Анна Айрапетян
Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Публикация «Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Социально-коммуникативное развитие направлено на :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
• свободное и добровольное включение детей в игру;
• дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
• игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
• при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
• изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры : развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
• создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
• развивает социальные навыки : освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
• воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
• обеспечивают быструю адаптацию;
• вызывают эмоциональную разрядку;
• способствуют развитию мимики и жестов;
• улучшают воображение;
• развивают способность концентрироваться;
• развивают умение распознавать собственные чувства;
• развивают склонность к эмпатии;
• формируют умение соблюдать правила;
• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
• ребенок - полноценная часть общества
Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?
В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому начну рассказывать о своем опыте работы с младшего дошкольного возраста.
Коммуникативные игры начинаю использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Также использую игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас…
Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, использую в работе следующие игры :
• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
• на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
• на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт : «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста продолжаю использовать в работе игры для среднего возраста и ввожу новые, более сложные:
• на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
• на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
• на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
• на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
• на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
Хочу отметить, что часто при выборе игры, я советуюсь с воспитателями, т. к. воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя.
В работе с воспитателями использую различные формы работы:
• консультации, тренинги
• семинары-практикумы
• индивидуальные консультации, беседы
• социальные сети (размещение информации, анкетирование)
• совместные развлечения и праздники
• тетради взаимодействия
• составление характеристик
Педагоги обращаются за помощью, когда в группах есть дети с проблемами в общении, если необходимо, по результатам диагностики провожу индивидуальную работу. Также эффективны в работе тетради взаимодействия, в которых записываю игры и упражнения для помощи воспитателям. Воспитатели, специалисты детского сада также в своей работе используют коммуникативные игры.
Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др., размещаю эту информацию в уголках для родителей и в закрытых сообществах групп, иногда родители обращаются за советами в личных сообщениях в социальных сетях.
В прошлом учебном году по данной теме мною было проведено открытое мероприятие в детском саду с детьми средней группы на тему «Вместе весело играть». Целью мероприятия было развитие коммуникативных навыков детей в ходе игровой деятельности.
По данной теме я работаю второй год. В прошлом учебном году из-за пандемии мне не удалось реализовать все намеченные планы. В настоящий момент я закончила работу над созданием картотеки коммуникативных игр, которую смогу использовать в работе не только я, но и воспитатели и специалисты.
Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.