Марина Носова
Конспект НОД «Березка — символ России» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Березка – символ России»
Тема НОД: «Березка – символ России»
Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.
Форма организации детей: НОД проводилось группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 17 человек, в форме игрового путешествия.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель НОД:
- Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.
- Привитие чувств любви и уважения к Родине, чувства гордости за свой народ, бережного отношения к природе родного края, березке, ставшей символом России, пробуждение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представление детей о березе как символике России.
- Познакомить со свойствами бересты.
- Активировать словарь детей на основе углубления знаний о Родине и нетрадиционных символах России : береста, чечевички, валенки, лапти, сокодвижение, Кремль, деготь.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
- Воспитывать желание заботиться о родной природе.
Оздоровительные:
- Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений (применение здоровье сберегающих технологий).
- Обучать расслаблению мышц (во время динамической паузы).
- Следить за осанкой детей во время работы за столом.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа: Наблюдение за березой на участке, чтение пословиц и поговорок о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», беседы о родном крае.
Материалы и оборудование: аудиозаписи песен о березе, магнитная доска, интерактивная доска, физическая карта мира, карточки и изображения символов России, волчок со стрелкой, кора березы (кусочек на каждого ребенка, бассейн с водой, березовая аптека : мыло дегтярное, мазь с дегтем, веник березовый; предметы и игрушки из березы, веточка березы с распустившимися листьями, смайлики.
Технические средства обучения: компьютер, флешка, интерактивная доска.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационная часть
Звучит аудиозапись песни «От чего так в России березы шумят» (исп. гр. «Любэ»)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас вместе со мной отправиться в интересное путешествие в страну знаний, только сначала давайте поприветствуем всех присутствующих:
Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы!
Нам здороваться не лень: всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!
Доброе утро!
2. Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите, этот предмет вам знаком. Это глобус.
Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля – это Родина моя!
Как вы думаете – что такое Родина?
Дети: Это мой дом; это место, где мы родились; это место, где живут мои близкие. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: А вы знаете, как называется наша Родина?
У нашей Родины удивительно красивое имя – Россия. Наша страна большая и красивая. Посмотрите на глобус, вот она. Как много лесов, рек, озер. Мы любим свою страну, гордимся ею.
(дети рассматривают на глобусе изображение страны)
Воспитатель: Как все страны в мире, Россия имеет свои государственные символы, какие?
Дети: флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Это основные символы любого государства. Обойтись без них невозможно. Герб и флаг страны мы видим в учреждениях, на праздниках. Гимн звучит в честь побед наших спортсменов на соревнованиях.
Но у каждой страны есть не только государственные символы, но и такие, по которым определяют национальный характер страны, ее особенности.
Я предлагаю вам поиграть в игру.
(дети приглашаются к столу, на котором в центре волчок со стрелкой. На цветных секторах выложены картинки с изображением неофициальных символов России. Дети поочередно вращают волчок, берут картинку, на которую указывает стрелка, рассматривают ее, называют)
Воспитатель: Посмотрите- это:
1. Матрешка – русская национальная игрушка. Играют в нее дети в разных уголках нашей страны и всей планеты. Делают матрешку из дерева. Сначала самую маленькую, а затем все больше и больше /затем разрисовывают (расписывают).
2. Балалайка- самый распространенный музыкальный инструмент на Руси. Ни один праздник не проходит без балалайки. А в дуэте с гармошкой звучала еще ярче. Под нее поют задорные частушки.
3. Медведь – один из самых крупных хищников планеты. Россию сравнивают с медведем. Почему? (медведь силен, могуч. Русские люди с одной стороны спокойные, неторопливые, но умеют постоять за себя. Очертания медведя похожи на границы России). Посмотрите на карту (показывает очертания России)
4. Валенки – самая теплая обувь для холодной зимы.
5. Самовар – пузатый, медный самовар. Представьте себе снежную, холодную зиму. Как здорово попить горячий чай с медом и баранками. Самоваром встречали гостей.
6. Кремль – центр Москвы. Есть во многих старинных русских городах. Строился как крепость среди лесов, рек, как защита от врагов. Сначала был деревянный, но часто горел, построили из камня. Стены высокие, с башнями. Самая красивая – Спасская башня, ее можно узнать по курантам, часам на крыше.
7. Ю. А. Гагарин – это летчик-космонавт, первый человек в космосе. Он первым увидел в иллюминаторе космического корабля голубую Землю, яркие звезды. Он принес славу нашей Родине. Мы гордимся им.
8. А теперь загадка:
Стоишь на белой ножке
На веточках сережки
Нас соком угощаешь
Тебя всегда узнаешь
Отгадка: это белоствольная березка
Символ Родины моей
Нету деревца другого,
Сердцу русскому милей.
Воспитатель: давайте присядем на стульчики (дети рассаживаются перед интерактивной доской)
Воспитатель: Любят в нашей стране березку. С давних времен считают ее символом России. Про березку поют песни, сочиняют стихи, многие художники изображают ее на своих полотнах. Посмотрите на изображение березки в разное время года.
