Наталья Филиппова
Сценарий досуга для старших дошкольников «Чудесное вербное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧУДЕСНОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
Программное содержание:
1. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа.
Публикация «Сценарий досуга для старших дошкольников „Чудесное вербное воскресенье“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Вербное воскресенье. Сценарии праздника
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Развивать умение сравнивать (сходство и различие) посуду современную с той, что была на Руси. Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине.
3. Прививать интерес к духовному наследию земли русской.
Предварительная работа: ознакомление детей с утварью (ложками, чугунками, самоваром, крынками, мисками) и способами ее применения, разучивание русской народной игры «Займи место», ознакомление детей с деревом – верба.
Оборудование: слайды по теме «Вербное воскресение», веточки вербы в вазе, стол со скатертью, самовар, ложки, хлебцы, чай, лавки.
Ход досуга:
(беседа с детьми, сидящими на своих местах за столами)
Восп. : Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?
Д. : Для весны.
В. : Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?
Д. : 8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, пасха.
В. : Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?
Д. :(ответы детей).
В. : Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?
Д. : Верба.
В. : Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?
Д. : (ответы).
Рассказ воспитателя об истории праздника с показом слайдов
С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».
Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.
На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары, или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях, в Москве, например, на самой Красной площади.
В. : К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда – то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.
А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника? (дети высказывают свои предположения).
С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки. Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена? (ответы детей).
Для того, чтобы попасть в прошлое мы должны с вами коснуться этих волшебных вербовых веточек и вмиг очутимся на празднике.
(Дети касаются, после чего, закрывают глаза; воспитатель надевает русский платок и превращается в Хозяйку).
Х. : Здравствуйте гости дорогие! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.
Д. : Здравствуйте!
Х. : Я помогу узнать вам о празднике Вербное воскресение. К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю в избе наводили, а батюшка с детками моими да с мужем в это время готовятся к работе в поле. В день праздника мы все идем в церковь, на праздничную службу. Да веточки чудесные домой приносим.
В. : А для чего?
Х. : В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез,
Верба синя бьет насильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест – бьет до слез!
Не я бью - верба бьет! Верба хлест – бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.)
Х. : Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу. Вот и скатерть на столе. Ой, детушки – ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.
Отгадывание загадок
Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)
(Хозяйка ставит на стол самовар).
Х. : Ай, да молодцы, я – то думала, что не угадаете. Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?
Д. : Чай пить.
Х. : Мы любим чаевничать. У нас в народе говорят: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» Поди – ка, у вас сейчас и самоваров - то нет. Интересно, а в чем же вы воду для чая кипятите?
Д. : В чайнике.
Х. : Ребятки, а чем самовар отличается от чайника?
Д. : Самовар сам воду кипятит, а чайник нужно на плиту поставить.
Х. : А чем они похожи?
Д. : И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. В них кипятят воду, есть и носики, откуда льется кипяток.
Х. : Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?
Д. : (Рассуждают).
Х. : Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?
Д. : Ложка.
Х. : Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?
Д. : Да.
Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?
Д. : Из дерева.
В. : Как можно про них сказать, какие они?
Д. : Деревянные.
Х: Эти ложки выдалбливали из дерева (показ баклуши). А вот еще в одном месте, Хохломой зовется. Их покрывают специальным маслом, натирают порошком, расписывают и сажают в печь, до тех пор, пока она не зазолотятся. Когда матушка с батюшкой туда ездили, привезли нам в подарок такие ложки.
Х. : Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?
Д. : Ответы детей.
Х. : Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?
Д. : Формой.
Х. : Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках. Ответы детей.
Х. : Ну, давайте повеселиться.
Игра «Музыканты - ложкари».
(Дети под народную мелодию играют на ложках)
Х. : На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Я очень люблю с матушкой ходить на ярмарки, а больше всего мне нравится играть там. Ну – ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!
Русская народная игра «Займи место»
Одной из самых любимых игр, была игра под названием «Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной. Хоп!
Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Х. : Ну как вам понравилось? (Ставит на стол хлебцы и наливает чай.) Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить. А что такое «барашки»? Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла. Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри. (Хозяюшка угощает детей)
Х. : Теперь – то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье.
(Раздает веточки каждому ребенку).