Наталья Захарова
Конспект фольклорного праздника «Приди, Весна с радостью» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 «Надежда» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
фольклорного праздника
«Приди, Весна с радостью»
для детей старшего дошкольного возраста.
Захарова Наталья Сергеевна,музыкальный руководитель
Цель:
Публикация «Конспект фольклорного праздника „Приди, Весна с радостью“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. Знакомить с календарно-обрядовым фольклором.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.
2. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, игры, танцы.
4. Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию).
5. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Оформление зала: центральная стена – летающие птицы, цветы (собранные из шаров надувных, подснежники на проталинках, русская изба, плетень, куст первоцветов, лавка.
Атрибуты: свистульки в форме птиц, дудочки, «Солнышко» - воздушный шар в форме солнца, испеченные из теста «жаворонки», карусель.
Действующие лица (одеты в русские народные костюмы) :
Тётушка Матрёна – (взрослая)
Ведущая – (взрослая)
Евдокия-Плющиха, Герасим-Грачевник;
Все дети одеты в русские народные костюмы.
Литература:
1. Рокитянская Т. А., «Воспитание звуком», Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет – Ярославль, 2002.
2. Журнал «Музыкальный руководитель»
№2 – 2006;
№2 – 2008;
№3 – 2008
№2 – 2010.
Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».
Из домика выходит тётушка Матрёна, наводит перед домом порядок и начинает звать Герасима и Евдокию.
Тётушка Матрё на: Герасим! Евдокия! Отзовитесь!
Из-за кулис, с разных сторон выходят Герасим и Евдокия.
Герасим, Евдокия (вместе) : Здравствуй, тётушка Матрёна!
Тётушка Матрё на: Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!
Герасим, Евдокия: Зачем звала?
Тётушка Матрё на: А вот зачем: в нашей деревне большой праздник! И к моему дому на эту полянку, придёт много гостей. Мы будем Весну закликать, солнце прославлять, в игры играть, хороводы водить. Помогите мне гостей встретить, да как следует приветить.
Герасим, Евдокия: Поможем!
Тётушка Матрё на: Спасибо! А вот и они!
Дети во главе с ведущей входят под музыку фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда» друг за другом притопами, свистят в свистульки и дудочки, обходят кругом и встают в линию (спиной к окнам – вдоль зала).
Матрёна, Герасим, Евдокия (кланяются) : Здравствуйте, люди добрые!
Дети (хором с поклоном) : Здравствуйте, хозяева!
Тётушка Матрё на: Приятно Вас видеть в добром здравии!
Гости: И вам доброго здоровьичка!
1 гость: А мы пришли к вам в гости с зимой прощаться, да весну встречать!
Матрёна, Герасим, Евдокия (делают шаг вперёд, хором отвечают) : Мы рады всем гостям!
Евдокия (шаг вперёд) : Я Евдокия Плющиха. Я весне первая помощница. Где я пройду, там снег тает, ручьи бегут (шаг назад).
Герасим (шаг вперед) : А я Герасим Грачевник – парень весё лый сноровистый: как засвищу, так грачи с юга летят, весну красную на крыльях несут (шаг назад).
Тётушка Матрё на: А день - то сегодня какой хороший, солнечный. Недаром в народе говорят: «Апрель - открыл окно и дверь».
Ведущая: - И мы с вами звонкими голосками, своей песней будем весну закликать. Она услышит нас и придёт!
Матрёна запевает. Дети подхватывают песню, двигаются змейкой по залу.
«Подай, Боже, ключик» (Пример № 1)
Подай, Боже, ключик (2 раза каждую строчку)
Зиму замыкати,
Весну отомкнути.
Зима на возочке,
На одном полозочке,
А лето в карете!
Выстраиваются полукругом лицом к зрителю.
Тётушка Матрё на: Герасим и Евдокия, Павлушка и Полинушка выходите в середину круга, пора Весну закликать, вам и начинать!
(выходят вперёд двое из гостей – мальчик и девочка, и Евдокия с Герасимом)
Гости: (подносят ладони к губам, имитируя ауканье, зазывают громко на распев)
Весна! (поворачиваясь вправо, приподнимаясь на носочках вверх)
Весна красная! (поворачиваясь влево, приподнимаясь на носочках вверх)
Герасим, Евдокия: Приди весна с радостью! С великой милостью! (раскрывают руки перед собой)
Со льном высоким! (руки вверх поднимают)
С корнем глубоким! (приседают опустив руки)
С колосом сильным! (встают, поднимают руки, вверх разжимая пальцы)
Хлебом обильным! (в руках держат «каравай»)
Тётушка Матрё на: Гости дорогие, давайте все вместе позовём Весну – красну!
Закличку с движениями повторяют все дети.
Герасим (громко) : Заводи весеннюю хороводную!
Двое гостей, Герасим, Евдокия: Будем петь, играть, да Весну закликать!
Игра: «Идёт Матушка - Весна» (Пример № 2).
