Анастасия Трусова
Физкультурные занятия с детьми первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе
Назначение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе звучит в унисон с целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, и состоит в:
развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
Публикация «Физкультурные занятия с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);
тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;
воспитании осознанной необходимости в физической активности.
Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (НОД, призванными решать поставленные цели, является:
обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;
развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;
освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;
формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, переносить, катать, бросать);
тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;
отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно левой, правой;
приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как курочки и пр.);
воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.
Дети с помощью палок имитируют паровоз
На физкультурных занятиях дети приобщаются к подвижным играм
Виды уроков физической культуры в первой младшей группе
НОД по физкультуре в первой младшей группе реализуется следующими разновидностями занятий :
традиционными уроками, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;
сюжетными уроками, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, лисы, Незнайки, Буратино и др.);
ритмической гимнастикой (к примеру, организованными по типу фитнес-тренировки или ленивой гимнастики (гимнастики пробуждения, детальнее о которой можно узнать здесь;
нетрадиционных уроков (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).
Это интересно. Одной из разновидностей ритмической гимнастики является модульная гимнастика, состоящая из блоков упражнений с прищепками: дети под сопровождение рифмовки крепят прищепки на картонную основу и получают законченное изображение (солнышко, ёжик и пр.). Основной целью работы с этими модулями является тренировка мелкой моторики, играющая важную роль в развитии речи малышей первой младшей группы.
Фотогалерея: примеры модульной гимнастики для детей первой младшей группы
Виды физических упражнений для детей 1,5–3 лет
Как правило, педагог использует элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на урок времени.
Это интересно. С самыми младшими дошколятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку на уроках.
Таблица: разновидности упражнений для занятий с малышами первой группы
Направленность упражнений Особенности физического развития Примеры упражнений
Бег, ходьба Малыши слабо держат равновесие, наталкиваются друг на друга. «Иди и повторяй»
Дети с флажком в руке в колоне по одному становятся напротив педагога, шагающего спиной вперёд. Взрослый предлагает малышам шагать за ним, повторяя движения флажком (размахивая в разные стороны).
«Перешагни»
Упражнения на перешагивание препятствий: кубиков, верёвки и пр.
«Пробеги по дорожке»
Малыши пробегают между двумя обозначенными верёвками линями, расстояние между которыми в первом полугодии составляет 30 см, а во втором 25 см.
Равновесие Все задания выполняются при поддержке взрослого. «Ходьба по дорожке»
Малышам предлагается пройти по прямой дорожке шириной 20 см.
Это интересно. В качестве усложнения малыши проходят по бревну или рейкам гимнастической стенки.
«Перешагни»
Детям предлагается перешагнуть через предметы высотой 10–15 см, расположенные наклонно.
«Танцуем с ленточками»
Дети кружатся влево и вправо с платочками, листочками или ленточками в руках.
Прыжки Детям сложно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки. «Допрыгни до мяча»
На расстоянии выше 5–7 см от вытянутой руки малыша подвешивается погремушка. Задача ребёнка состоит в том, чтобы допрыгнуть до цели.
Примечание. Упражнения такого рода проводятся индивидуально в приемлемом для конкретного малыша темпе.
«Перепрыгни ручеёк»
Малыши перепрыгивают выложенный верёвками «ручеёк» шириной от 10 до 30 см.
Метание, катание, бросание Малыши держат мячики одной рукой, бросают, наоборот, двумя. «Кати мне»
Дети садятся на пол в парах и катят мячик друг другу.
«Кто перебросит мячик через верёвку?»
Каждый малыш тренируется в перебрасывании мяча через верёвку воспитателю. Вначале расстояние между взрослым и ребёнком должно быть 50 см, затем увеличивается до 1 м.
«Забрось мяч в корзину»
Малыши забрасывают мячик или мягкий мешочек в корзину с расстояния 50 см. Упражнение выполняется всеми детьми одновременно (фронтально, каждый делает до 6 попыток.
Примечание: если вплоть до четвёртой попытки броски были неудачными, то педагог направляет движение руки ребёнка при помощи совместного выполнения броска.
Лазание Переход от лазанья на животе к лазанью на четвереньках, опираясь на колени и локти. «Доползи до цели»
Детям предлагается доползти до погремушки и погреметь ею.
«Подползём под радугой»
Малыши проползают под дугой из крепкой проволоки, декорированной тканью под радугу.
Дети идут за педагогом
В упражнениях малыши отрабатывают основные движения
Методические приёмы для физкультурных занятий
В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.
Наглядные приёмы
Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:
картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);
сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
игрушками-персонажами занятия;
атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.