Юлия Фадина
Конспект беседы для детей старшей группы «Мы — юные югорчане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать у детей представление о малой Родине.
Задачи: воспитывать интерес и любовь к малой Родине, бережное отношение к природе родного края, желание любить.
Ход беседы
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости прибыл гость -путешественник Тимошка. Давайте с ним поздороваемся. Он очень любопытный, и ему очень хочется узнать, как мы здесь живем, какая природа, какой климат, растения, животные есть в нашем краю. Он много путешествует по разным городам и странам, знакомится с его жителями.
Давайте расскажем в какой стране мы с вами живем?
Дети: Мы живем в России.
Темочки:
Воспитатель: правильно, мы с вами живем в самой большой стране-Россия.
Это наша Родина. А как называется главный город России, столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины-Москва.
Воспитатель: у каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Назовите пожалуйста эти символы?
Дети: флаг, герб, гимн.
Воспитатель; молодцы! Наша страна такая огромная по площади, что получается, что одни люди живут в теплом краю, а мы с вами в холодном, то есть на севере. Кто скажет, как называется край, округ, где многие из вас родились и где мы живем?
Дети: мы живем в Ханты-Мансийской автономном округе Югре.
Воспитатель: правильно. Югра – это наш родной край. Он очень большой и красивый. Еще его можно назвать нашей малой Родиной, потому что, мы здесь родились и живем, ходим в детский сад, а родители-на работу.
Воспитатель: назовите столицу нашего Ханты- Мансийского автономного
округа?
Дети: Ханты-Мансийск.
Воспитатель: кто -нибудь может сказать, почему наш Ханты-Мансийский округ так называется?
Дети: потому что коренными жителями являются ханты и манси.
Тимошка: ребята, расскажите, кто такие ханты и манси, чем они занимаются? Где живут?
Дети: живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Этому они учатся у природы. Они никогда не берут лишнего: рыбы ловят столько – сколько смогут съесть, ягод столько, сколько смогут унести. Передают из поколения в поколение свои навыки и традиции. Живут они на стойбищах, помощники-олени, которых они приручили. Живут они в чумах, которые легко собираются и разбираются. Ходят они в национальных одеждах, которые сами и шьют из шкур животных, наносят свой орнамент. Изготавливают своими руками все для жизни.
Воспитатель: ребята, кто может назвать, где находится наш округ? Какие крупные реки есть у нас?
Дети: ХМАО расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины, на севере России, за Уральским хребтом (показать карту). В округе много болот, озер и рек. Почти вся территория покрыта таежными лесами.
Самые крупные реки- Обь, Иртыш, Конда.
рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и
округа.
Воспитатель: если мы посмотрим на карту нашего округа, что мы можем увидеть и рассказать? На сколько районов поделен наш край?
Дети: наш округ поделен на 9 районов, 16 городов и много поселков.
Воспитатель: какой самый крупный город ХМАО?
Дети: самый крупный город-Сургут. Самый развитый город, у нас есть аэропорт, железнодорожный вокзал, речпорт, 2 самые крупные в мире электростанции.
Воспитатель: ребята, а у нас есть свой флаг? Что на нем изображено, какие цвета и что они обозначают?
Дети: да, синий и зеленый цвета обозначают, что Югра-край воды и леса, а белый-цвет снега.
Воспитатель: молодцы! Наш край очень богат лесами и водоемами. А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Наша Родина - Россия».
В нашей стране горы - высокие,
(тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Степи широкие,
(раскидываем руками)
Леса большие,
(руки поднимаем вверх)
А мы - ребята вот такие!
(показываем большой палец)
Тимошка: ребята, я бы хотел узнать о животных и птицах вашего края.
Дети: на севере округа часто встречаются обитатели тундр: северный олень, песец, полярная сова, на юге — обитатели лесной зоны: ёж обыкновенный, обыкновенный хомяк, полевая мышь. Основу фауны составляют собственно типичные таё жные виды: бурый медведь, росомаха, лось, соболь, бурундук, глухарь, орлан-белохвост, трясогузка, скопа, стерх. Многие животные и птицы занесены в Красную книгу, их нужно охранять и беречь!
Чтобы животным прокормится, природа приготовила им большие запасы ягод, такие как клюква, морошка, брусника, голубика, черника.
Воспитатель: ребята, а чем богат еще наш округ?
Дети: здесь добывают нефть и газ-это главные богатства Югры. Эти ископаемые называют еще черным золотом.
Тимошка: ребята, вы много рассказали о вашей малой Родине, я сюда обязательно еще раз вернусь со своими друзьями, чтобы ближе познакомиться с вашей местность и природой.