Приложение МААМ

Конспект НОД «Березка — символ России» для старших дошкольников

Марина Носова
Конспект НОД «Березка — символ России» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Березка – символ России»

Тема НОД: «Березка – символ России»

Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.

Форма организации детей: НОД проводилось группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 17 человек, в форме игрового путешествия.

Темочки:

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель НОД:

- Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.

- Привитие чувств любви и уважения к Родине, чувства гордости за свой народ, бережного отношения к природе родного края, березке, ставшей символом России, пробуждение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представление детей о березе как символике России.

- Познакомить со свойствами бересты.

- Активировать словарь детей на основе углубления знаний о Родине и нетрадиционных символах России : береста, чечевички, валенки, лапти, сокодвижение, Кремль, деготь.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

- Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

- Воспитывать желание заботиться о родной природе.

Оздоровительные:

- Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений (применение здоровье сберегающих технологий).

- Обучать расслаблению мышц (во время динамической паузы).

- Следить за осанкой детей во время работы за столом.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: Наблюдение за березой на участке, чтение пословиц и поговорок о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», беседы о родном крае.

Материалы и оборудование: аудиозаписи песен о березе, магнитная доска, интерактивная доска, физическая карта мира, карточки и изображения символов России, волчок со стрелкой, кора березы (кусочек на каждого ребенка, бассейн с водой, березовая аптека : мыло дегтярное, мазь с дегтем, веник березовый; предметы и игрушки из березы, веточка березы с распустившимися листьями, смайлики.

Технические средства обучения: компьютер, флешка, интерактивная доска.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационная часть

Звучит аудиозапись песни «От чего так в России березы шумят» (исп. гр. «Любэ»)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас вместе со мной отправиться в интересное путешествие в страну знаний, только сначала давайте поприветствуем всех присутствующих:

Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы!

Нам здороваться не лень: всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!

Доброе утро!

2. Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите, этот предмет вам знаком. Это глобус.

Шар большой, на нем страна,

Город в ней, а в нем дома

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля – это Родина моя!

Как вы думаете – что такое Родина?

Дети: Это мой дом; это место, где мы родились; это место, где живут мои близкие. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель: А вы знаете, как называется наша Родина?

У нашей Родины удивительно красивое имя – Россия. Наша страна большая и красивая. Посмотрите на глобус, вот она. Как много лесов, рек, озер. Мы любим свою страну, гордимся ею.

(дети рассматривают на глобусе изображение страны)

Воспитатель: Как все страны в мире, Россия имеет свои государственные символы, какие?

Дети: флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Это основные символы любого государства. Обойтись без них невозможно. Герб и флаг страны мы видим в учреждениях, на праздниках. Гимн звучит в честь побед наших спортсменов на соревнованиях.

Но у каждой страны есть не только государственные символы, но и такие, по которым определяют национальный характер страны, ее особенности.

Я предлагаю вам поиграть в игру.

(дети приглашаются к столу, на котором в центре волчок со стрелкой. На цветных секторах выложены картинки с изображением неофициальных символов России. Дети поочередно вращают волчок, берут картинку, на которую указывает стрелка, рассматривают ее, называют)

Воспитатель: Посмотрите- это:

1. Матрешка – русская национальная игрушка. Играют в нее дети в разных уголках нашей страны и всей планеты. Делают матрешку из дерева. Сначала самую маленькую, а затем все больше и больше /затем разрисовывают (расписывают).

2. Балалайка- самый распространенный музыкальный инструмент на Руси. Ни один праздник не проходит без балалайки. А в дуэте с гармошкой звучала еще ярче. Под нее поют задорные частушки.

3. Медведь – один из самых крупных хищников планеты. Россию сравнивают с медведем. Почему? (медведь силен, могуч. Русские люди с одной стороны спокойные, неторопливые, но умеют постоять за себя. Очертания медведя похожи на границы России). Посмотрите на карту (показывает очертания России)

4. Валенки – самая теплая обувь для холодной зимы.

5. Самовар – пузатый, медный самовар. Представьте себе снежную, холодную зиму. Как здорово попить горячий чай с медом и баранками. Самоваром встречали гостей.

6. Кремль – центр Москвы. Есть во многих старинных русских городах. Строился как крепость среди лесов, рек, как защита от врагов. Сначала был деревянный, но часто горел, построили из камня. Стены высокие, с башнями. Самая красивая – Спасская башня, ее можно узнать по курантам, часам на крыше.

7. Ю. А. Гагарин – это летчик-космонавт, первый человек в космосе. Он первым увидел в иллюминаторе космического корабля голубую Землю, яркие звезды. Он принес славу нашей Родине. Мы гордимся им.

8. А теперь загадка:

Стоишь на белой ножке

На веточках сережки

Нас соком угощаешь

Тебя всегда узнаешь

Отгадка: это белоствольная березка

Символ Родины моей

Нету деревца другого,

Сердцу русскому милей.

Воспитатель: давайте присядем на стульчики (дети рассаживаются перед интерактивной доской)

Воспитатель: Любят в нашей стране березку. С давних времен считают ее символом России. Про березку поют песни, сочиняют стихи, многие художники изображают ее на своих полотнах. Посмотрите на изображение березки в разное время года.

(на доске выставляются фотографии березки в разное время года)

Кому какая березка больше нравится? В какое время года? Почему?

Ответы детей: любуемся на тонкие ветки березки весной и будто слышим звонкую капель. Смотрим на березку в летний день : стоят тихие, спокойные. А как красива березка зимой – хрустальная красавица из сказочной страны.

Воспитатель: а кто может прочитать стихотворение о зимней березке?

Ребенок: Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

… (С. Есенин «Белая береза»)

Воспитатель: А мне березка в любое время года нравится.

А вы знаете, как называется лес, состоящий из одних берез? Называется березовая роща. Под березами растут грибы. Как они называются?

Дети: подберезовики

Воспитатель: Для березки даже специальный праздник придумали – день рождения березки - 11 апреля. Раньше березку наряжали в девичий наряд, подвязывали ленты и водили вокруг хороводы, пели песни, заводили игры. Давайте и мы немножко поиграем.

(дети приглашаются в круг)

Динамическая пауза «Мы березку посадили»

Мы березку посадили - шагают в хороводе

Мы водой ее полили - движения руками внизу из стороны в сторону

И березка подросла - поднять руки вверх

К солнцу ветки подняла

А потом их наклонила - поклон

И ребят благодарила

Березка в белом сарафане - идут в хороводе

Весною водит хоровод

Звенит сережками так сильно- наклоны головой

И птичек в гости всех зовет - махи руками.

Воспитатель: А, где можно увидеть березку?

Дети: В лесу, у дома, в парке

Воспитатель: А, как можно узнать березку, что у нее отличного?

Дети: Белый ствол

Воспитатель: На стволе есть черные отметины – черточки. Это чечевички. Через них береза дышит. Чем старше березка, тем чечевички шире и больше.

У взрослой, старой березки они расползаются по всему стволу. А чем покрыт ствол любого дерева?

Дети: корой

Воспитатель: кора у березки называется береста. Я предлагаю вам рассмотреть кусочки бересты под лупой. Верхний слой тонкий, под ним следующий.

Ребята, береста холодная или теплая? Давайте сравним с металлической ложкой.

Дети: теплая

Воспитатель: Поэтому из березовых бревен строят дома, они теплые. А что крепче: дерево или металл?

Попробуйте сломать березовый прутик.

Дети: он легко ломается.

Воспитатель: Это свойство – легко гнуться и обрабатываться используют люди. Из дерева изготавливают мебель, игрушки. Посмотрите (предлагают детям рассмотреть деревянные игрушки, ложки, корзины).

Воспитатель: Давайте посмотрим, как ведет себя береста в воде, отпустим ее в бассейн с водой.

Дети: Береста не пропускает воду, поэтому из нее делают кувшины, чашки. Даже обувь. Раньше плели лапти. Посмотрите, как они выглядят. А еще с березовыми вениками ходят в баню, береза лечит болезни. Например – есть вещество – деготь, его получают из березы, он входит в состав мыла, мазей, которыми лечат кожные болезни.

Про березу говорят : береза – людям колодец. Как вы думаете, почему? Для чего нужен колодец?

Дети: чтобы воды напиться.

Воспитатель: Береза поит людей березовым соком. Ранней весной с наступлением теплых дней береза просыпается после долгого сна. За зиму она набрала сил, влагу из почвы, она начинает двигаться по стволу к веточкам, почкам. Это и есть березовый сок. Кто-нибудь пил березовый сок? Как вы его получали?

Воспитатель: Береза – красивое и ценное дерево, его надо беречь. А от чего берегут любые деревья?

Дети: от огня, нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вырубать деревья, ломать их.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо дереву?»

Возьмите смайлики и будете «отвечать» ими. С одной стороны смайлик веселый, с другой грустный.

Слушайте вопросы:

1. Если у дерева сломали ветку, как будет чувствовать себя дерево – хорошо или плохо?

2. Идет дождь, березе грустно или весело? (весело – для жизни нужна вода)

3. Дует сильный ветер (плохо, ломаются ветки)

4. Птицы сели на дерево, понравится это ему? Почему? (Птицы – друзья, они уничтожают насекомых)

5. Рядом разводят костер (плохо – огонь может обжечь листья)

Оказывается, у дерева, как у человека, может меняться настроение, значит деревья живые, их нужно беречь.

3. Заключительная часть/Рефлексия

У меня есть березовая веточка, давайте встанем в круг, будем ее передавать друг другу и говорить, что мы знаем о березе.

(дети передают веточку под музыкальное сопровождение – песню о березе)

Дети: береза – символ России

- у березы белый ствол

- береза дает сок, он полезный

- на коре березы есть чечевички

- береза лечит людей

- кора березы называется береста

Воспитатель: вот сколько мы знаем о березе!

На земле нет березы родней

Ведь береза – частица России моей!

Спасибо всем, ребята, мне было с вами очень интересно сегодня.

Воспитатель: А теперь я предлагаю самостоятельно нарисовать березку. Возьмите все, что вам для этого нужно: краски, кисти, бумагу.

Включается спокойная музыка фон (звуки леса). Дети приступают к творчеству.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс объёмной открытки к Дню России для старших дошкольниковДетский мастер-класс объёмной открытки к Дню России для старших дошкольников 12 июня - День России — самый «молодой» государственный праздник, который отмечается в нашей стране. Сначала он назывался «День независимости.

Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России»Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России» Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена! 12 июня наша.

Конспект интегрированного занятия «Наша Родина — Россия!» для старших дошкольников, приуроченного к празднику Дню РоссииКонспект интегрированного занятия «Наша Родина — Россия!» для старших дошкольников, приуроченного к празднику Дню России Цель: знакомство детей с историей возникновения страны и ее символикой. Задачи: • познакомить детей с государственными и негосударственными.

Конспект НОД «Берёза-символ России»Конспект НОД «Берёза-символ России» Конспект НОД по познавательному развитию «Береза-символ России» Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Березка — символ России» для старших дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 15:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Березка — символ России» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Носова (УИ 1400020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД