Людмила Дедовец
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Загадки осенних листьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе.
Задачи: образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Развивать диалогическую, связную речь. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением. Обогащать словарный запас посредством словесно-речевых игр.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение к товарищам.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе „Загадки осенних листьев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Демонстрационный материал: иллюстрации осеннего пейзажа, труд людей в саду и огороде, перелетных и зимующих птиц, животных и птиц, дерево с листочками, листья красного, желтого и зеленого цветов с липкой основой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, экскурсия по территории детского сада, беседа и наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Ход НОД:
Психогимнастика: 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Мы занятие начинаем, не зеваем, не болтаем, спина ровная у нас, начинаем мы сейчас.
Воспитатель. Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса З. Федоровская рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.
Ребенок читает стихотворение З. Федоровская «Осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и разделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень :
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель. Ребята, какое замечательное осеннее дерево, посмотрите на его красочные листья, ой а на них что то написано.
(приходит голосовое сообщение от осени)
Здравствуйте ребята. Последняя неделя ноября…
Уходит осень мягко и послушно
Уходит осень… ей уже пора,
Спасибо, всем что радовались мне!
Свои права теперь я передам зиме.
Ребята, приготовила я вам на прощание подарок, но хочу, что бы вы поиграли с моими осенними листочками и выполнили все задания, которые в них я спрятала. А если справитесь с заданиями, так я вас угощу лакомствами осенними.
Воспитатель. Ну что, напоследок порадуем осень? Посмотрим, что же на листиках написано.
Дети: Это цифры.
Воспитатель. Да, много листочков с цифрами, которые обозначают задание, а чтобы узнать какой листик мы возьмем нужно угадать загадку. Воспитатель: Пять листочков на ветке качались.
Ветер налетел, и 2 оторвались.
Сколько листочков осталось на ветке было? (3). Молодцы!
Значит, мы берем листок под цифрой 3.
Воспитатель. Ага, а здесь загадки, отгадаем их?
1. Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
2. Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб)
3 .Вот кто-то важный
На белой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
4 .Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)
5. Летом вырастают,
А осенью опадают (Листья)
6. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
7. И зелен, и густ,
На грядке вырос куст,
Покапай немножко,
Под кустом… (картошка)
8. Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Воспитатель. Справились с этим заданием. Слушаем следующую загадку?
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Лист кленовый, лист дубовый.
Лист с осины пожелтел, а рябины покраснел.
Сколько листьев раскрасила осень.
Дети: 4 листа перекрасила осень.
Воспитатель. Берем лист с цифрой 4. «Назовите признаки осени».
Дети называют признаки осени : солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие дожди; у растений останавливается сокодвижение; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, На улице стало холодно, поэтому люди стали одевать теплую одежду. Осень – замечательное, очень красивое время года. Давайте назовем все осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. А кто из вас знает, как их в народе называют?
Дети: Ранняя осень, золотая осень и поздняя осень.
Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла многих поэтов на создание замечательных произведений. Прочтите стихотворение об осени.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.
Воспитатель. Слушаем следующую загадку?
Ветер осенний по полю летал, ветер с деревьев листочки срывал,
четыре тополиных летят впереди, два с берёзы летали вдали,
сколько листочков летает теперь, кто ответит нам поскорей?
Дети: шесть листочков сорвал ветер.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист. На дорожку спрыгнул вниз. (дети делают хлопок) И. Михеева.
Воспитатель: берем следующий лист и читаем загадку :
Ёжик решил зверят угостить и начал он морковку делить,
одна для зайчонка, три для лисёнка, четыре морковки для медвежонка,
сколько морковок съели зверята, кто же из вас мне ответит, ребята?
Дети: 8 морковок съели ребята.
Воспитатель: Берем лист с цифрой 8. Расскажите, пожалуйста, что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Дети: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк. Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Дети: Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: А почему же они улетают?
Дети: Становится прохладно, мало корма.
Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Дети: Это зимующие птицы. Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
Воспитатель: Молодцы! Очень внимательны.
Слушаем следующую загадку :
Мы с друзьями пошли в лес, где полным-полно чудес,
собирали мы грибы, посчитать вы их должны,
три у Антошки, два у Серёжки и пять маслят у Егорки в лукошке?
Дети: Дети собрали 10 грибов.
Воспитатель: Молодцы, берем лист с цифрой 10, что на нем?
Дидактическая игра «Вопрос – ответ»
1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)
2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)
3. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)
4. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)
5. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)
6. Как называется последний месяц осени? (ноябрь)
7. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)
8. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)
9. Как называется явление, когда деревья сбрасывают листья? (листопад)
10. Что осенью делают насекомые? (прячутся в маленькие щели, под траву и кору деревьев и впадают в спячку)
11. Почему деревья и кустарники осенью сбрасывают листву? (потому что у растений останавливается сокодвижение)
Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи - Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. - Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. - Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, - Идут по кругу, высоко поднимая колени.).
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: очень хорошо мы отдохнули!
Слушаем следующую загадку : Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку еще ей купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить?
Сколько их?
Дети: две моркови.
Воспитатель: а теперь задание детям, назвать приметы и пословицы об осени.
1. В сентябре одна ягода и то - горькая рябина.
2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.
3. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.
5. Осенью паутина - на ясную погоду.
6. Облака идут низко - скоро похолодает.
7. От осени к лету повороту нету.
8. Весной дождь растит, а осенью гноит.
9. Лето со снопами, а осень с пирогами.
10. Упал с дерева осенний лист - жди осени.
Воспитатель: Вы большие молодцы, слушаем следующую загадку.
В саду, у реки клубника росла, на вкус была она очень сладка,
пошли мы с сестрёнкой её собирать, но только никак не могли сосчитать,
четыре у Полинки, пять у меня, кто сосчитать мне поможет, друзья?
Дети: 9 ягод собрали ребята.
Воспитатель: правильно, нужно взять лист с цифрой 9. Читаю задание от осени : Как люди трудятся осенью? Какие работы выполняются в садах?
Дети: Осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши.
Воспитатель: А как трудятся в деревне, на полях?
Дети: В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
Воспитатель: Как можно сохранить урожай?
Дети: Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья.
Воспитатель: Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Воспитатель: вы очень хорошо отвечаете, слушаем следующую загадку?
Осень очень щедра и красива и подарила Коле восемь сливок, Коля одну сливу съел. Сколько он слив к зиме сохранил?
Дети: У Коли осталось 7 слив.
Игра «Закончи предложение»
Я люблю осень, потому что (она красивая, золотая, у меня день рожденья, можно собирать урожай и т. д.)
Осенью надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)
На улице много луж, поэтому (надо надевать резиновые сапоги, надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)
Вокруг много листьев, потому что (наступила осень; ночью был сильный ветер и т. д.)
Мне нравится дождь, потому что (можно гулять по лужам, я хожу с моим любимым зонтом).
Воспитатель: вы отлично справились со всеми заданиями.
Голос осени : вы ребята очень много знаете обо мне и выполнили все задания, я вас за это благодарю и в подарок вам приготовила корзинку сочных, витаминных яблок. Спасибо вам и до свидания.
Воспитатель: Если вам было интересно и весело, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если осталось что-то непонятым – прикрепите желтые. А если вам сегодня было скучно – прикрепите зеленые листочки.
Итог занятия.