Светлана Шурманова
Консультация «Консалтинг в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Консалтинг
В последнее время в российском образовании появился новый термин – консалтинг. Педагогический консалтинг – это профессиональная помощь в организации и осуществлении процесса обучения. Педагогический консалтинг включает в себя : сопровождение детей, подростков и взрослых в образовательном процессе и оказание консультационной помощи им и членам их семей в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей и разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью.
Публикация «Консультация „Консалтинг в образовании“» размещена в разделах
Для развития консалтинговой деятельности в сфере образования существует много факторов – это и изменения, связанные с реформами в образовании, направленные на улучшение качества образования и возможность организации платных образовательных услуг и, как следствие, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, и постоянно меняющиеся условия внешней среды, кризис человеческих ресурсов.
Наш детский сад уже несколько лет работает на выявление одаренных детей.
Практика работы педагогов ДОУ С родителями одаренных детей существенно отличается от работы с родителями обычных детей. И прежде всего тем, что не направлена на их просвещение, не осуществляется в непосредственно прямой обучающей форме, не сводиться к передаче информации, а предполагает проектирование и реализацию подлинного диалога двух равноправных сторон.
Прочти у всех родителей одаренных детей, как правило существует очень тесная связь с ребенком, которую можно назвать симбиозом. Это приводит к некоторой экзальтации детско-родительских отношений, сильной эмоциональной зависимости, поэтому родитель не всегда может оказать своему ребенку эмоциональную поддержку, сам нуждаясь в ней не меньше. Отношения родителей и ребенка становятся противоречивыми: при сохранении и усилении эмоциональной привязанности нередко появляется непонимание, отчужденность и даже агрессия, как результат - трудности социальной адаптации одаренного ребенка.
Довольно часто родители одаренных детей ограждают их от быта и повседневных дел, что приводит к несформированности необходимым бытовым навыкам и бытовой несамостоятельности. Они устраняют все мыслимые и немыслимые преграды на пути у своего чада- пусть только развивает свою одаренность. Дети становятся еще более зависимыми от родителей и нередко своей эмоциональной неприспособленностью вызывают насмешки у сверстников.
Юркевич В. С. выделяет несколько типов родителей одаренных родителей.
Вечная нянька. Такой родитель (не просто нянька, а даже наседка) проявляет гиперопеку. Непрерывная забота становиться необходимой самому ребенку и превращается в так называемую «симбиозную связь, когда ребенок и родитель становятся «придатками» друг друга.
Строгий воспитатель. Главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине. Также у ребенка культивируется беспомощность.
Единственный друг. Родитель выполняет все заданиявместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный мертор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру товарищ. В целом это не плохой вариант для развития одаренности ребенка, но дети, как правило в социальном смысле недостаточно хорошо сформированы, зовут и общаются так, как им нравиться.
Безалаберный товарищ. Это типичный вариант недостаточного внимания –гипоопеки, когда у родителей своя жизнь, а ребенка своя.
Суровый надсмотрщик. Родители очень требовательно, порой сурово, относятся к ребенку, оказывают психологическое давление и даже проявляют жесткость. Их дети организованы и трудолюбивы, но часто при этом нарушают эмоциональный контакт.
Важно иметь в виду, что иногда у одного и тогоже родителя роли меняются: строгий воспитатель становиться близким другом безалаберный товарищ- суровым надсмотрщиком, «кудахтающая» над своим ребенком «наседка»- требовательным воспитателем.
Инновационность консалтинга в работе с семьей определяется, прежде всего, профессиональным подходом к диагностированию проблем семьи, комплексным подходом к ее решению и разнообразием применяемых методов и форм работы с семьей. Все они ориентированы на развитие собственного потенциала семьи, активизации его в целях «запуска» механизма саморазвития семьи и решения ею проблем самостоятельно.
На современном этапе существуют разнообразные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Индивидуальные и групповые педагогические беседы;
Консультации;
Мастер классы для родителей
Клуб семейный очаг
Совместные проекты: «Радостное детство», «Ни дня без движенья», «Гость группы».
Клуб «Выходного дня»Совместные прогулки детей и родителей в парк,
ДК СТЗ, в художественную школу и на Азов гору.
Совместные игры, досуги:
Тематические вечера: «Театральная гостиная», «Осень в гости к нам пришла», «Наши фантазии».
Вечера вопросов и ответов».Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы по заданной теме. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
Родительское собрание-презентация (мастер-класс).Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.
«Родительское собрание-игра «Аукцион». Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.
Родительское собрание-конференция. За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них – и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос, выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант – педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим – обсудить ответы, поделиться своими мнениями по 49 этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть те- мы и направлять диалог в нужное русло.
Родительское собрание в форме ток-шоу. Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.
Собрания в игровой формеТакое собрание можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.
Родительские вечера.
Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.
Родительские ринги. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категорич-ность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога
Собрание – «Ассоциации»На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
Собрание – «Запись в моём блоке»При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные ре-шения. Каждое предложение записываю на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводит-ся запрет на критику.
Собрание – «Эвристические вопросы»
К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки».
Собрание – «Крестики – нолики»
Такие родительское собрание проводится в форме всем известной игры «Крестики – нолики». Выбирают наиболее актуальные темы, которые могут пе-рекликаться между собой.
Родительские чтения
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее.
Ю. А. Афонькинапредлагает нам такую форму взаимодействия,как родительский дневник, которая показала свою действенность на практике.
С помощью родительского дневника, родители заполняют анкету, по которой определяют тип детской одаренности. Она может быть: музыкальная, техническая, Литературная, артистическая, двигательная, художественная, интеллектуальная.
Заполнив, анкету родители выясняют что у ребенка проявляется тот или иной вид одаренности, что же делать дальше?
Конечно же работать?
- Поощряйте ребенка к любознательности, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.
- Вместе радуйтесь его победам.
- Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности.
- Старайтесь не подавить инициативу ребенка.
- Снабжайте ребенка необходимым материалом для творчества.
-Участвуйте в творческой жизни ребенка.
Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их- значить постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия их одаренности. Одаренные дети не терпят ограничений в своих идеях, или когда им навязывают готовый ответ. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая одаренного ребенка.
Консалтинговое сопровождениеприводит семью к конструктивным моделям взаимоотношений: партнерству, которое провозглашает отношение друг к другу на равных или договорных началах как средство объединения; или к содружеству, которое переводит супругов на более высокий уровень совместной жизнедеятельности в достижении близких всем семейных целей, что базируется на обоюдном согласии.