Юлия Волкова
Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе «Секреты знакомых предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад «20» «Земляничка»
Конспект дополнительной образовательной деятельности «Секреты знакомых предметов» в старшей группе
Подготовила
Волкова Юлия Валерьевна
г. Архангельск 2014
Программное содержание:
Публикация «Конспект дополнительной образовательной деятельности в старшей группе „Секреты знакомых предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
1. Формировать представление детей о шарах (гелиевый, воздушный); их свойствах, назначении. Формировать умение детей делать выводы по проделанной работе.
2. Активизировать пассивный и активный словарь детей за счет слов: шар, эксперимент, лаборатория; сотрудник, ; прилагательных: плотный, тонкий, наэлектризованный;; глаголов: притягивать, электризовать; надувать; натягивается; сдувать. Упражнять в образовании относительных прилагательных: воздух- воздушный, гелий- гелиевый и т. д. Способствовать формированию у детей познавательного интереса. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, желание помогать другим.
Ход:
Воспитатель: Ребята, зная то, что мы с вами любим экспериментировать и проводить опыты в нашей лаборатории, дети подготовительной группы «Вишенка» обратились к нам за помощью. Им для выпускного вечера нужно очень много воздушных шаров. Они будут с шарами, танцевать, играть и проводить конкурсы. Они просят, чтобы мы помогли им выбрать шары. Им нужны шары самые прочные, чтобы во время праздника не сдулись, притягательные шары для конкурса "Собери хлопья с тарелки", самые легкие и самые быстрые, шары, которые могут сами подняться до потолка, чтобы не мешать во время танцев. Будем помогать нашим старшим друзьям?
Дети: Ответы
Воспитатель: Ну что, я предлагаю отправиться в нашу лабораторию и подвергнуть все присланные шары подробному исследованию, а иначе, боюсь, выпускной может сорваться. Но для начала нам необходимо надеть специальную защитную одежду.
Воспитатель помогает детям надевать специальную защитную одежду
Воспитатель: Напоминаю, что я старший научный сотрудник нашей лаборатории и в мои обязанности входит руководить вами лаборантами и смотреть, чтобы эксперимент был правильным. А вы должны внимательно меня слушать, чтобы все выполнить без ошибок. Ну, что приступим?
Дети: Ответы
Воспитатель: Нужно выяснить какой шар возьмем для конкурса "Помоги собрать хлопья". У ребят будет в плоскую тарелку насыпана ложка овсяных хлопьев, им необходимо с помощью шара их поднять. Пробуем!
Дети подносят воздушный шар к тарелке с хлопьями. Хлопья не поднимаются с помощью шара
Воспитатель: Я предлагаю взять по шерстяной варежке и быстрыми движениями потереть шерстяной варежкой надутый воздушный шарик.
Дети быстрыми движениями трут шерстяной варежкой о шарик
Воспитатель: Быстро подносим шарик к тарелке с хлопьями, не касаясь их и вуа ля - овсяные хлопья подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика. Пробуем!
Дети подносят воздушный шар к тарелке с хлопьями. Хлопья прилипают к шарику.
Воспитатель: Как научный сотрудник я должна сделать вывод. В обычном состоянии ни шарик, ни хлопья не притягиваются. Потерев шариком о варежку, мы зарядили наш шар и поэтому хлопья к нему притягиваются.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете этот шарик подойдет для выпускного?
Дети: Да
Воспитатель: Следующий эксперимент. Для конкурса "Поплыви кораблик" нам нужно определить - способны ли шары притягивать бумагу и помогать двигаться бумажному кораблю по воде. Давайте проверим шарики на притягательность бумаги. Для этого эксперимента нам понадобится - наполненный водой таз. Берем шарики. Что мы должны с вами сделать, чтобы зарядить шар?
Дети: Потереть варежку о шарик.
Воспитатель: Правильно натираем его шерстяной варежкой. А теперь поднесем заряженный шарик к своему кораблю. Ну что кораблик притягивается к шарику?
Дети: Притягивается.
