Ирина Струк
Конспект беседы «Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад компенсирующего вида №33»
«Знакомство с картинами русских художников - пейзажистов
(«Природа летом»)
Подготовила:
Струк И. В.
Цель: Формировать интерес к изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект беседы „Знакомство с картинами русских художников-пейзажистов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Задачи: знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, в которых человек является частью окружающего нас мира — портретной живописью. Учить через восприятие портрета понимать характер человека, его состояние, настроение, подкрепляя свои выводы средствами выразительности. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, описывать их устно. Развивать у детей воображение, умение: представлять себя в различных ролях и ситуациях.
Материал: репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Перед дождем»; Ф. А. Васильева «Перед дождем», «Мокрый луг». Гуашь, кисти, вода, салфетки, палитры.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там.
Но вначале я хочу загадать вам загадки:
“Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?”
- На картинах художников-пейзажистов. Изображение природы – леса, луга, реки, моря - написанные художником, называются пейзажем.
Воспитатель: Кто же такой художник?
Ответы детей
(человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения).
Воспитатель: Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей. Художник обладает талантом изображать разнообразный мир в своих произведениях. Он может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок и романов, передать в красках изображение человека, его черты лица, его настроение, характер. Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения. Профессия художника имеет много разновидностей: живописец любит рисовать пейзажи – это любимые уголки природы, разные времена года. Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер. Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад. Театральный художник. Без его работы не проходит не одно представление в театре. Только он умеет и знает, как оформить сцену. Увидев сцену, мы с вами понимаем, в какое время года, внутри здания или на улице идёт действие. Художник по костюмам придумывает новые модели разнообразных и красивых костюмов. Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге. При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок.
Воспитатель: Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;
• Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;
• Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.
• Ребята как вы думаете, какими качествами должен обладать художник, чтобы нарисовать картину? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным, творческим.
Воспитатель: Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в этом нам поможет физминутка “Юные волшебники”.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.
Воспитатель: Начнем наше путешествие с картины И. И. Шишкина «Рожь». Сейчас как раз жаркое лето и рожь поспевает на полях. Давайте представим, что мы идем по ржаному полю. На этой картине показана широта и красота русской земли. Послушайте стихотворение А. Фета.
Здесь рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне. Можно ли сказать, что это поле большое?
Воспитатель: Какие деревья стоят среди поля?
Воспитатель: Да, ребята, среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи. Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?
Воспитатель: Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.
Воспитатель: Вот мы и прошли поле и оказались прохладном лесу и познакомимся с еще одной картиной И. И. Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в творчестве Шишкина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину…
- Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
- Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
- Где здесь можно спрятаться в тени?
- А где погреться на солнышке?
- Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?
- Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?
-Почему картина называется “Корабельная роща?
- очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
- Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.
- Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).
Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу!
Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели. (репродукция И. И. Шишкина «Перед дождем»).
Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.
- Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?
- Что вас больше всего пугает на картине? Почему?
- Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой? (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)
- Как называются такие цвета? (холодные)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.
Детям предлагается поспешить дальше к картине «Перед дождем» Ф. А. Васильева. Воспитатель:
- Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Чем? (техникой исполнения, манерой).
Начался дождь, и мы бежим спрятаться под деревьями.
Но вот дождь закончился. И мы идем дальше - картина-репродукция «Мокрый луг» Ф. А. Васильева:
- Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.
- Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).
Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами очень много гуляли, много узнали про художников, а теперь послушайте загадки и, если вы угадаете, мы узнаем, какими инструментами пользуются художники.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканому холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (Карандаш)
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры).
Воспитатель предлагает детям представить, что они – художники и написать свою картину для выставочного зала детского сада.