Крехтунова Надежда
Конфликты в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты в подготовительной группе.
Конфликты в детском саду - это всегда сложно. Сложно объяснить детям, сложно объяснить родителям. Но мы стараемся справляться с ними. Иногда получается, иногда не очень.
Давайте для начала разберёмся, какие бывают конфликты в детском саду, и что это вообще такое.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Какие же в детском саду конфликты?
Публикация «Конфликты в подготовительной группе» размещена в разделах
1)Ребёнок не поделился игрушкой;
2)один мальчик кривляется,другому это не нравится;
3)сказал обидное слово;
4)забрал стул у соседа;
5)не взяли в игру;
6)нечаянно толкнул;
7)попал мячом;
8)сломал постройку.
Их можно перечислять бесконечно. И на каждый такой конфликт идёт ответная реакция, и от ребёнка и от родителей.
У детей это : слёзы, обиды, кулаки, пинки ногами, царапание лица.
От родителей: моего ребёнка поцарапали, его обидели, его задели.
Кто виноват, кто прав, не всегда родители правильно оценивают своего малыша. Ведь твой сын или дочь, самые лучшие.
И естественно, в каждом конфликте участником становится воспитатель, он старается разобраться. А главное, разрешить его и выяснить причину такого поведения.
Как и в обычной жизни, так и в детском саду, можно много конфликтовать.
Но взрослые же научились как то справляться с этим. Так вот и мы, воспитатели, стараемся научить ребёнка справляться с такими ситуациями.
Каждую ситуацию мы обсуждаем с участниками конфликта, потом разбираем со всей группой. Что надо было сделать, чтобы избежать конфликта.
Ещё мы проводим беседы про уважение друг к другу, слушаем добрые сказки, учимся мыслить позитивно, беседуем о том, как справляться со злостью.
Но практика показывает, что этого всё равно мало. Хочется, чтобы и родители со своей стороны, дома продолжали эту тему обсуждать. И тогда результат будет лучше.
С родителями мы тоже стараемся обсудить такую ситуацию, просим и дома с ребёнком проговорить её ,и разобраться.
Способы разрешения конфликтных ситуаций.
В дошкольном, да и в школьном детстве конфликтные ситуации возникают постоянно. Дети ссорятся, мирятся, опять ссорятся и опять вместе. Педагогу порой бывает трудно разобраться, а иногда и просто не хочется вмешиваться, если речь не идет о драке.
Небольшие стычки и недоразумения можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которых ребенку сложно обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вмешиваться в такие ссоры. Необходимо научить их выходить из спорных ситуаций, а дальше дети будут самостоятельно искать выход, договариваться и прекращать конфликт. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правилам жизни среди других людей (сколько людей, столько и желаний, переживаний, мнений). Эти правила заключаются в умении корректно выражать свое желание, выслушивать желание, мысль другого и договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (определять причину конфликта, находить варианты выхода из сложившейся ситуации). Взрослый, если вмешался, должен обязательно высказать детям свое объективное, бесстрастное отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу свои желания, свои варианты видения ситуации, а затем предлагать им обдумать пути выхода из нее (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно принятие совместного решения).
Деструктивный: Конструктивный:
«Уйду и не буду с ним играть», «Предложу другую игру»,
«Сам буду играть», «Спрошу ребят, во что лучше «Позову воспитателя поиграть»,
и она заставит всех играть», «Спрошу ребят, во что они
«Всех побью и заставлю играть». хотят играть».
В решении детских конфликтов педагог обеспечивает нахождение общего языка, который является результатом достижения понимания. Становясь посредником в разрешении детских споров, воспитатель должен соблюдать педагогическую этику, учитывая особенности этого вмешательства:
1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение этой ситуации.
2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и его решении.
3Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция воспитателя- взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Обсуждать нужно следующее:
-Что произошло? (сформулировать суть конфликта
-Какие чувства вызвала ссора у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
-Как быть в этой ситуации? (предложить свои решения)
Методы предупреждения конфликтов
Наиболее перспективное предупреждение ссор на ранних стадиях зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть :повышение голоса, стычки между детьми, нарушение дисциплины, приставания, обзывания, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от игры, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению начинающейся ссоры. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместную деятельность, игры и занятия. Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля- умение регулировать свое поведение в соответствии с определенными стандартами, правилами, нормами, установленными в обществе.
Для предупреждения возникновения ссор воспитателю необходимо
создать условия для формирования умения общаться. Для этого можно использовать -сюжетно-ролевые игры (в том числе с наличием проблемной ситуации);
-имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо социальный процесс);
-интерактивные игры (игры на взаимодействие);
-социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
-обыгрывание ссоры и моделирования выхода из нее;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
-беседы, дискуссии.
Литература:
1. Белкин А. С. Трудные педагогические ситуации и пути их разрешения/А. С. Белкин. -Свердловск, 1986.
2. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников/ В. Я Зедгенидзе-М. ,2005