(на доске выставляются фотографии березки в разное время года)
Кому какая березка больше нравится? В какое время года? Почему?
Ответы детей: любуемся на тонкие ветки березки весной и будто слышим звонкую капель. Смотрим на березку в летний день : стоят тихие, спокойные. А как красива березка зимой – хрустальная красавица из сказочной страны.
Воспитатель: а кто может прочитать стихотворение о зимней березке?
Ребенок: Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
… (С. Есенин «Белая береза»)
Воспитатель: А мне березка в любое время года нравится.
А вы знаете, как называется лес, состоящий из одних берез? Называется березовая роща. Под березами растут грибы. Как они называются?
Дети: подберезовики
Воспитатель: Для березки даже специальный праздник придумали – день рождения березки - 11 апреля. Раньше березку наряжали в девичий наряд, подвязывали ленты и водили вокруг хороводы, пели песни, заводили игры. Давайте и мы немножко поиграем.
(дети приглашаются в круг)
Динамическая пауза «Мы березку посадили»
Мы березку посадили - шагают в хороводе
Мы водой ее полили - движения руками внизу из стороны в сторону
И березка подросла - поднять руки вверх
К солнцу ветки подняла
А потом их наклонила - поклон
И ребят благодарила
Березка в белом сарафане - идут в хороводе
Весною водит хоровод
Звенит сережками так сильно- наклоны головой
И птичек в гости всех зовет - махи руками.
Воспитатель: А, где можно увидеть березку?
Дети: В лесу, у дома, в парке
Воспитатель: А, как можно узнать березку, что у нее отличного?
Дети: Белый ствол
Воспитатель: На стволе есть черные отметины – черточки. Это чечевички. Через них береза дышит. Чем старше березка, тем чечевички шире и больше.
У взрослой, старой березки они расползаются по всему стволу. А чем покрыт ствол любого дерева?
Дети: корой
Воспитатель: кора у березки называется береста. Я предлагаю вам рассмотреть кусочки бересты под лупой. Верхний слой тонкий, под ним следующий.
Ребята, береста холодная или теплая? Давайте сравним с металлической ложкой.
Дети: теплая
Воспитатель: Поэтому из березовых бревен строят дома, они теплые. А что крепче: дерево или металл?
Попробуйте сломать березовый прутик.
Дети: он легко ломается.
Воспитатель: Это свойство – легко гнуться и обрабатываться используют люди. Из дерева изготавливают мебель, игрушки. Посмотрите (предлагают детям рассмотреть деревянные игрушки, ложки, корзины).
Воспитатель: Давайте посмотрим, как ведет себя береста в воде, отпустим ее в бассейн с водой.
Дети: Береста не пропускает воду, поэтому из нее делают кувшины, чашки. Даже обувь. Раньше плели лапти. Посмотрите, как они выглядят. А еще с березовыми вениками ходят в баню, береза лечит болезни. Например – есть вещество – деготь, его получают из березы, он входит в состав мыла, мазей, которыми лечат кожные болезни.
Про березу говорят : береза – людям колодец. Как вы думаете, почему? Для чего нужен колодец?
Дети: чтобы воды напиться.
Воспитатель: Береза поит людей березовым соком. Ранней весной с наступлением теплых дней береза просыпается после долгого сна. За зиму она набрала сил, влагу из почвы, она начинает двигаться по стволу к веточкам, почкам. Это и есть березовый сок. Кто-нибудь пил березовый сок? Как вы его получали?
Воспитатель: Береза – красивое и ценное дерево, его надо беречь. А от чего берегут любые деревья?
Дети: от огня, нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вырубать деревья, ломать их.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо дереву?»
Возьмите смайлики и будете «отвечать» ими. С одной стороны смайлик веселый, с другой грустный.
Слушайте вопросы:
1. Если у дерева сломали ветку, как будет чувствовать себя дерево – хорошо или плохо?
2. Идет дождь, березе грустно или весело? (весело – для жизни нужна вода)
3. Дует сильный ветер (плохо, ломаются ветки)
4. Птицы сели на дерево, понравится это ему? Почему? (Птицы – друзья, они уничтожают насекомых)
5. Рядом разводят костер (плохо – огонь может обжечь листья)
Оказывается, у дерева, как у человека, может меняться настроение, значит деревья живые, их нужно беречь.
3. Заключительная часть/Рефлексия
У меня есть березовая веточка, давайте встанем в круг, будем ее передавать друг другу и говорить, что мы знаем о березе.
(дети передают веточку под музыкальное сопровождение – песню о березе)
Дети: береза – символ России
- у березы белый ствол
- береза дает сок, он полезный
- на коре березы есть чечевички
- береза лечит людей
- кора березы называется береста
Воспитатель: вот сколько мы знаем о березе!
На земле нет березы родней
Ведь береза – частица России моей!
Спасибо всем, ребята, мне было с вами очень интересно сегодня.
Воспитатель: А теперь я предлагаю самостоятельно нарисовать березку. Возьмите все, что вам для этого нужно: краски, кисти, бумагу.
Включается спокойная музыка фон (звуки леса). Дети приступают к творчеству.