Мария Кошелева
Конспект бинарного занятия «Письмо от зимующих птиц»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Цель:
уточнить и систематизировать знания детей о зимующих птицах через речевые упражнения и художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. продолжать знакомить детей с зимующими птицами;
2. учить детей изображать птиц с помощью нетрадиционной техники рисования;
Публикация «Конспект бинарного занятия „Письмо от зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
3. продолжать учить детей правильно называть части тела птиц;
4. упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе;
5. способствовать обогащению словаря словами – антонимами, прилагательными, глаголами.
Коррекционно – развивающие:
1. продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности, знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования;
2. развивать чувство композиции, умение соотносить предметы и его части по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
3. развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы полными предложениями, употреблять в речи предлоги;
4. развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, речевой слух, мелкую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные:
1. воспитывать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату;
2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетически-нравственное отношение к птицам, через их изображение;
3. воспитывать бережное отношение к окружающей природе, чувство заботы о зимующих птицах.
Нозологическая группа детей: дети с тяжелыми нарушениями речи.
Материалы и оборудование: изображения зимующих птиц, видеописьмо от птиц, краски, гуашь, салфетки, баночки с водой, рисунок дерева, мольберт, птицы (изготовленные из картона, изображение дома и забора, мячики су – Джок, грамоты для награждения участников конкурса.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что изобразительная деятельность способствует умственному, эмоционально – эстетическому и волевому развитию ребенка. Обеспечивает развитие всех психических функций, развивает мелкую моторику и, конечно же, речь ребенка.
Особенности изобразительной деятельности детей с ТНР обусловлены имеющимися у них нарушениями. Рисунки детей с ТНР отличаются бедностью содержания. Дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В процессе изобразительной деятельности отмечается быстрая истощаемость воображения. Детям с ТНР оказываются недоступными творческие задания: рисунок по воображению и рассказ о нем. Они чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для детей с ТНР свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.
Движения большинства детей с ТНР отличаются неточностью или несогласованностью, пальцы малоподвижны. Дети с трудом берут правильно кисточку и карандаш. Это затрудняет развитие продуктивных видов деятельности. Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе необходимых изобразительных средств.
Приступая к обучению детей рисованию, лепке, аппликации, необходимо учитывать наличие интереса и проявление активности к данному виду деятельности, состояние двигательной функции руки, зрительно-моторной координации. Следует проводить дидактические игры, в процессе которых закрепляются знания о тех предметах и признаках, которые будут изображаться.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова. Закрепляется умение называть предметы, их признаки, назначение, комментировать выполняемые действия. Использование слова помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности.
Рекомендации по использованию конспекта в практике.
Данное занятие рассчитано на проведение в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Возраст детей 5 – 6 лет (старшая возрастная группа). Рекомендуется использовать конспект при знакомстве детей с лексической темой «Зимующие птицы». Конспект предполагает совместное занятие учителя – логопеда и воспитателя. Длительность занятия составляет 25 минут. Подготовительная работа включает в себя предварительное знакомство детей с темой «Зимующие птицы»; подготовку необходимых материалов для проведения занятия.
Конспект занятия.
Дети входят в кабинет логопеда, занимают свои места.
Логопед: - Ребята, совсем недавно на прогулке вы наблюдали за птицами около кормушки. Каких птиц вы видели?
Дети: - Я видел воробья. Я видел голубя. Я видела ворону. Я видела синицу.
Логопед: - Каким общим словом можно назвать этих птиц?
Дети: - Это зимующие птицы.
Логопед: - Правильно. А почему воробей, снегирь и другие птицы не улетают на юг когда приходят холода?
Дети: - Потому что эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже холодной зимой.
Логопед: - Птицы отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щелях домов и заборов, выдают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А синички отыскивают запасы, которые они сделали.
Логопед: - Как, мы люди, можем помочь птицам пережить зиму?
Дети: - Мы можем смастерить и развесить кормушки для птиц, можем подкармливать их.
Логопед: - Правильно ребята. Смотрите, нам пришло видеописьмо от зимующих птиц (логопед включает видеопрезентацию с голосами разных зимующих птиц).
Логопед: - Послушайте, зимующие птицы хотят нам, что то сказать. «Здравствуйте дорогие друзья! В вашем городе много добрых детей и взрослых, которые нас, птиц, зимой подкармливают, от голода спасают. Мы благодарны вам людям за это. Нам бы очень хотелось, чтобы вы продолжали нас не только подкармливать, но и нарисовали нас! Предлагаю вам принять участие в конкурсе рисунков «Зимующие птицы», который будет проходить у вас группе. Нам бы очень хотелось увидеть себя в ваших рисунках!»
