Людмила Макарова
Сценарий концертно-игровой программы «Иван — травник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Создать условия для культурного отдыха детей.
2. Дать представление учащимся о травах, показать их многообразие в природе и пользу для человека.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход мероприятия
1. Организационный этап (5мин) Под русскую народную песню девочки из объединения «Веретейка» танцуют хоровод.
Иван – травник: Здравствуйте, дорогие друзья! Иван – травник я. Пришел сегодня к вам, чтобы вместе вспомнить старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому мы и пригласили всех вас к нам на праздник.
Публикация «Сценарий концертно-игровой программы „Иван — травник“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2018
2. Основной этап (40 мин) Ведущий 1: Праздник наш посвящен травам.
Много чудесных явлений, по мнению наших предков, происходило в Иванову ночь с растениями. Бытовало поверье, что деревья разговаривают в эту ночь друг с другом и даже переходят с места на место.
Ведущий 2: Но самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и появляется огненно-яркий цветок. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады, он станет сильным, начнет понимать язык животных и птиц. Мы не будем искать цветок папоротника, а предлагаем участникам праздника разгадать загадки.
Иван травник:
1. Только тронь
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Крапива)
2. Кругом волоса, посредине колбаса.
(Кукуруза)
3. Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)
4. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)
5. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малинкой,
Васю хворостинкой!
(Лес)
6. Не шмель, не пчела, а жалит.
(Крапива)
7. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (елка)
8. Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
9. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (одуванчик)
Отгадавшие получают приз.
Ведущий 1: Иванов день пришел – траву собирать пошел. Считалось, что собранные в этот день растения не только лечат, но и обладают волшебной силой, спасая от чертей, колдунов и от тоски.
Ведущий 2: Существует немало легенд о чудодейственной силе трав, собранных в купальскую ночь: плакун-трава прогоняет злых духов; терлич-трава помогает завлекать женихов; пастушья сумка кровь останавливает; жгучая крапива ревматизм лечит; заячья капуста применяется при ожогах; мать-и-мачеха, душица, багульник от простуды помогают. Из цветов в это время заготавливают купальницу, медвежье ушко.
Иван - травник: Я приготовил для вас викторину, попробуйте ее отгадать.
Викторина «Иван – травник»
1. Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. Как оно называется? (алоэ)
2. Это растение по – латыни называют «бетула». У него целебные почки, листочки, сок. Оно первым одевается в зеленый наряд. Назовите его.
3. Это растение обычно считают сорняком. Но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при болезнях печени и почек. Из него получают синюю краску для тканей. Назовите русское имя этого цветка – сорняка.
4. У этого растения целебные корни, поэтому по-русски его называют «корень жизни». Назовите его китайское имя.
5. Это растение входит в состав многих болеутоляющих лекарств. Его называют красивым итальянским словом «белладонна». А как это будет по-русски?
6. Про какое растение говорят, что оно помогает при лечении семи болезней?
7. Какое растение отгоняет нечистую силу и одновременно помогает при отсутствии аппетита? (полынь, осина)
8. Какие растения нашего края стали редкими и занесены в её красную книгу? Прострел (сон-трава, венерин башмачок, шалфей, башмачок крупноцветковый, водосбор, горицвет весенний, рябчик горный, кувшинка белая, кувшинка желтая, весен ник сибирский и т. д.
Отгадавшие получают поощрительный приз.
За правильные ответы получают сладкий приз.
Ведущий 1: В Иванов день девушки плели венки из трав: иван – да марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха. На протяжении всего праздника на головах девушек были венки. Сейчас мы для своего праздника сплетем веночки.
Иван – травник: а сейчас конкурс ….
Конкурс №1 «Сплети веночек»
Подойдите ко мне, те, кто получил перед началом праздника красные и синие цветочки. Разделимся на команды. Перед вами лежат бумажные цветы. Каждая из девушек должна подойти танцевальным шагом полечки к цветам и вплести в венок свой цветок, затем вернуться к команде. (Нанизывают на проволоку цветы из бумаги, соединяют концы проволоки в венок) Побеждает команда, первая выполнившая задание. Сладкие призы.
