Кира Назарова
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Дифференциация Р-Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – продолжать учить ребёнка различать на слух и на письме звуки Р, Л в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: дифференциация звуков Р – Л по акустико-артикуляторным признакам; формирование слогового синтеза.
Коррекционно – развивающие: развивать фонематические процессы; развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику; развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Публикация «Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Дифференциация Р-Л“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Коррекционно - воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога, воспитывать у ребёнка позитивное отношение к логопедическим занятиям, воспитывать чувство уверенности в себе.
Оборудование: два поезда с картинками на вагонах; презентация картинок; мяч; шнурок и счётные палочки для складывания букв; два вагончика; картинки на Р: роза, ромашка, ручка, рука, рама, рога; картинки на Л: лук, ласточка, лошадь, лыжи; предметные картинки: сок, машина, конфета; простой карандаш.
Ход:
1. Организационный момент
- Настя, а ты любишь путешествовать?
- Посмотри, на нашем столе лежат 2 поезда.
На вагонах первого поезда изображены рак и рыба, а на вагонах второго поезда - лук и лопата.
- Какой первый звук в словах рак и рыба? (Звук Р.)
- А какой первый звук в словах лук и лопата? (Звук Л)
2. Артикуляционная гимнастика
- Ты уже умеешь произносить эти звуки благодаря нашей гимнастике. Давай её выполним.
Выполнение артикуляционных упражнений: «Вкусное варенье», «Грибок», «Чистим зубки», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Барабан», «Пароход».
3. Артикуляционная характеристика звуков Р, Л
- В каком положении губы и зубы, когда мы произносим звук Р? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты)
- Где находится язычок? (Кончик языка находится на бугорочках (альвеолах) за верхними зубами, язык широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.)
- В каком положении губы и зубы, когда мы произносим звук Л? (Губы улыбаются, зубы видны)
- Где находится язычок? (Кончик языка узкий, поднят за верхние зубы и там прижат. Воздух проходит по боковым краям языка.)
4. Игра «Скажи наоборот»
Игра с мячом
- Сейчас я буду подкидывать тебе мяч и называть слог. Если я скажу РА, то ты ловишь мяч и отвечаешь ЛА. Если я скажу тебе ЛО, то ты отвечаешь РО.
ЛУ-РУ ЛЫ-РЫ ЛЭ-РЭ
ЛА-ЛА – РА-РА ЛО-ЛО – РО-РО ЛУ-ЛУ – РУ-РУ
ЛЭ-ЛЭ – РЭ-РЭ ЛЫ-ЛЫ – РЫ-РЫ
5. Слоговой синтез
Игра с мячом
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
Договаривание слога – ра и проговаривание всего слова
Фа, гита, жа …, ды, пеще, у, панте…
А теперь со слогом – ла мне прошу назвать слова:
Пче, кук, иг., шко., пи, мет…
- Что мы с тобой сейчас делали? (Закрепляли произношение звуков в слогах и словах.)
6. Игра «Разложи картинки по вагончикам»
- Настя, посмотри, от поезда отцепились вагончики и перевернулись вместе с картинками. А давай поможем разложить картинки по вагончикам. На каждом вагоне написана буква. Значит картинки, которые начинаются на Р мы будем класть в вагончик с буквой Р, а картинки на Л – в вагончик на котором написана буква Л.
7. Игра «Продукты»
На ноутбуке изображены картинки: груша, лимон, лук, репа, колбаса, помидор, сыр, яблоко, картошка
- Что находится в правом верхнем углу?
- Что находится в левом верхнем углу?
- Что находится в правом нижнем углу?
- Что находится в левом нижнем углу?
- Что находится по середине?
- Что находится между грушей и сыром?
- Что находится между луком и картофелем?
- Что находится справа от колбасы?
- Что находится слева от колбасы?
- Что находится под колбасой?
- Что находится над колбасой?
- Назови овощи, фрукты.
8. Игра «4-ый лишний»
На ноутбуке изображены картинки:
- рыба, рак, ракета, луна;
- ластик, ласточка, лошадь, роза;
-лыжи, лось, ручка, ложка.
- Посмотри и скажи, что лишнее? Почему?
9. Дифференциация звуков Р-Л во фразах
Ра – ра – ра – мы поймали комара.
Ро – ро – ро – у Ромы ведро.
Ру - ру – ру – скачет кенгуру.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ар – ар – ар – мы поставим самовар.
Ор – ор – ор – подметаем двор
Ур – ур – ур – покорми голодных кур.
Ир – ир – ир – Ира купит сыр.
Ла-ла-ла - у папы есть пила.
Ло-ло-ло – мы ехали в село.
Лу-лу-лу – папа взял пилу.
Лы-лы-лы – вы очень милы.
10. Игра «Собери букву»
Ребёнок выкладывает букву Р из шнурочка, а букву Л из счетных палочек.
Прописывание букв Р и Л.
11. Подведение итогов. Оценка деятельности.
- Настя, о каких звуках и буквах мы говорили?
- Что делали?