Дарья Попова
Конспект фронтального занятия в группе среднего дошкольного возраста. Тема «Транспорт».
▼ Скачать
Конспект фронтального занятия в группе среднего дошкольного возраста.
Тема "Транспорт".
Занятие подготовила и провела учитель-дефектолог, учитель-логопед Попова Дарья Михайловна
Цели:
1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "транспорт", транспортные профессии, "грузовой" и "пассажирский" транспорт.
Публикация «Конспект фронтального занятия в группе среднего дошкольного возраста, Тема „Транспорт“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Уметь четко дифференцировать виды транспорта : наземный, водный, воздушный, подводный и подземный.
3. Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Развить общую и мелкую моторику.
5. Развить слуховое и зрительное восприятие и внимание.
6. Развить восприятие величины, размера предмета.
7. Развить внимание, память, мышление, воображение.
8. Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Оборудование: карточки с загадками; красный и зеленый "светофорчики"; три рисунка, которые обозначают виды транспорта - вода (водный, воздух (воздушный) и земля (наземный); предметные картинки с изображением транспорта : велосипед, самолет, трамвай, вертолет, поезд, воздушный шар, велосипед, мотоцикл, машина, автобус, пароход, грузовик, корабль, троллейбус, лодка; пары картинок с одинаковыми видами транспорта разной величины.
Ход занятия
I.Орг. момент
Цель: развитие логического мышления
Инструкция:Ребята, отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей,
Что это? Скажи скорей!
Логопед: Догадались, о чем мы продолжим говорить сегодня? Правильно, о транспорте.
1. Загадки.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция:Ребята, отгадайте загадки.
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай).
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля -
Словно на картинке. (Воздушный шар).
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он,
Держит их руками. (Троллейбус).
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везет всех за собой. (Поезд).
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет! (Самолет).
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел? -
Прямо по морю пошел! (Пароход).
Без разгрома ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полет,
Кто же это?. (Вертолет).
Дом по улице идет.
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).
II. Основная часть
2. Игра: "Распределите транспорт верно".
Цели: Закрепить умения делить транспорт по категориям, уметь полно отвечать на вопросы:обогащение словаря по теме "транспорт".
Инструкция: давайте определим, к каким видам транспорта относятся картинки-отгадки. У меня есть три рисунка, которые обозначают виды транспорта - вода какой вид транспорта обозначает? вида (водный, воздух (воздушный) и земля (наземный).
Трамвай - кто вспомнит, какой это вид транспорта? (-наземный). Почему? (Он передвигается по земле).
Воздушный шар - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Троллейбус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Поезд - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Самолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Пароход - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Вертолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Автобус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?
Ход выполнения упражнения: Перед детьми на доске вешаются карточки с изображением воды, воздуха и земли. Детям раздаются карточки с изображением транспорта. Логопед просит их назвать и соотнести с нужной категорией, обосновывая свой ответ.
Молодцы, ребятки. Правильно.
Люди используют различные средства передвижения. Они ездят по земле, плавают по воде, летают по воздуху.
А где еще могут передвигаться люди? Кто - нибудь вспомнил? (если дети не вспомнили, им загадываются загадки - подсказки) :
Под водою дом плывет,
Смелый в нем народ живет.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка).
Какой это вид транспорта? (- подводный). Вова скажи, Никита повтори.
А какой еще бывает транспорт? Послушайте и догадайтесь:
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень часто, в час любой, Провезу вас под землей. (Метро).
Кто знает, как называется этот вид транспорта? (метро - подземный).
Маша скажи, Рома повтори.
3. Игра: "Назови свою картинку".
Цели: Закрепление словаря по теме "транспорт", уметь четко дифференцировать виды транспорта, составление полного ответа.
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови свою картинку". По очереди называйте свои картинки и скажите, к какому виду транспорта они относятся.
Один - два - три, картинку назови!
Ход выполнения упражнения: У детей на столах картинки с изображением транспорта. Дети поднимают картинку и называют её.