Хороводная, игровая песня. Двое, взявшись за руки, стоят в центре и пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На последние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался запертым, становится в круг. Игра продолжается, пока все дети не окажутся в круге.
Идёт матушка весна,
Отворяй - ка ворота!
Первым март пришёл,
Всех детей провёл.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май-
Сколько хошь теперь гуляй!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота!
Ведущая: А теперь поиграем да посмотрим, кто - кого одолеет: Зима – Весну или Весна Зиму.
Дети встают друг за другом в две команды «Весна» и «Зима», руки на поясе впередистоящего. Делают движения, кто кого перетянет. Перетягивает «Весна».
Тётушка Матрё на:. У-у-ух! Весна одолела Зиму!
Вот так всегда и бывает:
Осень лето меняет.
Зима - осень,
А весна-матушка – зиму!
Весна будет дружная, с жарким солнышком, со звонкими ручьями и капелями.
Ведущая: С началом Весны люди выпускали птиц на волю и первый раз после долгой зимы гоняли голубей в весеннем чистом небе.
Тётушка Матрё на: Гости дорогие, порадуйте Весну – красну закличками птиц!
Дети: Порадуем!
Первый гость:
Жаворонки – жаворонушки,
Вы скорее летите,
Тепло принесите!
Второй гость:
Жаворонки – жаворонушки,
Прилетите к нам!
Принесите лето тёплое,
Лето красное!
Третий гость:
Хлеба дорогого,
С сохой, бороной
И с кобылой вороной!
Четвертый гость:
Жаворонки – жаворонки,
Летите из-за моря
Несите здоровья!
Пятый гость:
Кому крошку,
Кому ложку,
А мне целую лепёшку!
Тётушка Матрёна запевает закличку «Чувиль – виль – виль», дети подхватывают:
Закличка «Чувиль – виль – виль», (Пример № 3)
Чувиль – виль – виль,
Жаворонушки! (на «и» глиссандо вверх)
Прилетите к нам, (подняв руки, манят кистями)
Принесите нам
Лето тёплое, (раскрыв руки вверх)
Весну красную! (раскрыв руки влево)
Нам зима надоела: (делают притоп на слог «мА»)
Весь хлеб переела! (делают притоп на слог «хлеб»)
Шестой гость (говорком) :
Весна – Красна,
На чём пришла?
Все вместе:
На кнутике,
На хомутике.
Чувиль – виль – виль
Жаворонушки-и! (на «и» глиссандо вверх)
Тётушка Матрё на: Позовём еще раз жаворонушек?
Дети: Позовём!
Закличка «Чувиль – виль – виль» повторяется.
Ведущая: А теперь пора солнышко закликать!
Тётушка Матрё на: Герасим, Евдокиюшка, вам начинать!
Закличка «Солнышко» (с прохлопыванием ритмического рисунка)
Начинают первую строчку Евдокия и Герасим,
все дети подхватывают со второй строчки.
Герасим, Евдокия:
Солнышко, покажись!
Все дети:
Ясное снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Сядь на пенёк,
Посвети денёк!
Ведущая (выносит солнышко) : Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково. И птички к нам вернулись!
Песня: «Летели две птички». (Пример № 4)
Выходят 2 пары «птичек» - мальчик и девочка, выполняют движения под музыку.
Ведущая: Эй, девчонки, хохотушки
И ребята – молодцы,
Запевайте-ка частушки,
Веселитесь от души!
Частушки (Пример № 5)
Стоят полукругом: с одной стороны мальчики, с другой – девочки.
Мальчик (важно) :
Дуйте, ветры, дуйте,
Буйные кружитесь
По деревне мы идем -
Все посторонитесь!
Девочка (кокетливо) :
А вы, кто такие, чьи?
Откуда появились?
У нас нет таких девчонок, (грозит пальчиком)
Чтобы в вас влюбились! (раскрыв обе руки наклон в сторону мальчиков)
Все мальчики (говором, удивленно) : Ну?
Все девочки (кокетливо) : Да!
Все хором: Вот такие вот дела!
Мальчик (весело) :
Заиграй-ка, балалайка,
Начинай гуляния!
Пропоем мы вам частушки,
Для всего собрания! (раскрывает руки, показывает на зрителей)
Девочка:
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа, (качает головой)
Косолапы женихи! (показывает в сторону мальчиков)
Все мальчики (говором, удивленно) : Ну?
Все девочки (кокетливо) : Да!
Все хором: Вот такие вот дела!
Мальчик (важно) :
Запрягайте кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ! (поднимает руку правую вверх)
Девочка:
Я сижу на бочке,
Румяные щечки. (показывает двумя руками щечки).
Говорят, что навелась (поднять плечи, раскрыть руки, затем поставить руки на пояс)
А я такая родилась! (притоп ногой и раскрыть руки вверх)
Все мальчики (говором, удивленно) : Ну?
Все девочки (кокетливо) : Да!
Все хором: Вот такие вот дела!
Девочка из гостей: Хватит петь да плясать, пора в игру играть!
