Лидия Плаксина
Конспект интегрированного занятия «А в санях сидит царица»
▼ Скачать
Программное содержание:
1. Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах.
2. Знать названия и последовательность зимних месяцев.
3. Воспитывать культуру ведения диалога, умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, совершенствовать умение высказывать логично и связно.
4. Продолжать развивать образность, эмоциональность речи, обогащать и активировать словарь детей.
5. Совершенствовать и развивать мелкую моторику рук.
6. Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „А в санях сидит царица“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу, встают полукругом, посылают улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! У вас хорошее настроение? Давайте подарим нашим гостям свои улыбки и чуточку хорошего настроения!
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
Воспитатель читает загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке были,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Почему зиму называют царицей?
Дети: Она как добрая фея-волшебница всю землю покрыла белым покрывалом.
Воспитатель: Как вы думаете, а подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица». Почему? Когда приходит зима, и повсюду становится светло и белым-бело. На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Дети: Зима прилетела на трех зимних месяцах.
Воспитатель: Вспомните их название.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Да, зима царица трех месяцев : декабря, января, февраля. Но их в народе называют по-другому. Как в народе декабрь называют?
Дети: «Студень», «стужайло», «студеный».
Воспитатель: А почему его так называют?
Дети: Потому что это самый холодный и «студеный» месяц.
Воспитатель: Да, слова «студеный» и «холодный» обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем?
Дети: Январь.
Воспитатель: Как в народе называют январь?
Дети: «Просинец».
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют?
Дети: В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее.
Воспитатель: А какой же третий месяц зимы?
Дети: Февраль.
Воспитатель: А как в народе его называют?
Дети: «Бокогрей»!
Воспитатель: Что это значит?
Дети: В феврале солнышко начинает хорошо пригревать, а затем возвращаются морозы да метели. Вот и получается, что с одной стороны пригревает, а с другой стороны ветер – поддувает.
Воспитатель: А как еще называют февраль?
Дети: «Коротышкой».
Воспитатель: Почему?
Дети: Это самый короткий месяц в году.
Воспитатель: А сколько дней бывает в феврале?
Дети: 28 или 29 дней.
Воспитатель: А в других месяцах сколько дней?
Дети: 30 ли 31 день.
Воспитатель: Давайте послушаем песню о зимних месяцах и потанцуем. /Произвольный танец под фонограмму песни «Три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева/.
Дети танцуют.
Или подвижная игра «Мороз – Красный нос».
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. /Зима/
Пройдите, посмотрите на картины, выберите ту, на которой изображена зима. Почему вы решили, что на картине зима?
Дети кратко описывают картину.
Воспитатель: А сейчас сядем на стульчики и поиграем в дидактическую игру «Подбери словечко».
1. Как можно зиму назвать ласково? /Зимушка/
2. А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? /Зимующие/
3. Как можно назвать день зимой? /Зимний/
Все эти слова: «зима», «зимушка», «зимующие», «зимний» - слова родственники. Давайте вспомним, какими словами мы мажем рассказать о зиме. Какая она? /Снежная, холодная, студеная, морозная, блестящая, хрустальная и т. д. /
Игра: «Бывает – не бывает»
Дети встают в круг. Воспитатель задает вопросы, если ответ положительный, то хлопает в ладоши, если отрицательный, то топает ногами.
Вопросы: Бывает снег зимой?
Бывают листья зимой на деревьях?
Желтеют листья летом?
Идут дожди осенью?
Улетают птицы на юг весной? и т. д.
Воспитатель: Дети, а скажите, что вы любите делать зимой?
Дети: Кататься на санках, ходить на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика и т. п.
Воспитатель: Без чего не бывает зимы?
Дети: Зимы не бывает без снега.
Воспитатель: А сейчас мы пройдем за столы, и на наших работах сделаем снег – это аппликацию в тактике скатывания бумаги. Отрываем кусочек белой салфетки /размером с ноготь большого пальца/. Скатываем между большим и указательным пальцами руки и приклеиваем их к листу на рисунке, предварительно намазанную клеем.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Выполнили работу. А сейчас встаем в круг и поиграем.
Упражнение «Вспомни примету, пословицу, поговорку»
Воспитатель: Люди много наблюдали за природой, и находили совпадения. Так появились приметы, поговорки, пословицы. А вы знаете зимние приметы? Давайте поиграем.
Зима морозная – лето….жаркое.
Много снега – много…хлеба.
Осень запасиха – зима…подбериха.
Белее зима – зеленее…лето.
Иней на деревьях – значит быть…морозу.
Февраль сшибает…рог зиме.
Февраль рисует, малюет…весну чует.
Молодцы!
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер.
Воспитатель: О чем же мы сегодня говорили? Дети, как вы думаете, с чем на занятии мы справились хорошо? А что по вашему мнению не удалось сделать? Во что бы вы хотели поиграть во время игрового часа? А сейчас давайте выучим красивую загадку. И научимся говорить ее медленно, быстрее и совсем быстро.
Хоть сама и снег и лед,
А уходит – слезы льет.
Дети читают загадку несколько раз.
Воспитатель: А сейчас предлагаю найти шкатулку, в которой находится сладкое угощение.
Сюрпризный момент, угощение.
Воспитатель читает записку от зимы, в которой хвалит детей за то, что они так много знают о зиме, и дарит им леденцы!