Юлия Слаутина
Конспект игрового занятия по познавательно-речевому развитию с детьми 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового занятия по познавательно – речевому развитию с детьми 3 лет.
Тема: «Осень»
Цель:
Ознакомление детей с временами года. Время года - осень.
Задачи:
Публикация «Конспект игрового занятия по познавательно-речевому развитию с детьми 3 лет» размещена в разделах
Познакомить детей с характерными признаками осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: холодает, часто идёт дождь, листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края.
Расширять активный словарный запас, обогащать пассивную речь по теме: «Осень» (осенние явления).
Формировать у детей основы речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха.
Развивать у детей внимание, восприятие, память, мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе.
Материал:
Демонстрационный материал – картины: «тучка с редкими каплями дождя» (дождь капает) и «туча со сплошными линиями» (дождь льёт, осенние листья.
Раздаточный материал - картинки-медальоны: огурец, помидор, капуста, картофель, морковь, лук, свекла.
Словарная работа: аист, грач, ласточка, листопад, дождь (капает, льёт, сильный, слабый, туча, цвета: голубой, фиолетовый.
Предполагаемый результат:
1. Дети самостоятельно определяют характерные особенности осени: на небе
серые тучи, льёт дождь, листья желтеют и опадают.
2. Имеют представление о перелётных птицах (аисте, граче, ласточке).
3. Называют овощи.
4. Проявляют активность и самостоятельность в игре.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
М. Ходякова
Воспитатель. Дети, а вы знаете какое сейчас время года?
Дети. …
Воспитатель. Время года – осень. А что бывает осенью?
Дети. …
Воспитатель. Листья на деревьях становятся жёлтыми и красными, опадают. (Показывает красные и жёлтые листья.)
Дует сильный ветер. Ветер качает ветки деревьев и листья падают на землю. Давайте поиграем:
Ветер северный подул:
«У-у-у-у».
И с деревьев листья сдул…
Полетели, закружились
«Ф-ф-ф-ф».
И на землю опустились.
«Ф-ф-ф-ф».
Дети вместе с воспитателем выполняют движения и проговаривают слова.
Воспитатель. Дети, почему опадают листья с деревьев?
Дети..
Воспитатель. Да. Наступила осень, подул сильный ветер, стало холодно, идёт дождь, листья желтеют и опадают.
Воспитатель. Сколько листочков упало на землю?
Дети..
Воспитатель. Много листьев осенью падают на землю. Настоящий листопад.
Воспитатель раскидывает листья на пол, дети собирают осенние листья.
Воспитатель. Дети, осенью птицы улетают в тёплые края. Давайте покажем, как они машут крыльями.
В рай далёкий улетая,
Нам помашет птичек стая.
Воспитатель вместе с детьми выполняет махи кистями рук. Игровое упражнение «Птицы осенью».
Воспитатель. Посмотрите, какие птицы улетают.
Воспитатель показывает картинки с изображением аиста, ласточки, грача, называя их и отмечая характерные особенности внешнего вида.
Сейчас дети, мы с вами поиграем. Когда вы закроете глаза, какая-то птица улетит. Вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Воспитатель поочерёдно убирает всех птиц. (Игра «Назови, какой птицы не стало».)
Воспитатель показывает корзинку с картинками-медальонами (огурец, помидор, капуста, картофель, морковь, лук, свекла).
Воспитатель. Дети, осенью собирают урожай, выращенный в огороде. Посмотрите, как много овощей.
Воспитатель надевает медальоны с изображением овощей каждому ребёнку и просит всех ребят встать в круг.
Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривая:
На огород мы наш пойдём
Овощей там наберём.
Каждый имя своё знает,
Громко овощ называет.
Слова сопровождаются действием. (Хороводная игра «Овощи».)
Воспитатель. Кто ты?
Тот, к кому обратился воспитатель, называет свой овощ.
Воспитатель. Вот и набрали мы корзину овощей.
Воспитатель. Осенью, как вы, наверное, заметили, часто идут дожди. Дождик бывает маленький и большой, сильный и слабый, тихий и громкий.
Воспитатель предлагает детям послушать аудиозапись со звуками дождя. Во время слушания воспитатель задаё т вопрос:
- Как вы думаете, сейчас дождик капает или льёт?
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована тучка с редкими капельками (дождик капает) и тучка со сплошными линиями (дождик льёт).
Воспитатель. Дети, маленький дождик - капает, а большой дождь - льёт.
Воспитатель предлагает детям стучать кулачками, когда они слышат, как капает дождь, и хлопать ладошками, когда слышат, как дождь льёт. (Игра «Какой бывает дождь».)
Воспитатель. Давайте, дети, нарисуем дождик.
Дети выбирают листы бумаги белого или светло-голубого цвета с изображением туч, рассматривают. Воспитатель предлагает выбрать цвет карандашей или фломастеров для изображения дождика (синий, фиолетовый, голубой цвет) и нарисовать его. (Рисование «Дождик».)
После того, как дети нарисуют дождь, проводится игра «Игра «Солнышко и дождик»».
Светит солнышко с утра Дети гуляют по группе,
Значит нам гулять пора. прыгают, приседают.
Хорошо под солнышком
Прыгать и гулять
Хорошо под солнышком
Во дворе играть.
Кап-кап-кап-кап! Стучат пальчиками по полу.
Скачут капельки горошки.
Прячьтесь дети под зонтом. Бегут к воспитателю.
Дождик вместе переждём.
Игра проводится 1 - 2 раза.
Воспитатель. Дети, мы с вами хорошо поиграли, много нового узнали об осени и она нам приготовила угощенье.
Воспитатель угощает детей яблоками.