Наталья Сизова
Конспект бинарного занятия в подготовительной группе №2
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «СКАЗКА ПРО АННУ ВОЛДЕНКО И ДЕДКА ПУГАЙЛО» и «МОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»(образовательная область «Чтение художественной литературы» и «Социализация»).
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении книг разных народов мира.
Задачи:
Обучающая:
Приобщение к словесному искусству;
Пополнение литературного багажа детей сказками других народов;
Привлечение внимания детей к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
Формирование желания отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи;
Публикация «Конспект бинарного занятия в подготовительной группе №2» размещена в разделах
Формирование дифференцированных представлений об отдельных элементах культуры других народов – о языке;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к культуре и языку своего и других народов;
развитие осознанного отношения к красоте и звучности русского языка, художественного восприятия, умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, литературной речи.
Воспитательные:
Воспитание эмоционального читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
Материал к НОД: текст сказки, иллюстрации к сказке, волшебная палочка, веера-символы прав ребенка, листы с индивидуальными заданиями, картинки с изображением людей в национальных костюмах.
Словарная работа: брань, грубый, зачин, волденки, голик, вульгаризм.
Методические приё мы: сюрпризный момент, чтение, беседа о прочитанном, физминутка, рассматривание иллюстраций, картинок, выполнение заданий детьми, поощрения, работа с веерами - символами прав ребёнка.
Индивидуальная работа: привлекать к работе мало активных детей, добиваться ответов полными предложениями от Игоря, Эли, Полины, Элины, Димы.
Предварительная работа:
-посещение «русской избы»,
-чтение сказок: ненецкой «Кукушка», грузинской «Царь и зяблик», китайской «Хитрая, как лиса», индийской «Об осле», японской «Самый красивый наряд на свете», мифов Древней Греции, былин;
-беседа «Чему учат сказки»;
-беседа «О чём рассказали мифы»;
-беседа «Обычаи и традиции разных народов»
-рисование по мотивам сказок и мифов народов мира.
- подвижные игры народов мира «Птичка», «Колечко», «Я есть», «Ловля оленей», «Перетягивание»;
-дидактические игры: «Кто где живёт», «Собери узор».
Ход НОД:
1-я часть
Педагог и дети стоят в кругу. Приветствие друг другу:
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
1,2,3,4,5 (загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Будем дружно мы играть.
В сказку мы хотим попасть (идут по кругу)
Воспитатель стоит в центре круга и проводит над головами детей «волшебной палочкой».
В: ребята, мы с вами попали к северным народам. У них свой сказки. Я хочу вас познакомить с одной из сказок этого народа. Называется она «Сказка про Анну и дедка Пугайлу». Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Воспитатель читает «Сказку про Анну и дедка Пугайлу».
В: Вам понравилась сказка?
- Как звали девочку?
- Почему её так называли?
- Как прозвали деда?
- Как вы думаете от какого слова дали деду прозвище?
- Кто помнит северные слова сказки?
- Можно вместо «голик» сказать — веник?
- Можно вместо «волденки» — волнушки?
- Можно, но это уже будет не северная сказка. Без этих слов мы не узнаем, как раньше разговаривали на русском Севере. Чем больше слов знает человек, тем легче ему общаться, тем интереснее его слушать.
-Какие новые слова вы сегодня узнали? (зачин, волденки, голик)
Откуда люди узнают слова? (Из книг, фильмов, разговоров.)
Воспитатель: Ребята, время нам опять вернуться в сад. Давайте встанем в круг.
Проводится физминутка.
1,2,3,4,5 (дети загибают пальцы рук)
вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся (идут по кругу)
В группу отправляемся (идут по кругу).
Воспитатель стоит в центре круга и проводит над головами детей "волшебной палочкой".
В: Мы опять в группе. Вас ждет Лариса Алексеевна.
2-я часть
Соц. педагог: Сейчас я поздороваюсь с вами необычно: на нескольких язы-ках (Здоровается.)
-Почему вы не все поняли?
-Какое слово самое знакомое?
Соц. педагог: Ребята, раскройте веера. На них изображены символы прав ребёнка. Посмотрите на этот символ, кто на нём изображён? (дети разных национальностей)
Соц. педагог: У каждого народа есть что-то своё интересное и характерное. Например, костюм (рассматривание карточек) и, конечно, свой родной язык.
-На каком языке говорим мы с вами?
-Хорошо ли знаем свой родной язык?
Подберите слова к предмету — яблоко. Как можно сказать о яблоке?
A.C. Пушкин говорил «румяное, наливное, душистое, ароматное». Какие слова красивее?
Соц. педагог: А послушайте стихи об осени Александра Сергеевича Пушкина и Александра Трифоновича Твардовского.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
— Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Какие слова больше понравились?
Какие чувства вызывают эти слова? (Нежность, перед глазами возникают картины природы.)
А как вы отнесетесь к такой речи? (Зачитывает отрывок из произведения В. Э. Шишкова «Странники».)
. Значит, иду я, ребята, страшенным лесом.
У другого бы брюхо от страху схватило, а я не боюсь.
Вдруг прёт на меня живорез. Я говорю разбойнику:
"Садись, живорезная твоя морда!»
Как звучат эти слова? Приятно ли их слушать?
Автор пытался правдиво изобразить жизнь ребят, которые остались без родителей и попали в среду хулиганов-беспризорников.
А вы слышали грубые слова? Не повторяйте.
Соц. педагог: Эти слова называются вульгаризмами (это слово означает «грубый», а человек, который произносит эти слова, — вульгарный
А как вы думаете, когда человек произносит эти слова? Когда:
а) не знает, что это плохо;
б) когда он плохо воспитан.
Наша Родина Россия живет много лет. Вместе с ней живет и родной русский язык. Раньше на Руси слово «брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех, кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а грубые слова стали называть бранными, бранью. Если двое человек или несколько бранятся, к чему это может привести? (К брани — драке, войне.)
Во все времена на Руси брань считалась грехом, т. е. это было стыдно.
На русском языке говорят все, кто живет в России. Но Россия — огромная страна, поэтому жители Севера говорят немного не так, как на Юге.
Хотите послушать, как красиво звучит русский язык в стихотворении С. Есенина «Буря»?
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль.
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль.
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу.
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
-Красивые стихи? И слова слушать приятно.
- А какие ещё бывают слова? (бранные)
А сейчас вы пройдете за столы, там лежат карточки. Вы должны будете выполнить задание «Найди ребёнка, который говорит на русском языке» и обведи его карандашом.
Дети выполняют задание.
В: Ребята, чем вы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Молодцы.
Нам с Ларисой Алексеевной было приятно с вами общаться. Спасибо.
Воспитатель:
Наталья Викторовна Безродная
Социальный педагог:
Лариса Алексеевна Чавва