Ведущий выносит карусель.
Тётушка Матрё на: Девочки, занимайте, места на карусели.
Игра «Заря – заряница».(Пример № 6)
Игроки держатся за ленты, идут по кругу и поют.
Водящий – вне круга идет в противоположную сторону. С последними словами водящий дотрагивается до игрока, тот бросает ленту и они бегут в противоположные стороны, обегая круг. Кто первый схватил ленту-тот победил, другой становится водящим.
Игра повторяется 2-3 раза.
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Раз, два – не воронь!
А беги как огонь!
Тётушка Матрё на: Что-то Весна – Красна запаздывает. Давайте порадуем её новыми закличками
Первый ребё нок:
Нам зиму провожать,
Весну – Красну закликать!
Все: Гу-у-у-у-у-у!
Второй ребё нок:
С солнышком, с цветами,
С песнями, с журавлями
Все: Гу-у-у-у-у-у!
Третий ребё нок:
Побежит кругом вода,
Растает снег, не будет льда!
Все: Гу-у-у-у-у-у!
Звучит музыка, заходит Весна с цветами.
Весна : Здравствуйте, люди добрые! (кланяется)
Я – Весна-красна!
Пришла к вам с радостью
С великой милостью!
С солнышком ласковым,
Ручьями звонкими
И цветами первыми!
Услышала я как вы песни распевали, в игры играли, солнце прославляли, весенних птиц закликали! Услышала и сразу пришла.
Заводите хоровод!
Веселись, гуляй народ!
Весенний хоровод.
Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».
Движения по выбору музыкального руководителя.
Весна : Спасибо вам, ребята, за то, что с радостью меня встретили! В старые времена на Руси весной женщины пекли из теста печенье в форме птичек и щедро раздавали детям. Ведь птицы – вестницы весны! И я дарю вам к празднику птичек – невеличек! Принимайте угощенье!
Дарит корзинку испечённых жаворонков.
Весна :
Счастья будет вам горой.
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог,
Лёгких вам всегда дорог!
Дети: Спасибо!
Тётушка Матрё на: Что ж, гости дорогие, праздник наш удался!
Ведущая: Приглашаем вас на чаепитие!
Звучит музыка фольклорного ансамбля «Иван Купала» - «Коляда».
Дети уходят, машут двумя руками гостям.
приложение
Пример №1
«Подай, Боже, ключик»
(«Музыкальный руководитель» № 2, 2008г.)
Подай, Боже, ключик,
Зиму замыкати,
Весну отомкнути,
Зима на возочке,
Весна на челночке,
А лето во карете.
(Каждая строчка поётся 2 раза)
Пример №2
Игра «Идёт матушка Весна»
(Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком»)
Идёт матушка Весна,
Отворяй-ка ворота!
Первым март пришёл,
Всех детей провёл.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришёл май
Сколько хошь теперь гуляй!
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота!
Пример №3
Закличка «Чувиль-виль-виль»
(«Музыкальный руководитель №2,2008г.)
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Лето тёплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела!
Пример №4
Песня «Летели две птички»
(«Музыкальный руководитель» № 3, 2008г.)
Выходят две пары детей, изображающих птичек (мальчик и девочка)
1. Летели две птички
Ростом невелички
Припев:
Ой, сад, виноград,
Зелёная роща.
А кто ж виноват:
Жена или тёща?
2. Летели, летели,
Сели, посидели.
Припев.
3. Сидели, сидели,
Взвились – полетели!
Припев.
«Летят» по кругу парами, навстречу друг другу, меняясь местами.
Пары приседают лицом друг к другу, играя в ладушки.
«Летят» по кругу парами, навстречу друг другу, меняясь местами.
Повернувшись друг к другу
(руки-крылья опущены сзади,
4. Как они прощались,
Крепко целовались.
Припев.
Выполняют наклоны, прикасаясь щека к щеке.
Пример №5
Частушки
(«Музыкальный руководитель» № 3, 2008г.)
Мальчики: Дуйте, ветры, дуйте,
Буйные, кружитесь!
По деревне мы идём,
Все посторонитесь!
Девочки: А вы кто такие, чьи?
Откуда появились?
У нас нет таких девчонок,
Чтобы в вас влюбились!
Припев:
Мальчики: Ну?
Девочки: Да!
Вместе: Вот такие вот дела!
Мальчики: Заиграй-ка, балалайка,
Начинай гулянье,
Пропоём мы вам частушки
Для всего собрания!
Девочки: У меня на сарафане
Косолапы петухи
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!
Припев.
Мальчики: Запрягайте кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас!
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ!
Девочки: Я сижу на бочке,
Румяные щёчки.
Говорят, что навелась,
А я такая родилась!
Припев.
Пример №6
Игра «Заря-заряница»
(«Музыкальный руководитель» № 2, 2010г.)
Игроки держатся за ленты карусели. Водящий вне круга идёт противоходом.
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз-два, не воронь,
А беги как огонь!