лист в лесу,
Новость на хвосте несу.
Логопед : Ребята, вы узнали птицу, которая разносит по лесу разные новости? Ее называют лесной газетой. Что это за птица?
Дети: Это сорока.
Логопед : У нее на хвосте что-то есть Это письмо она принесла. Давайте прочитаем письмо.
Логопед читает детям письмо, которое принесла на хвосте сорока:
«Здравствуйте, дорогие дети! Мы возвращаемся в родные края и очень спешим. Ведь за весну нам нужно успеть устроить или отремонтировать свои дома, отложить яйца, вывести птенцов и научить их летать. Нам предстоит долгий и трудный путь. Мы очень соскучились. Встречайте нас.
Ваши друзья.»
Логопед : Как вы думаете, кто написал это письмо? (Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? Для чего они возвращаются в родные края? (Чтобы вывести птенцов.) Почему именно весной они прилетают? (Становится тепло, появляются насекомые, освобождаются ото льда водоемы.) Давайте сегодня поговорим о том, как мы должны встретить наших друзей, чем мы можем им помочь, ведь им предстоит долгая, очень трудная дорога домой.
III. Основная часть. Работа по теме.
1. Игра «Доскажи словечко». Отгадывание загадок о перелетных птицах.
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач,
Ест букашек разных … (грач).
Кто в лесу у нас гадает?
И про жизнь твою все знает?
Птичка, серая подружка,
А зовут ее … (кукушка).
Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это … (ласточка-касатка).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец).
(Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую зарядку).
Мы построили скворечник для веселого скворца.
Мы повесили скворечник возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки – черненькие перышки.
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угпдай-ка, поскорей,
Что за птичка? … (соловей).
С буквы «А» начинается
Имя птицы … (аиста).
Клином печальным в небесной дали
С криком печальным летят … (журавли).
2. Выполнение физ. упражнений.
Однажды по небу журавлик летел.
Журавлик веселую песенку пел.
Ему улыбались и речка и лес,
И солнышко с синих высоких небес.
Скорее, ребята, нам надо успеть
С журавликом в мир наш большой улететь.
Для начала потренируемся в беге,
Ведь взлетать мы будем с разбега. (бег на месте)
А теперь, журавлики, весело летим.
Над лесной поляной весело парим. (махи крыльями)
Где пролетаем мы с вами, друзья?
Нам улыбается снизу земля.
И словно в сказке, смотри, там и тут
Всюду тюльпаны и розы растут. (упражнение «Расцветающие тюльпаны»)
А потом журавлики снова полетели,
И на берег у реки шумной стайкой сели.
А кого они увидели в реке? (упражнение «Рыбки»)
Снова журавлик над миром парит.
Чем же его этот мир удивит?
Вот корабельные сосны шумят,
В гости зовут всех ребят-журавлят. (упражнение «Деревья»)
Облетели журавлики весь волшебный лес.
Потянулись крыльями да самых до небес. (дыхательное упражнение)
Логопед : Вот какую длинную, трудную дорогу преодолевают птицы, которые возвращаются из теплых краев. А как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок, они как-то строятся?
Гуси, утки, лебеди летят вереницей. (Показ картинки-схемы.)
Ласточки, скворцы летят стайкой. (Показ картинки-схемы)
Журавли летят клином. (Показ картинки-схемы.)
А кукушки летят поодиночке. (Показ картинки-схемы.)
Как называют птицу, которая летит впереди, ведет за собой всех птиц в стайке, веренице или клине? (Это вожак.) Какой должна быть эта птица? (Самая сильная, выносливая, умная.)
3. Составление описательных загадок о птицах.
Логопед : Вот и вернулись перелетные птицы, прилетели из дальних краев. И поселились они в «домиках» по улице «Весенней».
(Разноцветные домики» - мнемокубы, на гранях которых располагаются условные обозначения для составления описательной загадки о птице, а на крыше дома – номер.)
Логопед : Посчитайте, сколько домиков вы видите. (Дети считают.)
Составьте загадку о птице, проживающей по адресу: улица «Весенняя», дом 1. А отгадывать загадки мы попросим наших гостей: «Не сорока, не ворона,и не чайка, а какая это птица угадайте-ка».
(Дети находят домик по номеру и составляют загадку-описание птицы, используя условные обозначения на гранях куба.)
Пример загадки-описания: «Это перелетная птица крупного размера. Она белого цвета с черными перьями по краям крыльев, с красным клювом. Питается лягушками, головастиками, растениями. Ее птенцов называют аистята. Кто это?».
(Аналогичные загадки-описания дети составляют о других птицах.)
Логопед : Как вы понимаете выражение о том, что птицы наши верные друзья и помощники. (Птицы спасают деревья, растения от вредителей, разных насекомых и их личинок. Этим они помогают сохранить урожай, деревья, растения.)
Логопед : И надо поэтому птиц нам беречь,
Зимой подкормить, а весною привлечь
Пернатых друзей на поля и сады.
Участие примете в этом вы?
(Логопед показывает детям построенный заранее скворечник для птиц, уточняет название домика и сообщает о том, что скворечник во время прогулки будет прикреплен к дереву и будет готов к встрече перелетных птиц.)
4. Знакомство с перелетными птицами Амурской земли, которые занесены в Красную книгу.
Логопед : На нашу Амурскую землю возвращаются птицы. Многие из них очень редкие, их осталось совсем мало, поэтому люди их оберегают, не разрешают охотникам на них охотиться, охраняют те места, где они живут.
Логопед показывает фотографии птиц, обитающих на Амурской земле и занесенных в Красную книгу. (Черный аист, японский журавль, малый лебедь и утка-мандаринка.)
IV. Выполнение коллективной работы «Птенцы вылупились».
V. Рефлексия.
Логопед : Давайте вспомним «Правила друзей птиц». Я буду вам рассказывать случаи, которые могут произойти с вами весной во время отдыха на природе вместе с вашими родителями, а вы должны ответить, что нельзя делать в этих ситуациях. Свой ответ начните со слова: «Нельзя … .»
1. Вы оказались рядом с гнездом птицы, вам хочется взять в руки, поближе рассмотреть яйцо или только что вылупившегося птенца. Что нельзя делать? (Нельзя брать в руки птичье яйцо или маленького птенчика, потому что …».
2. Вы увидели на тропинке маленького птенца, который только учиться летать. Вам хочется поднять и забрать его домой. Что нельзя делать? (Нельзя забирать домой выпавшего из гнезда птенца, потому что …».
3. Вы увидели, как другие дети разоряют птичье гнездо или целятся в птицу из рогатки. Что нельзя делать? (Нельзя разорять птичьи гнезда и убивать птиц, потому что …».
(Дети награждаются улыбающимися весенними солнышками – смайликами.)