Елена Лосева
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Звук и буква Ш»
Цели
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить навык четкого произношения звука Ш в
слогах, словах, фразах.
2. Учить подбирать признаки и действия к существительным.
3. Склонять по падежам словосочетание из прилагательного и существительного.
4. Учить подбирать родственные слова к слову мишка.
5. Закрепить навык чтения слогов, слов, предложений.
6. Работать над предложением.
Коррекционно- развивающие :
1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, Тема: „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Закрепить навык выделения звуков в начале, середине, конце слова.
3. Определять место звука в слове.
4. Развивать фонематический слух, память, внимание.
5. Развивать общую моторику и координацию движений.
6. Учить выполнять многоступенчатые инструкции.
Коррекционно – воспитательная :
1. Воспитывать в детях любовь к игрушкам.
2. Развивать воображение.
Оборудование: индивидуальные картинки, пособие для чтения слогов,
кассы букв, наборное полотно в виде паровоза, серия сюжетных картин, схемы предложения, игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.
1. Организационный момент.
Логопед : «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки :
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ш.
2. Объявление темы занятия.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка.
. Мы покажем ему, чему научились и повторим звук и букву Ш.
3. Работа по теме.
1) Артикуляция и характеристика.
Мишка еще не умеет произносить звук Ш. Давайте его научим?
Что делают наши губы, когда произносим этот звук?
(Вытягиваются трубочкой)
Где находится язык? (Наверху за верхними зубами)
Какой он? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)
Как мы произносим звук Ш, с голосом или нет? (Без голоса)
Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый)
Гласный или согласный звук Ш? (Согласный)
Расскажите Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)
В домике какого цвета живёт? (Звук Ш живет в синем домике.)
2) Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.
Игра «Послушай, запомни, повтори»
ША- ШО-ША, ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ
ША-ША-ША- наша Маша хороша.
ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.
ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.
3)Игра «эхо»
Замените первый звук в словах на звук Ш.
Тапка- шапка
Мышка- шишка
Губы –шубы
жаль – шаль
мыло – шило
папка- шапка
4)Подбор признаков и действий к предмету.
Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?
Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)
Что он делает (шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,
шалит)
5)Подбор родственных слов.
Подберите родственные слова к слову мишка. (Мишутка, мишенька, мишкин)
6)Договаривание предложения. Склонение словосочетания по падежам.
Договаривайте предложения.
Кто это?
Это …
У меня нет…
Я шепчу на ушко …
Я смотрю на …
Мы любуемся …
Мы говорим о…
7)ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук
Давайте покатаем на поезде нашего мишку.
Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку, в названии которой живет звук Ш.
8).Определение места звука в слове.
(выставляется наборное полотно поезд)
В первый вагон поставьте картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: «Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка звук Ш живёт в начале слова.»
(Дети выставляют картинки и выстраиваются в поезд.)
4. Физминутка.
Поехали!
Загудел паровоз
И вагончики повез
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Девочек и мальчиков
Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)
6. Грамота
1)Повторение буквы Ш.
Какой буквой на письме обозначается звук Ш.
Расскажите стишок о букве
Ш.
2)Чтение слогов.
(выставляется пособие)
Прочитайте слоги.
КА ЛО
ШИ ША
ВА ШИ
ШУ ПЫ
ШИ БА
Впервой колонке начало слова. Найдите во второй колонке конец и прочитайте все слово.
3) Звуко –слоговой анализ слова.
Возьмите наборное полотно и составьте схему слова МИШКА.
А сейчас давайте разберем слово МИШКА.
Сколько звуков в слове МИШКА?
Сколько гласных?
Сколько слогов? Почему?
Какой первый слог?
Какой второй слог?
Какой первый звук в слоге МИШ-? Каким цветом обозначим?
Какой второй звук?
Какой третий звук?
Какой первый звук в слоге -КА?
Какой последний звук?
Логопед просит детей назвать звуки в различном порядке.
Под каждым звуком положите букву, которая обозначает звук.
Прочитайте, какое слово получилось
4) Преобразование слов.
Замените в слове мишка букву И на букву Ы. Прочитайте слово.
Замените букву Ы на букву У. Прочитайте.
Аналогично преобразовываются слова : мушка – мошка – кошка –кашка-каша.
Логопед делает вывод, что одна буква может изменить всё слово.
5)Составление слов из букв.
(выставляются картинки на которых написаны буквы)
На предметы погляди,
Что в них спряталось найди.
Дети составляют слова - шуба, каша, школа
7. Работа над предложением.
1) Составление предложений
(выставляются сюжетные картинки)
Посмотрите, кого вы видите на картине?
Поставьте их в правильной последовательности.
Посмотрите на схему предложения.
Составьте предложение по картине, которое подойдет к этой схеме.
(дети составляют предложения из двух, трёх, четырёх слов.)
Какие правила о предложении вы знаете?
2)Чтение предложений.
У Яши машина. Яша возит мишку.
8. Итог. Молодцы, ребята!. Скажите, какой звук мы повторяли на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?Вы очень понравились мишке и нашим гостям. Занятие окончено. Прощайтесь с гостями и возвращайтесь в группу, там ждет вас подарок.