Нина Александровна Волкова
Конспект беседы «Вершки и корешки» с детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Закрепить знания детей об овощах.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ.
Темочки:
— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая сказка, а разумная. Русская народная сказка «Вершки и корешки», про мужика да медведя.
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушёл в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз положил и повёз в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь на воз положил и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, жалко вам медведя или нет, и почему? (ответы детей).
Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка.
Дети, назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим вершки (ответы детей).
Назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим корешки (ответы детей).
Дети, почему мужик не захотел делиться плодами своего труда с медведем? (предположения детей).
— Медведь большой, сильный, да ленивый. Сам работать не хочет, да и мужику мешает, хочет его из леса выгнать. Вот поэтому мужик его и обманул. Не зря народная пословица говорит: «И сила уму уступает». Всегда победит тот, кто умнее.
Малоподвижная игра «Вершки и корешки»
Дети, стоят по кругу.
— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки». Поиграем в игру «Вершки и корешки»? (ответы детей).
Игровые правила:
тайну сохраняем, молча играем;
если кушаем вершки, руки вверх ты подними;
если вкусен корешок, то присядешь ты, дружок
Игра проводится в быстром темпе.
Лексический материал.
Капуста…
Морковь…
Помидор…
Чеснок…
Огурец…
Свёкла…
Картофель…
Кабачок…
Редиска…
Баклажан…
Лук…
Кабачок.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.
По желанию детей игра повторяется.