Нина Александровна Волкова
Конспект беседы с детьми 5–7 лет «Перелётные птицы. Май»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Перелётные птицы. Май».
Задачи. Расширять знания детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Закреплять умение детей узнавать птиц по внешнему виду. Обогащать природоведческий словарь детей. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать познавательный интерес детей.
Публикация «Конспект беседы с детьми 5–7 лет „Перелётные птицы, Май“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал к деятельности. Презентация «Перелётные птицы. Май».
Беседа.
— Солнце землю прогревает, природа оживает. Насекомые вылетают, мир жужжанием заполняют. Насекомоядные птицы с юга летят, домой спешат. В начале мая прилетают ласточки и мухоловки.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой.
Алексей Плещеев
Городская ласточка, воронок.
Деревенская ласточка, ласточка–касатка.
Береговая ласточка, береговушка.
Ласточка ростом мала, чуть меньше воробья. Дети, на ласточек внимательно смотрите, чем похожи ласточки найдите. У всех ласточек крылья длинные, узкие, клюв короткий, грудка белая, хвост с вырезом посередине. Дети, ласточек изучаем, различия отмечаем. Отличаются ласточки оперением на спине и голове. У деревенской ласточки шейка красная, а у городской ласточки – … (белая).
— У береговушки хвост короткий, а у касатки хвост – … (длинный).
— Дети, как вы думаете, почему оперение береговушки коричневого цвета?
— Удивительно ласточкино гнездо, чашу напоминает оно. Без рук, без топорёнка построена избёнка. Дети, как же ласточки строят гнёзда?
— Ласточка лепит гнездо клювом из сырой глинистой почвы. Птица берет кусочек земли из лужи, скатывает её клювом и летит к гнезду. Ей приходится много раз летать за почвой, чтобы построить гнездо. Ласточка скрепляет шарики из почвы своей слюной. Ласточка укрепляет гнездо соломой, травой и шерстью животных. Внутри делают мягкую подстилку – сухой мох, трава, пёрышки других птиц. Городские ласточки строят гнёзда под крышами домов. Деревенские ласточки селятся возле сельских построек. Береговые ласточки обитает вдоль обрывистых берегов рек. Береговушки в мягкой почве берега клювом копают длинные норы. Внутри нора расширяется, здесь береговушка вьёт гнездо.
Ласточки быстро летают, насекомых догоняют, то поднимаясь вверх, то резко пикируя вниз.
Ласточка всегда в полёте,
На земле вы не найдёте
Этой птички быстрокрылой.
Скорость – ласточкина сила!
На лету и ест, и пьёт,
Под карнизом гнёзда вьёт.
Трепещите комары,
И живите до поры:
Налетит на вас касатка –
Ох, придётся вам несладко!
Наталья Кнушевицкая
В полёте ласточка ловит насекомых, корм себе и птенцам. За лето ласточки уничтожают много вредных насекомых: комаров, мух, мошек.
— Серая мухоловка. Дети, как вы думаете, почему птицу назвали мухоловка?
— Мух ловит мухоловка. Но не только мух. Серая мухоловка охотится на летающих насекомых. За лето мухоловка уничтожает много вредных насекомых. Мухоловка гнездится в лесах, парках, садах. Гнездо у мухоловки открытое, чашеобразной формы.
В середине мая прилетают на Родину стрижи и соловьи.
Стрижи не могут ходить по земле. Вся жизнь стрижа проходит в воздухе. Ест и пьёт стриж на лету, даже спит в воздухе. Если за ночь стрижа уносит ветром, утром он быстро возвращается к своему гнезду. Полёт стрижа стремительный, стриж, то парит высоко в воздухе, то часто, часто взмахивает крылышками. Летает стриж высоко в воздухе, там, где много насекомых, чаще над городами. В воздухе стриж своим клювом ловит насекомых. Клюв у стрижа похож на сачок. Гнездятся стрижи в расщелинах стен. Стрижи строят гнёзда из подобранных в полёте перьев и травинок.
Соловей.
Средь раскидистых ветвей
Вдруг защёлкал соловей!
Он сейчас почти не спит, –
Всюду трель его звучит!
Он на все лады выводит,
Что весна от нас уходит.
И, прощаясь, песни ей
Он поёт во тьме ночей!
С ней и нам пора прощаться,
Но не будем огорчаться:
Быстро время промелькнёт
— И опять весна придёт!
Евгений Груданов
Соловей – маленькая, коричневато-бурая птичка, немного крупнее воробья. Знаменит соловей своими песнями. Пение соловья чудесно, восхитительно. Соловьи вьют гнёзда на земле, в траве. Мама-соловей высиживает яйца, а папа-соловей поёт ей песни.
В конце мая прилетает на Родину иволги. Иволга – красивая певчая птица. Ярко–жёлтое оперение у самца, и зеленоватое у самки. Несмотря на красивое оперение, заметить иволгу в природе нелегко. Она осторожна, прячется в густой листве деревьев, где и строит себе гнездо. Иволга – одна из самых лучших певуний наших лесов, но может издавать и резкие неприятные звуки, чтобы отпугнуть врагов от гнезда. Недаром иволгу зовут лесной флейтой и лесной кошкой. Иволга позже всех прилетает в наши края, и раньше всех улетает далеко-далеко, в Африку.
Дети, птиц вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Целый день летает –
Комаров уничтожает,
Спит в воздухе, на лету,
На лету добывает еду.
Выше леса, выше крыш –
Всех быстрей летает … (Стриж)
2. Быстро над землёй порхают,
Мошек на лету хватают.
Глину клювом таскает,
Гнездо выплетает.
Береговушки, воронки, касатки,
Это … (Ласточки).
3. В траве гнездится,
Незаметная птица.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Среди раскидистых ветвей,
Незаметен … (Соловей).
4. Ярко-жёлтая птица,
Птица – чаровница.
То на флейте играет,
То кошку изображает.
Дорога на юг долга
Рано улетает … (Иволга).
5. Серая птица по лесу летает,
Вредителей уничтожает.
Мух ловит ловко.
Птица. (Мухоловка).
— Дети, знания о птицах закрепляем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
1. Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).
2. Птицы, которые весной возвращаются к нам – это … (перелётные птицы).
3. Птица «ледоломка» – это … (трясогузка).
4. Длинноноги, длинношеи, длинноклювы, телом серы – это … (журавли).
5. Без рук, без топорёнка построена избёнка – … (гнездо).
6. Чем птицы строят гнёзда – … (клювом).
7. Для стрижей строят стрижатники, а для скворцов – … (скворечники).
8. Какая птица спит, ест и пьёт в полёте? … (стриж).
9. Птица «лесная флейта» – … (иволга).
10. Знаменитый лесной певец, с виду неприметный – … (соловей).
— На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— Дети, что бы вы хотели ещё узнать о перелётных птицах?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.