Логопед: - Вы согласны поучаствовать? (ответы детей)
Логопед: - Прежде чем приступить к рисованию, мы с вами поиграем в игру: «Скажи наоборот». Тепло – холодно, светло – темно, день – ночь, высоко – низко, далеко – близко, длинный – короткий, толстый - тонкий.
Воспитатель: - Как вы считаете, с чего лучше начать рисование?
Дети: - Нужно нарисовать дерево. Птицы часто сидят на деревьях.
Воспитатель: - Правильно. Деревья зимой птиц согревают, потому что они сидят на веточках. Чем мы будем рисовать дерево?
Дети: - Кисточкой и коричневой краской.
Воспитатель: показывает образец рисования дерева. Следит за работой детей. Оказывает помощь.
Логопед: Молодцы ребята. Красивые получились у вас деревья.
Логопед: - Давайте немного отдохнем и поиграем в игру: «Что делает птица?». Логопед перемещает зимующих птиц, каждый раз задавая детям вопросы: «Где сидит ворона? Откуда слетела синица? Куда перелетел воробей? Где находится снегирь?» и т. д.
Воспитатель: - Краска высохла, можно рисовать птиц. Каких птиц вы будете рисовать на своих деревьях?
Дети: - Зимующих птиц. Я буду рисовать снегиря. Я буду рисовать воробья. Я буду рисовать сороку, и т. д.
Воспитатель: - Птиц мы с вами будем учиться рисовать отпечатками ладошек. Подготовим ладошки к работе.
Проводится упражнение с мячиками су – Джок.
Снегири и свиристели (Сжимать шарик сначала в левом, потом в правом) кулаке.
В старый парк к нам прилетели,
На рябинку дружно сели, (Катать шар между ладонями).
Поклевали и запели (Постучать шариком по ладони).
И на сосны, и на ели
Тоже гости прилетели, (Сжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке).
Ищут шишки с семенами
Дятлы бойкие с клестами. (Постучать шариком по ладоням).
Светит солнце, снег искрится,
Стайка птичья веселится. (Сжимать и разжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке).
Дети убирают мячики.
Воспитатель: - Скажите, из каких частей состоит тело птица?
Дети: - Из туловища, крыльев, хвоста, головы с клювом и глазками, ног.
Воспитатель: - Чтобы нарисовать туловище птицы, нужно кисточкой нанести красную краску на ладошку. Затем приложить ладошку к листу бумаги – сделать отпечаток чуть выше какой – нибудь ветки (объяснения воспитателя сопровождаются показом). Так можно напечатать несколько фигурок в пространстве между ветками. После выполнения, не забудьте убрать краску с ладоней. Далее начинаем рисовать голову птицы, глаза, клюв, ноги, дорисовываем крылья и хвост.
Воспитатель во время работы помогает: поощряя, направляя, давая оценку умениям, навыкам детей, подбадривая словом.
Логопед: - Молодцы ребята. У вас получились разные птицы. Пока ваши работы сохнут, поиграем с вами в игру: «Один - много». Я буду называть одну птицу, а вы много. Одна сорока – много сорок, один воробей – много воробьев, один снегирь – много снегирей, одна ворона – много ворон, один дятел – много дятлов, одна синица – много синиц.
Работы детей располагают на доске. Каждый ребёнок рассматривает свой рисунок и рисунки товарищей.
Воспитатель: - Ребята! Какие вы молодцы! Все ваши работы достойны принять участие в конкурсе «Зимующие птицы». Фотографию ваших работ мы отправим в обратном письме зимующим птицам. Им будет приятно видеть себя на рисунках. Скажите, вам нравятся ваши работы и работы своих товарищей? Чем именно вам понравилась та или иная работа?
Дети: - Мне понравилась работа Славы, потому что у него нарисовано два снегиря, а не один. Мне понравился рисунок Риты, потому что у нее одной нарисована сорока.
Педагог даёт оценку рисункам, обращая внимание на выполнение изображаемого сюжета, передачу форм, движений, композицию, самостоятельность выполнения, творчество, индивидуальность.
Воспитатель: - Ваши работы мы выставим на конкурс «Зимующие птицы», который будет проходить у нас в группе. Не забывайте продолжать заботиться о пернатых друзьях. Так мы поможем пережить им голод и выжить в холодное время года.