Светлана Красникова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
Социализация.
Коммуникация.
Музыка
Тип: интегрированное.
Возраст детей : 6-7 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
Беседа, ситуативный разговор.
Дидактические игры, упражнения.
Формы организации: подгруппа детей – 8 человек.
Задачи:
Задачи обучения.
Продолжать знакомить детей с бытом донских казаков на примере ведения натурального хозяйства
Задачи развития.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы „Письмо Донского казака“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Развивать познавательные способности, интерес к жизни и традициям казаков.
Развивать у детей умение подбирать к словам пиктограммы.
Развивать умение определять последовательность событий во времени.
Задачи воспитания.
формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жили Донские казаки,
воспитывать у детей чувство гордости за малую Родину
. Словарь новых слов: здорОво дневали, хлопоты, гутарят, весточка, разбитнАя, чёски, чирикИ
Предварительная работа:
- Рассматривание изображений костюмов, жилища и предметов быта казаков.
- Продуктивная деятельность детей : аппликация, лепка, рисование
- Беседы с детьми.
Оборудование и материалы:
Картонные заготовки казачки и ее одежды.
Дидактическая игра «Одень казачку»
Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»
Пиктограммы «Занятия казачек».
Конверт с «письмом».
Фотографии занятий казачек конца XIX века.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Фотографии с изображением стрижки овец, чёсок, прялки, процесса вязания и продуктов вязания.
Вязаные варежки, клубок шерстяной пряжи, деревянная прялка, чески, ножницы, очищенная и неочищенная (немытая) шерсть
Листочки с пословицей
Ход непосредственно образовательной деятельности:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, когда я была в деревне, в гостя у моей мамы, мне в руки попало письмо. Помогите мне прочитать, кому оно адресовано. (Вызванный ребенок читает)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кому адресовано это письмо? И от кого оно?
ДЕТИ: Письмо казака своей жене.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним, какое занятие для казаков было самым главным?
ДЕТИ: Они охраняли границы России от врагов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вспомните, ребята, какими качествами обладал казак.
Например, если он был смелым, то, каким качеством обладал казак?
ДЕТИ: Смелость.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Храбрым.
ДЕТИ: Храбрость
ВОСПИТАТЕЛЬ: Удалым?
ДЕТИ: Удаль
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лихим?
ДЕТИ: Лихачество
ВОСПИТАТЕЛЬ: Трудолюбивым
ДЕТИ: Трудолюбие
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот оказывается, сколько хороших качеств имел казак.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Обратите внимание на конверт. Как вы думаете, это письмо написано в наше время?
ДЕТИ: Нет, потому что такими конвертами сейчас не пользуются. И там написано про станицу
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. А станица – это деревня казаков. А вы знаете, что раньше в деревне было очень мало грамотных людей. И это были в основном мужчины. А женщины-казачки оставались неграмотными, поэтому ни читать, ни писать они не умели. Как вы думаете, к кому она могла бы обратиться, чтобы прочитать письмо?
ДЕТИ: К человеку, который умеет читать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня этим человеком буду я. Я помогу казачке прочитать письмо. Слушайте внимательно, и если вы услышите незнакомые слова, то потом мы вместе с вами попытаемся объяснить их значение. (Читаю письмо)
Какие незнакомые слова вы услышали?
ДЕТИ: Здорово дневала, хлопоты, гутарят, весточка.
Далее идет обсуждение и объяснение этих слов. (здорово дневала - здравствуй, хлопоты – дела, гутарят – говорят, весточка – новость, известие).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, о чем просит в письме казак свою жену? Поможем казачке?
ДЕТИ: Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы будете называть какое-либо занятие, а один из вас будет подбирать к нему соответствующую пиктограмму. С помощью этих пиктограмм мы поможем казачке рассказать о ее занятиях своему мужу. Чем же занималась казачка?
ДЕТИ: Приготовление пищи. (Ребенок ищет из предоставленных пиктограмм соответствующую картинку)
- уход за детьми, их воспитание;
- вязание и шитье;
- стирка;
- починка одежды;
- ношение воды из реки;
- уход за домашними животными;
- дойка коровы;
- работа в огороде;
- работа в поле.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, сколько у женщины забот. Так какими же качествами должна обладать в этом случае женщина. Какой она была?
ДЕТИ: сильная, смелая, работящая (трудолюбивая).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Еще говорили, что она «разбитнАя», то есть бойкая, шустрая.
Давайте с вами вспомним внешний вид казачки. Какая она?
ДЕТИ: Она большая, крупная
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята. Считалась, что казачка не должна быть худой, иначе у нее не будет сил работать.
Какие у нее волосы?
ДЕТИ: гладкие, длинные, убраны в пучок и под платок или косынку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, иначе она будет «простоволосой». Отсюда и выражение пошло «опростоволоситься» - оплошать, сделать глупость. Так для чего же нужен был платок?