Ведущий 2: Иванова ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны.
Иван – травник:
Конкурс №2 «Знатный аптекарь»
Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий «АПТЕКАРЬ».
1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
• архилин
• плакун – трава
• лютик
(плакун-трава)
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
• дурман – трава
• купаленка
• адамова голова
(дурман-трава)
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника)
*малина
*смородина
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?• Петров крест
• Медвежье ушко
• Перелёт – трава
(Перелёт-трава)
Получают поощрительный приз.
Ведущий 1: Целебной считалась и роса на Иванов день. Её собирали, волоча чистую скатерть по траве. Затем скатерть выжимали и росой умывались, чтобы избавиться от всяких болезней. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ею окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться тараканы.
Иван – травник:
Конкурс №3 «Соберем росу»
Оборудование: Две пластиковые бутылки с водой, налитой до половины, узкие полоски-тряпочки, длиной 40 см, два стакана.
Дано: На старте стоят бутылки с водой, рядом лежат две тряпочки. На противоположной стороне площадки два стакана.
Надо: Участники опускают тряпочку в бутылку, смачивая ее водой. Затем несут ее на противоположную сторону и выжимают в свой стакан. Бегут обратно и передают эстафету. Побеждает команда, принесшая больше воды, за определенное время. Победившая команда получает утешительные призы.
Ведущий 2: Сегодня праздник не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные.
Иван – травник: Кто хочет со мной поиграть, выходите в круг.
Игра «Волшебный бубен»
Бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня – волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот, у кого в руках остался бубен – поет песню, читает стихотворение и. т. д.
Ведущий 1: Ни одно событие, ни один праздник не обходится без цветов. Цветы – идеальные посредники для выражения чувств. Благодаря им можно проложить путь к сердцам людей, они поднимают настроение, заставляют нас удивляться неповторимому созданию природы.
Иван – травник:
Конкурс №4 «Волшебный букет».
Приглашаются по 3 человека аранжировщики, которые за 3 минуты должны создать композицию «Цветов красою сердце отогреем», (даны участникам обложки из журналов с цветами).
Работа со зрителями:
- Назовите 5 цветочных растений, в названиях которых звучат женские имена. (Маргаритки, Иван – да – Марья, Анютины глазки, Лилия, Роза.)
- Какие цветы используются в народной медицине (ландыш, мать – и - мачеха, календула, ромашка, шалфей).
-Какие цветы зацветают на второй год? (Турецкая гвоздика, колокольчик, маргаритка, виола, наперстянка)
-Загадки: 1. Есть очень яркие цветы
С расцветкой небывалою.
Но королевой красоты
Считают (розу алою)
2. Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3. Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчик)
4. Золотая середина и лучи идут кругом,
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом. (ромашка)
5. В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, но изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек,
Но кто его не знает ведь это. (василек)
3. Заключительный этап (7мин) Ведущий1: Вот и заканчивается наш праздник. Очень хочется, чтобы эта встреча осталась в ваших сердцах, вызвала добрые чувства и желания.
Ведущий 2: Цветущим садом станет вся Земля,
И все растения страны переменятся,
И пальма мира Север приоденет,
Украсит роза мерзлые поля.
Иван - травник: А сейчас я хотел бы узнать, какое вы получили настроение от наших гостей. Для этого вы должны выбрать цветок вашего настроения и поставить в вазу. (Проводится рефлексия)
Рефлексия: «Собери букет настроения».
Ребятам раздаются нарисованные цветы: роза – отличное настроение, ромашка - хорошее настроение, одуванчик – плохое настроение. Дети должны собрать букет цветов в вазу, показав свое настроение. Ваза нарисованная красками, на ватмане прикрепленная на мольберте заранее.
Ведущий 1: Спасибо всем, кто участвовал в этом празднике. Спасибо, кто пришел на праздник.
Ведущий 2: Мы надеемся, что капельку тепла к травам вы унесете в своем сердце.
Звучит песня мелодия. Все встают и прощаются, уходят.