Воспитатель: Делаю выводы - бумага притягивается к шарику по тому же принципу, что и хлопья в предыдущем опыте. И поскольку трение на воде незначительно, а само судно легкое, кораблик легко приходит в движение.
Дети: И этот шарик тоже можно посоветовать детям из гр. «Вишенка».
Воспитатель: Ребята, для фокуса на выпускном вечере «Прокалываю шар иглой» нужно выбрать прочные шары, которые при правильном прокалывании не лопнут. Ребята, а что будет, если шарик проткнуть иголкой?
Дети: Он лопнет.
Воспитатель: Ответ очевиден - он лопнет! Но всегда ли будет именно так? Для начала надуваем шарик, не очень сильно, и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем иглой самое дно шарика.
Дети наблюдают за действиями воспитателя
Воспитатель: Шарик не лопается и не сдувается. А почему, как вы думаете?
Дети: Ответы
Воспитатель: Я констатирую факт - шарик не лопается потому, что мы прокалываем его именно в тех местах, где находиться наименьшее натяжение. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно ее облегает и не дает воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается. Значит, этот шарик самый прочный и он обязательно понравится детям.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно надуть шарик в бутылке?
Дети: Ответы
Воспитатель: Вот на конкурс «Надуй шар в бутылке» ребятам нужен шарик, который надуется и бутылка, которая поможет это сделать. А давайте с вами попробуем.
Воспитатель: Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. А давайте устроим соревнование, кто первый надует шарик в бутылке? (На дне одной из бутылок ближе к центру сделать незаметное отверстие).
Дети пытаются надуть шары в бутылке
Воспитатель: Так смотрим, у одних шар надувается, а у других нет. Почему? Давайте проверим все ли одинаково у ребят. А вот, смотрите, на одних бутылках есть дырочка, а на тех которые не надуваются - нет. Может в этом дело? Давайте проткнем бутылку и попробуем снова надуть.
Теперь у всех детей получилось надуть шар в бутылке.
Воспитатель: Делаю вывод для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, такой шарик подойдет для выпускного вечера?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, какой шарик самый быстрый и подойдет для конкурса «Самая быстрая машина». Воздушный шарик надо закрепить на одном конце трубочки при помощи канцелярской резинки. Второй конец трубочки надо закрепить на корпусе машинки при помощи скотча так, чтобы была возможность надувать шарик через трубочку. Для этого нужно через трубочку надуть шарик, зажать пальцем отверстие трубочки и поставить машинку на пол. Как только вы откроете отверстие, воздух из шарика станет вылетать и толкать машинку в обратном направлении.
Дети помогают воспитателю проводить эксперимент
Воспитатель: Делаем вывод: машинка движется потому что воздух, вырывающийся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении. Подойдет ли этот шар для конкурса «Самая быстрая машина»?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А для танца с шарами ребятам нужны воздушные шары, которые могут подняться вверх и не упасть. Продолжаем проводить исследование. Возьмем каждый по шару. Закрывайте глаза, попробуйте почувствовать какой шар (плотный, тонкий, как надут (сильно, слабо, какой по форме, из какого материала изготовлен?
Дети встают в круг и исследуют шарики.
Воспитатель: А теперь давайте отпустим шары, подбросим их вверх и посмотрим, что с ними произойдет.
Дети подбрасывают шары вверх
Воспитатель: Что произошло с шарами?
Дети: одни шары поднялись вверх и прилипли к потолку, а другие опустились вниз.
Воспитатель: А чем наполнены воздушные шары? ( гелием: шарик взлетает; воздухом: шарик падает).
Дети: Ответы.
Воспитатель: А как вы думаете, какой шар будет подниматься вверх сам, а не падать на пол?
Дети: Гелиевый
Воспитатель: Значит, для танца детям подойдут только гелиевые шары.
Воспитатель: Вот мы с вами и проверили все воздушные шары. Так и передадим детям из группы «Вишенка», что для их конкурсов и фокусов подойдут все шары, но для танца с шарами нужно использовать только гелиевые шары.
Список используемой литературы
1. Авторская разработка.