ДЕТИ: защищать от ветра и пыли, холода и зноя, от загара, т. к. у казачек ценилась белая нежная кожа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами уже знаем, что одежда казачки была праздничной и повседневной, то есть на каждый день.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Одень казачку». Каждый из вас выбирает фигурку казачки и подбирает для нее одежду.
Дидактическая игра «Одень казачку» : праздничная и повседневная одежда.
После выполнения задания воспитатель задает вопросы:
- Назови, из чего состояла повседневная одежда казачки?
- Для чего надевали фартук-передник?
- Чем отличалась праздничная одежда от повседневной?
ДЕТИ отвечают
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зимой казачки носили длинную шубу или жупейку. На ногах носили чирикИ (туфли-калоши) или сапоги, а в них круглый год надевали шерстяные носки или чулки.
Ребята, скажите, из чего вязались шерстяные носки?
ДЕТИ: Из шерсти
ВОСПИТАТЕЛЬ: А откуда казачки брали шерсть?
ДЕТИ: От овцы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, казаки выращивали коз и овец. От овец они получали шерсть, от коз – более мягкий пух.
Но как же получить из клочка шерсти или пуха теплый носок или варежку?
Предлагаю вам выстроить процесс производства в обратной последовательности. А помогать нам в этом будут вот эти инструменты (прялка, чёски, овечьи ножницы, а также стриженая шерсть – чистая и неочищенная, клубки шерсти и пуха). Например, у нас с вами есть варежка. Ее связали из чего? Из пуховых НИТОК. Или говорят из пряжи. Как получили пряжу?
ДЕТИ: Спряли шерсть на прялке.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сразу клубок получился?
ДЕТИ: Нет. Шерстяные нитки намотаны на большую катушку
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да с этой катушки пряжу сматывали в клубок.
Итак, мы с вами определили, что нити эти будут прясть на прялке. Посмотрите на нее. Женщина надавливала на рычаг ногой, он крутил колесо, а колесо через струны крутило катушку. Казачка только успевала подавать расправленные легкие клочки шерсти. Посмотрите внимательно на прялку. На что она похожа?
ДЕТИ: На штурвал. На старую швейную машинку с педалью.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Все правильно. Молодцы.
Но давайте потрогаем стриженную шерсть. Какая она на ощупь?
ДЕТИ: колючая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Из нее можно сразу скрутить тонкую нить? Давайте попробуем скрутить ее в руках. Получается тонкая ниточка?
ДЕТИ: Нет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же делали казачки? Они выдергивали мелкие кусочки и вплетали их в нить.
Но для нити нужны длинные волокна, тогда она будет прочной. Посмотрите, что я делаю. Я пушу плотный кусок шерсти, как вы пушили синтепон для белых медведей. Но шерсти много, а руками это делать очень долго, поэтому для того, чтобы распушить шерсть придумали такой инструмент, который называется ЧЁСКИ. Как вы думаете, от какого слова произошло такое название?
ДЕТИ: Чесать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Казаки говорили «чесать пух». С помощью чёсок шерсть можно было распушить гораздо быстрее. Давайте попробуем это сделать.
Дети пробуют распушить шерсть с помощью чесок.
Тяжело работать ческами?
Дети отвечают.
Итак, брали клочок шерсти, который состригали с овцы или козы специальными ножницами. Посмотрите, насколько они просты и удобны.
Дети рассматривают ножницы, пробуют ими отрезать клочок шерсти.
Посмотрите на эту фотографию. Что вы видите на ней?
ДЕТИ: Люди стригут овец.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Именно так. Эта фотография сделана больше ста лет назад в наших краях.
Овцам или козам состригали их теплые шубки. Как вы думаете, в какое время года это делали? Почему?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, Стригли овец ранней весной, когда шерсть у животных была мягкой, пушистой.
Итак, давайте вспомним и выложим последовательность переработки шерсти.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
ДЕТИ выкладывают картинки в следующей последовательности:
Стрижка – ческа – пряжа – вязание
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вязали казачки разные изделия. Назовите, какие вязаные изделия вы знаете.
ДЕТИ: варежки, носки, шапки, кофты, платки, шарфы
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Но все они были разные наощупь и разные по рисунку.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру
Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»
(одни дети подбирают заплатки к вязаным деталям по рисунку, другие - пары к вязаным вещам)
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
Давайте с вами вспомним, что же мы сегодня с вами делали.
Читали письмо казака своей жене. И с помощью пиктограмм определили занятия казачек (подбирали картинки)
Подбирали праздничную и повседневную одежду для казачки
Познакомились с тем, как из шерсти можно получить теплые вещи.
Правильно, ребята! Сегодня с вами мы узнали еще немного из жизни казаков. Ведь мы с вами живем в казачьем краю и должны знать историю своего края. Есть такая пословица: Без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего! Я раздаю вам листочки с этой пословицей, вы дома с родителями о ней поговорите, а завтра расскажите, как вы и ваши родители ее понимаете.
Спасибо за внимание!
Без корней нет и ветвей,
а без истории нет и будущего!