Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение1)
▼ Скачать
+ Заказать документы
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННЫХ ДОУ.
2.1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов и средств работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начало экологического сознания, заняты исследователи и практики. К числу таких средств можно отнести игру - деятельность, которая преобладает в жизни малышей.
Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (Продолжение1)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду средств, обеспечивающих формирование у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?
Одним из средств формирования экологического сознания дошкольников могут быть игровые обучающие ситуации, сущность которых заключается в совмещении дидактической игры и сюжетно-ролевой. Т. е. по инициативе воспитателя в свободное время организуются разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которые вписаны различные правила. Эти правила выполняются как ролевые действия, которые контролирует педагог [10,107].
Таким образом, экологическое воспитание тоже можно осуществлять путём привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленных из них.
Игровые обучающие ситуации - это полноценная, но по существу организованная сюжетно-ролевая игра, которая создаётся педагогом для решения конкретных педагогических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения. Её характеризуют следующие моменты:
• она имеет короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного или литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам;
• игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, специально организованным пространством, и предметной средой;
• в содержание игры заложены дидактические цели, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и т. д. ;
• игру проводит воспитатель: объясняет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
• воспитатель руководит игрой; следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.
Выявлены три типа ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета "Путешествие".
Первый тип ИОС - использование игрушек аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразие игрушек животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработки возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев раздать игрушки как раздаточный материал.
Построение ИОС с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ним. Следует специально обратить внимание на параллельное исследование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) фокусирует на себе внимание ребёнка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создаёт благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом.
Игрушка-аналог любого привлекательного облика может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важным при этом является способ её включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с её функциональным назначением: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. Но следует отметить, что использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, а в других - менее успешным. Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее знаний. Особенно это необходимо, когда с животными не возможен действенный контакт, непосредственное общение. Ребята с удовольствием держат в руках игрушечных рыбку, птичку, зайчика, так как исключена возможность взять в руки живых животных. И наоборот, дети мало обращают внимание на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которая ходит, нюхает, лает.
Итак, образная игрушка может выполнять определённую дидактическую функцию в экологическо-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к игрушке в этом случае определяются следующими моментами: она должна быть опознаваема, независимо от материала и формы изготовления; в ней должны просматриваться характерные признаки строения животного или растения по которым идёт узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична, вызывать положительные эмоции.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Данные игрушки могут быть с успехом использованы на занятиях по изучению природы. Для этой цели лучше всего использовать игрушки Чипполино, Незнайку, Карлосона. Куклы должны вписываться в ход занятии на основе программного содержания.
Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения в сказке: либо сильную, либо слабую. В традиционном занятии воспитатель всегда "над детьми" : он задаёт вопросы, поучает, объясняет, рассказывает. При использовании игрушек-персонажей, особенно когда они задают глупые вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомлённость в событиях, уже дети стоят "над" ними. Такое соотношение придаёт уверенность дошкольникам, они приобретают авторитет в своих собственных глазах. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.
Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: "Поездка на выставку", "Экспедиция в Африку", "Путешествие к морю". Во всех случаях - это сюжетно-дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. По существу всевозможные путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической труппы, опытного путешественника и т. д. рассказывает и показывает всё интересное, ради чего отправились в путь.
Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требует от воспитателя подготовки: обдумывание сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев может выходить за рамки отведённого времени - это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Педагог так же должен учитывать возрастные особенности детей, для того, что бы определить, какие знания и умения должны сформироваться у ребёнка того или иного возраста. Далее выбирается методика, направленная на достижение поставленной задачи.
Рассмотрим использование ИОС в разных возрастных группах. Младший дошкольный возраст
Перед педагогами в работе с детьми младшего дошкольного возраста стоит задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости 1-2 условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Всё что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое включается как можно больше органов чувств. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать
для игровых обучающих ситуаций простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.
Лучше всего для этой цели подходят образы сказок "Курочка ряба", "Репка", "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка". Воспитатель предлагает детям поучаствовать в несложных действиях сказки. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Средний дошкольный возраст.
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее в своих проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитое восприятие и мышление, лучше понимают и воспринимают речь взрослого, способы к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода является становление сюжетно-ролевой игры, интерес к ней проявляется в большей степени. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать её в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.
Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которых включаются игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приёмы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернётся хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надёжным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Старший дошкольный возраст.
Дети шестого года жизни отличаются ещё большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений, начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Всё это позволяет усложнить содержание экологического воспитания. Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает разные мероприятия любимые игровые персонажи.
Т. о. технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируется на материале предыдущего возраста, но с усложнением, является витком в общей системе экологического воспитания дошкольников.
Подготовительная группа.
Дети седьмого года жизни многое знают и многое умеют. Знания они получают в общении со взрослыми и сверстниками. В формирующейся умственной деятельности они готовы решать специально поставленные умственные задачи. Игра остаётся, но усложняется по содержанию и форме, она должна соответствовать возрастным возможностям и умениям детей. Дошкольники готовы классифицировать объекты по значимым признакам, искать причину явлений, представлять последствия своих действий, особенно если на них обращает внимание взрослый. У детей есть опыт и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо понимают речь взрослого, их занимает чтение познавательной литературы.
По форме технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста похожа на технологии, используемые в предыдущих группах, но по содержанию она сложнее. Дети узнают все внешние проявления и особенности тех обитателях детского сада, с которыми они находятся в постоянном контакте в течение всего года. Дети любят их, легко и почти самостоятельно ухаживают за ними, могут эмоционально и с интересом рассказать об их жизни в неволе и в природе. Т. о., все экологические мероприятия воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяет понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.
На протяжении дошкольного возраста для формирования экологического сознания можно использовать все типы игровых обучающих ситуаций. Содержание игр будет зависеть от возраста детей, их физиологических и психологических особенностей. То есть с развитием ребё нка содержание игр усложняется: от простого манипулирования с предметами игра переходит к мыслительным операциям, установлению причинно-следственных связей в природе - а это очень важно при формировании экологического сознания.
Мы считаем, что в дошкольном возрасте для проведения игровых обучающих ситуаций с экологической тематикой нужно учитывать окружающее ребёнка пространство, или иначе экологическую среду, так как она, воздействуя на сознание ребёнка, влияет на его эстетические, эмоциональные чувства, позволяет лучше вжиться в ту или иную роль.
Игровые обучающие ситуации это совокупность дидактической игры с сюжетно-ролевой игрой, которые являются средством экологического воспитания дошкольников. В основе ИОС лежит целенаправленное взаимодействие педагога и ребёнка. Характер взаимодействия зависит от поставленных задач, от возраста детей, от степени сформировавшихся знаний умений и навыков детей, и типа выбранной игровой ситуации.
Формированию экологического сознания детей способствуют игровые обучающие ситуации, которые позволяют в оптимальной форме решить ряд задач направленных на формирование экологического мышления детей. С одной стороны игра как основной вид деятельности не вытесняется процессом обучения, с другой - развивается познавательная сфера, способствующая формированию экологического сознания дошкольника.