- У меня велосипед/ самокат, поезд, трамвай. /.
Например: у меня парусник. Это водный вид транспорта.
У меня:. велосипед, это.
У меня:. подводная лодка, это.
У меня:. катер, это.
У меня:. машина (автомобиль, это.
У меня:. корабль, это.
У меня:. грузовик (самосвал, это.
У меня:. метро, это.
У меня:. лодка, это.
У меня:. мотоцикл, это.
У меня:. подъемный кран, это.
4. Игра: "Закончи предложения".
Цели: Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме транспортные профессии; развитие слухового восприятия и логического мышления; составление развернутых предложений.
Инструкция: ребята, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек? (управляет человек). Давайте поиграем в игру: "закончи предложение". Я начну предложение, а вы его закончите.
А)Поездом управляет (машинист).
Самолетом управляет (пилот).
Машиной управляет (водитель, шофер).
Велосипедом управляет (велосипедист).
Мотоциклом управляет (мотоциклист).
Кораблем управляет (капитан).
Б)Чем управляет машинист? (поездом).
Чем управляет пилот?
Чем управляет водитель, шофер?
Чем управляет велосипедист?
Чем управляет мотоциклист?
Чем управляет капитан?
Ребята, а чем вы хотите управлять когда вырастите? (Кем ты хочешь стать) я стану водителем и буду управлять машиной.
Быть водителем - полезная работа, особенно если он работает на стройке.
5. Пальчиковая гимнастика "Шофер".
Цель: развитие мелкой моторики.
Инструкция: Приготовили ручки. Посмотрите внимательно, и повторите за мной движения и слова:
Целый день шофер трудился (ребро-ладонь).
Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли).
Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному).
Камни, бревна и песок.
Перевез он все на стройку (круговые движения подушечками пальцев).
И отправился на мойку ("мыть ладошки").
6. Задание
Цель: знакомство с понятиями "грузовой" и "пассажирский" транспорт.
Логопед: машины, которые перевозят грузы - называются грузовыми. транспорт, который перевозит грузы - называется грузовым. Логопед рассматривает с детьми картинки с изображением грузового транспорта.
- Какие грузы можно перевозить на грузовых машинах?
На грузовых машинах можно перевозить : плиты, цемент, песок, бензин, мебель, молоко, хлеб, рыбу, игрушки, доски и т. д.
7. Физминутка "Мне дорога нипочём"
Цель: развитие общей моторики.
Инструкция: посмотрите внимательно, и повторите за мной движения и слова:
Мне дорога нипочем,
Я кручу, кручу плечом.
Если только захочу
И другим я покручу".
8. Игра "Назови ласково".
Цель: научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развитие восприятия величины, размера предмета.
Инструкция: У меня на картинках две машины: одна большая, одна маленькая. Про большую мы скажем "машина", а про маленькую ласково "машинка". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови ласково".
Ход выполнения упражнения: У логопеда пары картинок с одинаковыми видами транспорта разной величины. Логопед раздает детям картинки с маленькими изображениями.
- У меня большая машина. А у тебя?
- У меня маленькая машинка.
Трамвай - трамвайчик
Вертолет - вертолётик
Теплоход - теплоходик
Грузовик - грузовичёк
Катер - катерок
Троллейбус - троллейбусик
Лодка - лодочка
Самолёт - самолётик
Самосвал - самосвальчик.
Итог.
9. Игра "Кто самый внимательный?"
Цель: развивать слуховое восприятие и внимание.
Инструкция: А теперь посмотрим, кто самый внимательный и как вы усвоили сегодняшнюю тему. Возьмите светофорчики. Я буду называть вам слова, и если это будет транспорт, то вы поднимите зеленый светофор и скажите "проезжай". А если это слово не относится к транспорту - красный и скажите "стой".
Слова: велосипед, лошадь, трактор, верблюд, электричка, корова, такси, трамвай, автомобиль, троллейбус, грузовик, мотоцикл, автобус.
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Вы хорошо работали на занятии и поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания.