jkz gjkz
Конспект итогового фронтального логопедичесого занятия в старшей логогруппе. «На лужайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное итоговое занятие «На лужайке» в старшей логопедической группе (25 – 30 мин)
( Тема: гласные и согласные звуки, развитие грам. строя речи.
Итог 1 года корр. обучения)
Цели:
коррекционно – образовательные:
- закрепить умение детей различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и согласные мягкие звуки;
- закрепить словарь по теме «Лето», «Насекомые»;
Публикация «Конспект итогового фронтального логопедичесого занятия в старшей логогруппе, „На лужайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
- закрепить у детей умение выполнять слоговой, позиционный анализ звуков;
- формировать навыки правильного употребления пространственных предлогов;
коррекционно – развивающие:
- закрепить у детей понятия «гласные», «согласные», «твердые–мягкие согласные»;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- закрепить у детей понятия «слова – предметы», «слова–действия», «слова –признаки»;
коррекционно – воспитательные:
воспитывать у детей интерес к занятиям, самостоятельность при выполнении заданий, умения работать в подгруппе и группе детей.
Оборудование: компьютер, авторская мультимедийная презентация «Лужайка»; три цветка красного, синего, зеленого цвета (у каждого ребенка); 4 конверта с пиктограммами (8х8см, кусочки резины, меха, шерстяного вязаного полотна, колючего войлока (всё 8х8см)–в конвертах; фишки–магниты цветные, предметные картинки; пособие «Сказки–связки» («На лужайке»); маркер для рисования на доске, магнитная доска, на которой нарисован пейзаж: железная дорога, деревья, трава, цветы; пособие «Паровозик» на магнитах расположен на доске, соответственно нарисованной железной дороге.
Дети сидят за 4 столами по три человека.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Какое время года наступило? (лето)
А что вам нравится летом? (дети называют свои предпочтения)
СЛАЙД 1.(ЩЕЛК 10 раз) На лужайке появляются насекомые,
цветы, птицы.
2. Упражнения по подготовке к обучению грамоте
Посмотрите, как красиво летом на природе! Зеленая трава, яркие цветы, птицы поют песни, летают бабочки. И сразу хочется пойти на эту лужайку!
Ну что, отправимся на лужайку? (да)
Только это лужайка не обычная, а звуковая.
СЛАЙД 2 (ЩЕЛК 10 раз) На лужайке появляются красные и синие
цветы.
На этой звуковой лужайке растут необычные цветы, это цветы – звуки.
А на какие 2 группы или 2 букета мы можем разделить эти цветы – звуки? (синие и красные)
СЛАЙД 2 (ЩЕЛК 7 раз) Цветы делятся на красный и синий букеты.
А что обозначают красные цветы – звуки? (гласные)
А что обозначают синие цветы – звуки? (согласные)
СЛАЙД 3
Посмотрите – ка, а в букете согласных звуков есть не только синие, но еще и зеленые цветы, что они обозначают, как вы думаете? (мягкие согласные)
СЛАЙД 3 (ЩЕЛК 4 раза) Получаются 2 букета – синий и зеленый.
А теперь давайте поиграем : я буду произносить по одному звуку, а вы покажете цветок, который соответствует звуку – синий, если звук твердый согласный, зеленый, если звук мягкий согласный и красный цветок, если звук гласный.
(Логопед произносит звуки : О, М, Ш, ЛЬ, и др., дети показывают соответствующий цветок.)
3. Упражнения на развитие звукового, позиционного, слогового анализа.
СЛАЙД 4 На лужайке стоят домики для насекомых
На лужайке можно встретить много разных насекомых:
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Появилась улитка
вот улитка приползла,
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Появилась оса
оса прилетела,
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Появился жук
за ней жук появился
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Появился комар
и комар.
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Появилась туча
Но вдруг появилась туча и пошел дождь. Насекомые спешат спрятаться в свои домики. Каждый домик принадлежит кому–то одному. Давайте поможем насекомым спрятаться от дождя в свои домики, отгадаем, кто где живет.
Оса и жук спорят, кто из них живет в первом домике. Какой первый звук на звуковой схеме здесь: гласный или согласный? (согласный)
А у кого: жука или осы первый звук согласный?
(дети проверяют, называют)
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Жук уходит в домик №1
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Оса улетает в домик №2
Посмотрите, жук и оса больше не спорят, а каждый спрятался в свой домик. Остались улитка и комар. Подумайте и скажите, чей домик остался на лужайке? (дети определяют, кому принадлежит домик по первому звуку или по звуковой схеме слова, в зависимости от уровня подготовки детей - домик принадлежит улитке)
СЛАЙД 4 (ЩЕЛК 1раз) Улитка уходит в домик №3
А комару не хватило домика, давайте построим его на этой нарисованной лужайке (лужайка на магнитной доске, нарисованная маркером). Из каких фигур можно построить домик?
(в зависимости от оставшегося времени занятия домик рисует логопед с помощью ответов детей или 3 – 4 ребенка по очереди «собирают» домик, т. е. рисуют из геометрических фигур)
Давайте «подпишем» его звуками
(звуковой анализ цветными фишкам –магнитами слова «КОМАР»)
А теперь давайте с вами узнаем, какое слово самое длинное?
Самое короткое? (СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ слов УЛИТКА, ОСА, ЖУК, КОМАР)
Теперь мы знаем, что улитка – самое длинное слово среди этих насекомых, а знаете ли вы, что ползает улитка медленнее всех? (да)
4. Физ. пауза
Ну а наша улитка может ползать с разной скоростью, давайте в этом убедимся.
(одновременно рассказывать стишок и показывать действия) :
первый раз–в умеренном темпе,
второй раз–быстрее,
третий раз–очень быстро, что вызывает у детей смех и веселье)
В домике она сидит, (ладонями сделать «домик» над головой)
Рожки высунув, молчит. («Рожки» на обеих руках, указ. пальчик к губам)
Вот улиточка ползет (по ладошке скользит кулачок с «рожками»)
Потихонечку вперед.
На цветочек заползет, («цветочек» - раскрытая ладонь с
растопыренными пальцами на обеих руках)
Лепесточки погрызет, (ущипнуть кончик каждого пальчика
пальчиками на другой руке)
Рожки в головы втянула, (два кулачка)
В домик спряталась, заснула («домик» над головой, «спать» - ладони
сложить под щекой, глаза закрыть)
5. Составление предложений
Мы знаем, что слова состоят из звуков, а если взять много слов, то что же из них может получиться? (предложение)
Давайте вспомним, какие в предложении бывают слова : например, бывают слова – предметы живые и неживые, а ещё?
(слова – действия, слова – признаки)
И короткие слова (предлоги, с помощью которых слова связываются между собой и наша речь становится понятной.
На ваших столах лежат конверты (1 конверт на столе, в них пронумерован-ные от 1 до4 карточки для составления схемы предложения, пиктограммы.
(Пиктограммы обозначают слова – предметы (живой, неживой, слова – действия и полотна разной фактуры (8х8см, обозначающие слова – признаки (резиновый, мягкий или пушистый, колючий, вязаный или шерстяной. С данными карточками – схемами и пиктограммами дети работали на занятиях по развитию грамм. строя речи).
1).Выложить схему предложения (карточки для составления схемы предложения пронумерованы в разной последовательности, поэтому схемы предложений у всех разные).
2). Составить предложение по схеме с помощью предметных картинок и слов – пиктограмм.
3). Под схемой выложить из соответствующих предметных картинок, пиктограмм и фактурных полотен предложение и «прочитать» его (дети работают в подгруппе)
6. Работа с предлогами
СЛАЙД 5
На звуковой лужайке около деревни Большие Звукашки остановился звуковой паровозик. Пассажиры сели по вагонами и уже готовы ехать, но один вагончик пустой, а там должно находиться короткое слово - помощник, а без него паровозик не может уехать. Давайте подумаем, какое слово нужно вставить, чтобы паровозик поехал. Но сначала давайте «прочитаем», какие слова здесь написаны.
(ПЕТУШОК, СИДИТ, …, ЖЕЛТЫЙ, ЗАБОР)
Что же за предложение здесь «написано» и какое слово опаздывает на свой поезд? (слово «НА»; «Петушок сидит на желтом заборе»)
СЛАЙД 5. (ЩЕЛК 1 раз)
СЛАЙД 6. (ЩЕЛК 1 раз)
СЛАЙД 7.
СЛАЙД 8. (МАЛЫШ, СПИТ, (В, ГОЛУБАЯ, КОЛЯСКА)
СЛАЙД 8. (ЩЕЛК 1 раз)
СЛАЙД 9. (ЩЕЛК 1 раз)
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11.. (РОЗОВАЯ, БАБОЧКА, ЛЕТИТ, (НАД, ЦВЕТОК)
И т. д.
7. Работа с деформированной фразой
На доске: магнитные вагончики с предметными картинками и пиктограммами в окошках представляют собой деформированную фразу, слова–вагончики в которой нужно поставить в правильном порядке.
А вот у этого паровозика перепутались местами вагончики, их нужно поставить в правильном порядке:
1. Цветок, на, сидит, пчела. Пчела сидит на цветке.
2. Едет, машина, врач, в. В машине едет врач.
3. Под, спит, диван, кошка. Кошка спит под диваном.
8. Работа по развитию грамматического строя речи, мышления,
воображения, лексики.
А вы любите слушать сказки? А давайте теперь почитаем сами!
(«Сказка–связка «На лужайке»)
Каждому ребенку раздать по предложению (Сказка–связка «На лужайке» прилагается, ее легко разрезать на предложения).
Дети самостоятельно «читают» свое предложение (логопед помогает тем, кто затрудняется). Затем дети с помощью логопеда выстраиваются по порядку (предложения пронумерованы) и по цепочке «читают» получившуюся сказку.
9. Итог занятия.
1. Из чего состоят предложения?
2. Что слова могут обозначать в предложении? (предметы, действия, признаки)
3. Из чего состоят слова? (из звуков)
4. Звуки делятся на какие группы? (гласные–согласные, твердые согл. –мягкие согл.)
10. Оценка деятельности детей