Надежда Горшкова
Конспект индивидуальной НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии на тему «Путешествие в песочную страну С»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно- образовательные цели: - Активизировать, закрепить словарь по теме «Транспорт»;
-Совершенствовать умения образования однокоренных слов, употребления имени существительного в родительном падеже; -Автоматизировать звуки [с], [с`] в слогах, словах и предложениях; -Научить давать акустико- артикуляционную характеристику звуков [с], [с`] и различать их; -Совершенствовать навыки чтения слов; -Совершенствовать навыки слогового анализа слов; -Совершенствовать навыки составления предложений по картинке.
Публикация «Конспект индивидуальной НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии на тему „Путешествие в песочную страну С“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Коррекционно-развивающие цели: -Уточнить правильную артикуляцию звуков [с],[с`]; -Учить выделять звуки [с], [с`] в словах; -Закрепить умение дифференцировать звуки [с]-[с`] в слогах, словах, предложениях ; -Развивать умения выделять позицию согласных звуков [с], [с’] в словах; -Совершенствовать навык деления слов на слоги; -Совершенствовать навыки выделения ударного слога в словах; -Развивать речевое дыхание; -Развивать фонематический слух и восприятие; -Закреплять понятия: «звук», «слово», «предложение»; -Развивать зрительное внимание, речевой слух, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные цели:
-Воспитать речевое внимание, интерес к занятиям, навыки самоконтроля, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Песочный стол, предметные картинки со звуками [с],[с’], предметные картинки «Транспорт», магнитная азбука, домики синего и зеленого цветов, домики для определения позиции звуков.
Ход занятия:
Логопед: Арина, сегодня мы с тобой отправимся в волшебную песочную страну. Здесь нас встречает Гномик С. В песочной стране песок сыпется ССССССС, а песочек СЬЬЬЬЬЬЬЬЬ (ребенок пропускает песок сквозь пальцы и произносит звуки [C],[C’]).
Логопед: Гномик С хочет поиграть с тобой в игру «Волшебные круги». Ты готова?
Предполагаемый ответ ребенка:
Ребенок: Да!
(ребенок с логопедом рисуют круги на песке и повторяют слоговые ряды).
Логопед: Молодец, Арина! Получились очень волшебные круги. Гномику С они очень понравились. А сейчас поиграем в прятки. Гномик С приготовил для тебя картинки. Ты закрой глазки, а он засыплет их песком. Затем открой глазки, сдуй песок с каждой картинки и назови их. Только вспомни, набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
(ребенок сдувает песок с каждой картинки).
Логопед: Умница! Арина, какие два одинаковых звука встречаются в названиях этих картинок?
Предполагаемый ответ ребенка:
Ребенок: Звуки [С] и [С’].
Логопед: Скажи, пожалуйста, Арина, какие это звуки? Дай им характеристику!
Предполагаемый ответ ребенка:
Ребенок: Звук [С]- согласный, твердый, глухой, на схеме обозначаем синей фишкой. Звук [С’]- согласный, мягкий, глухой, на схеме обозначается фишкой зеленого цвета.
Логопед: Правильно! А теперь помоги Гномику С разложить картинки к своим домикам. Картинки, в названиях которых есть звук [С] будут жить в синем домике, а картинки, в названиях которых есть звук [С’] будут жить в зелёном домике.
(ребёнок кладёт предметные картинки к соответствующим домикам).
Логопед: Умница! Сейчас мы с тобой пошагаем по песочку.
Пальчиковая гимнастика:
По песочку шли, шли,
Чудеса мы нашли.
По песочку вновь пойдём,
Снова чудеса найдём.
(логопед и ребёнок читают стихотворение, и на каждый ударный слог «наступают» указательными и средними пальцами на песок.)
Логопед: Арина, звуки мы произносим и слышим, а буквы?
Предполагаемый ответ ребенка:
Ребенок: Буквы мы пишем и видим.
Логопед: Молодец! Посмотри, как пишется буква С.
(логопед пишет букву С на песке).
Логопед: Обведи букву С!
(ребёнок указательным пальцем ведущей руки обводит букву С).
Логопед: Молодец! Арина, Гномик С никак не может научиться читать. Мы научим его читать?
Предполагаемый ответ ребенка:
Ребенок: Научим.
(логопед пишет слова на песочном столе, а ребёнок читает их).
Логопед: Хорошо! Гномик С приготовил для тебя буквы. Здесь слово песок. Но это слово рассыпалось. Помоги пожалуйста гномику С «собрать» слово.
(ребёнок составляет слово песок с помощью магнитной азбуки).
Логопед: Арина, какие родственные слова ты можешь придумать к слову песок?
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Песочница, песочные часы.
Логопед: Умница! Арина, помоги Гномику С разделить слова песок и песочница на слоги!
(ребёнок чертит слоговую схему слов на песке и выделяет ударный слог).
Логопед: Здорово! Гномику С очень интересно с тобой играть! Арина, как ты думаешь, как называется та местность, где вместо земли- песок, где нет ни реки, ни воды, ни деревьев, ни травы?
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Пустыня!
Логопед: Правильно! А сейчас пройди к столу. Посмотри, Гномик С приготовил для тебя картинки. Назови их одним словом, пожалуйста!
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Транспорт.
Логопед: Молодец! Помоги Гномику С отобрать тот транспорт, в названии которого есть звуки [С] или [С’].
(ребёнок называет каждую картинку, затем отбирает те, в названии которых встречаются звуки [C] или [С’].
Логопед: Хорошо! А сейчас разложи их по домикам!
(ребёнок отбирает картинки и определяет позицию звука в слове, раскладывая картинки к соответствующим домикам).
Логопед: А сейчас Гномик С поиграет с тобой в игру «Чего не хватает?».
(логопед рисует на песке троллейбус. Ребёнок называет все части троллейбуса, затем отворачивается, а педагог меняет какую- либо деталь рисунка. Ребёнок должен определить чего не стало)
Логопед: Чего не стало?
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Колеса!
Логопед: Правильно! Нарисуй колесо и назови свои действия.
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Я рисую колесо.
(ребенок находит, называет и рисует окна, дверь, фару).
Логопед: Умница, Арина! Весёлые игры приготовил Гномик С для тебя! Составь, пожалуйста, предложение со словом троллейбус и начерти его схему на песке.
Предполагаемый ответ ребёнка:
Ребёнок: Троллейбус едет по дороге.
(после составления предложения, ребёнок чертит схему предложения на песке).
Логопед: Молодчина! Тебе понравилось наше путешествие по песочной стране? Скажи мне, пожалуйста, в какие игры мы сегодня играли?
(логопед с ребёнком подводят итог проделанного).
Логопед: Гномику С так понравилось с тобой играть, ты многому его научила. В знак благодарности, он дарит тебе игрушку- мишутку с сердечком и будет ждать с нетерпением новой встречи. До свидания!
Предполагаемый ответ ребёнка: Ребёнок: До свидания!
[
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. - СПб. : Речь, 2002. – 224 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – М. : Сфера Речь,2001. С. 279–299.
4. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/bb7e08715062ae533775e402e5dcb8de.jpg.jpg[/IMG]